До сих пор неизвестно, какой газ использовали российские военные во время штурма дома культуры на Дубровке, но украинские медики готовы оказать помощь пострадавшим соотечественникам
В понедельник поздно вечером в Киев из Москвы вернулись первые четверо наших соотечественников, которые были заложниