Події

Проснувшись среди ночи в охваченной пламенем квартире, женщина бросилась к своим внучатам, даже забыв надеть на ногу протез

0:00 — 30 жовтня 2002 eye 229

Спасая семью погорельцев, винницкие пожарные отдавали им свои маски от дыхательных аппаратов на сжатом воздухе

Инна Вячеславовна проснулась ночью от внезапно вспыхнувшего яркого света в квартире. «Что это мне мерещится?» -- испугалась женщина. А посмотрев на спящих внучат, пятилетнего Юру и двухлетнюю Вику, -- встревожилась еще больше. Встав с кровати, женщина побежала на свет, даже забыв надеть свой протез на ногу. Приоткрыла дверь спальни и вскрикнула от неожиданности: волна дыма и пламени ударила в лицо. «Марина, просыпайся, у нас пожар!» -- Инна Вячеславовна начала будить дочь.

«За несколько дней до беды мне приснился сон, что мы горим… »

Схватив всхлипывавших малышей и укутав их в одеяло, женщины растерялись: куда бежать? Путь к выходу из квартиры был отрезан завесой густого черного дыма, из которой выбивались языки пламени. Укрыться можно было разве что на балконе -- туда пламя пока не добралось. Но открыв дверь на балкон, Марина увидела, как с доступом свежего воздуха еще сильнее забушевал огонь в квартире. Дрожа от холода и волнения, женщина усадила малышей в старом кресле на балконе и, как могла, успокаивала их. Дети уже не плакали -- они тихонько сидели, плотно прижавшись друг к другу. А тем временем Инна Вячеславовна кричала с балкона в ночь: «Люди, помогите, мы горим! Скорее вызывайте пожарных, с нами маленькие дети!» Как на беду, в ту ночь мужа Марины Анатолия не было дома -- он работал в ночную смену. И действовать нужно было двум женщинам.

-- Я заметила, что внизу на скамеечке у фонтана сидят какие-то парни, видимо, из ночного кафе. Они-то и услышали мою мольбу о помощи и вызвали пожарных, -- рассказывает Инна Вячеславовна. -- Мы молились, чтобы спасатели приехали побыстрее. Но когда услышали, как рядом трещит и раскалывается, видимо, от высокой температуры, оконное стекло, поняли, что дым и пламя могут в любую минуту прорваться к нам на балкон. Тогда я начала кричать, чтобы кто-нибудь бросил нам веревки. Но под нами, на четвертом этаже, живет старенькая бабулька -- вряд ли она вообще что-то услышала. Я принялась срывать бельевые веревки, ведь, плотно связав их, мы с Мариной смогли бы спустить по ним детей. Ну и что, что у нас пятый этаж. Мы были уверены -- Юре удастся спуститься на веревке вниз, ведь он у нас спортивный мальчик, занимается легкой атлетикой. С Викой было бы посложнее… Когда мы услышали сирены пожарных машин, они показались нам настоящей музыкой.

-- Наша бабушка Инна всегда очень переживает за детей, тем более, когда им грозит опасность, да и я очень волновалась в сложившейся ситуации, -- говорит Марина Кисарчук, мама Юры и Вики. -- Несколько лет назад мама вместе с моим четырехлетним сынишкой Валерочкой попали в дорожно-транспортное происшествие: когда они ожидали троллейбус на остановке, на них из-за сильного гололеда буквально вынесло легковушку. Сынишка погиб, а мама потеряла ногу и вынуждена была долго лечиться в больнице. А в ту ночь, когда горела наша квартира, я поначалу думала, что все это сон. Ведь за несколько дней до этой беды нечто подобное мне уже снилось -- будто иду с детьми, и неожиданно под ногами земля раскалывается, а оттуда огонь валит прямо на нас. Во сне нам удалось спастись… Но тут, в реальности, я сразу же поняла, что самостоятельно потушить огонь не удастся. Пыталась понять: откуда возникло возгорание? Накануне вечером, как обычно, я проверила выключены ли в квартире газ, свет, вода. Точно помню -- все выключила. Значит, пожар произошел за пределами квартиры…

«Только после того, как мы дали честное слово, что вернемся за мамой и бабушкой, малыши согласились покинуть балкон»

Уже через три минуты после вызова дежурный караул самостоятельной государственной пожарной части N 2 по охране Замостянского района Винницы был на месте происшествия на улице Киевской. Хотя, как позже рассказали потерпевшие, пребывание на балконе в пылающей квартире показалось им вечностью.

-- Вызов нам поступил в 3. 52, -- рассказывает исполняющий обязанности начальника караула старшина внутренней службы Валентин Кизлык. -- Приехав к этой многоэтажке, мы сразу же побежали к балкону, на котором люди просили о помощи. Следом прибыли коллеги из отряда технической службы, расположенной на Пятничанах пожарной части, причем со специальной автолестницей. Но вокруг дома растут деревья, поэтому подняться по ней к погорельцам мы не смогли. Времени на раздумья не было. Пожарные, надев маски аппаратов на сжатом воздухе, побежали по лестничному маршу на пятый этаж. В подъезде стоял такой густой дым, что трудно было различить ступеньки. Да и проникнуть в горящую квартиру оказалось делом непростым -- в коридоре были настоящие завалы из упавшей горящей мебели. Впрочем, мы быстро расчистили себе дорогу.

На балконе, к которому уже добиралось пламя, нашей помощи ждали перенесшие ужасный психологический стресс и чудом оставшиеся в живых люди. Добравшись к ним, мы неожиданно услышали от малышей, что они… никуда не пойдут, потому что не хотят оставлять в опасности своих маму и бабушку! Пришлось дать детишкам честное слово, что обязательно вернемся за их родными.

-- Женщинам еще пришлось уговаривать детей, чтобы они не боялись уходить с пожарными, -- дополняет коллегу командир отделения старшина внутренней службы Александр Кощук. -- Взяв девочку на руки, я сказал, что мы немножко поиграем, и быстро надел ей маску дыхательного аппарата, чтобы малышка не задохнулась в дыму. Перед этим Валентин вынес из огня мальчика, понятное дело, тоже отдав ему свою маску. А подоспевший к балкону пожарный Василий Асафат отдал маску маме детишек, Марине, и выносил ее из горящей квартиры. Таким же образом мы спасли и Инну Вячеславовну: она очень волновалась, что может потерять протез.

Вообще-то нашими инструкциями предусмотрено, что в такой критической ситуации пожарные должны попеременно с потерпевшим надевать маску дыхательного аппарата. Но, когда выносишь из огня перепуганного ребенка, можно ли объяснить ему, чтобы он дал маску, хотя бы ненадолго, спасающему его дяде? Конечно, можно прихватить с собой запасные дыхательные аппараты для потерпевших, но ведь они тяжелые, по шестнадцать килограммов каждый, -- носить такой груз, когда спешишь на помощь, не очень-то удобно…

-- По предварительным данным, причиной пожара в «хрущевке» на улице Киевской стало возгорание электропроводки у распределительного щитка на лестничной клетке, -- считает Государственный инспектор пожарного надзора СГПЧ-2 Дмитрий Нечипорук. -- Пламя быстро перебросилось на обитую дерматином дверь квартиры Кисарчуков, а потом огонь уже охватил квартиру. Возможно проводка оказалась старой, неисправной или внезапно увеличилось напряжение в сети (ведь некоторые жильцы, обогревая свои холодные квартиры, включали камины и другие устройства). Сейчас причину возгорания электропроводки расследуют специалисты нашей лаборатории, окончательные выводы вскоре станут известны.

«Теперь наш Юрчик постоянно играет в новую игру -- тушит пожар и спасает оказавшихся в беде людей»

Сегодня семья Кисарчуков проживает в маленькой однокомнатной бабушкиной квартире. Раньше Инна Вячеславовна постоянно жила в доме дочери. Невзирая на свою инвалидность, она активно помогает Марине и ее мужу вести домашнее хозяйство и воспитывать внуков. Хоть уже прошло несколько дней после пожара, маленькие Юра и Вика не могут спать спокойно и вскрикивают по ночам -- им снится огонь. К тому же, дети лечатся в больнице от сильного кашля, наверное, все-таки надышались дымом, да и простудились на балконе.

-- Мне так жалко новых машинок, которые подарил папа, они сгорели, -- сетует пятилетний Юра. -- Я так ими и не наигрался -- раньше прятал их в шкафу от сестренки, ведь она у нас большой мастер все ломать. А иногда играл с ними ночью, под одеялом, когда все спали. И оловянные солдатики остались там, в сгоревшей квартире, и мои книги, тетрадки… Родители говорят, что ремонтировать нашу квартиру придется долго…

Инна Вячеславовна рассказывает, что Юра теперь играет в новую игру, главные герои которой -- пожарные -- спасают попавших в беду людей. Игрушки Юре и Вике, а также одежду и обувь не только детям, но и всем членам семьи, принесли сочувствующие их беде добрые люди -- соседи, знакомые. Даже телевизор им подарили -- ведь оба их телевизора и холодильник сгорели.

-- Мы счастливы, что остались живы! Даже страшно подумать, что было бы, не проснись я тогда среди ночи, -- говорит Инна Вячеславовна. -- Люди восприняли нашу беду как свою собственную. Приютили, накормили, обогрели. Детей переодели, уложили спать в чистую постель. После того как в квартире немного проветрилось, мы вместе с нашими соседями Оксаной и Олегом Козками, Юлией Титаренко и другими убрали на нашем пожарище, остатки обгоревших вещей выбросили на свалку, новую дверь поставили. Многие постоянно предлагают нам свою помощь -- мы не отказываемся. Одна из наших родственниц, например, постоянно гуляла с детками, пока они не были госпитализированы в больницу. Мне ведь, как инвалиду, угнаться за ними тяжело. Хорошо, что не потеряла свой протез на пепелище! Ведь он немецкий, выполнен в порядке эксперимента на винницком протезном заводе…

-- Наша квартира, увы, не была застрахована, -- добавляет Марина. -- Когда после гибели моего мальчика я получила 12 гривен компенсации, разуверилась во всяких страховках. Нам тогда сказали, что виновата инфляция… Надеемся, что городские власти окажут помощь в ремонте квартиры, тем более, что пожар произошел не по нашей вине. Но самое главное -- искренне благодарны нашим спасителям, пожарным. Ведь они отдали нам свои дыхательные маски, рискуя собственным здоровьем.

Сейчас и взрослые, и маленькие Кисарчуки не выносят запаха дыма. Даже если он от собранной дворниками и сожженной на улице листвы. Но надеются, что вскоре преодолеют этот страх…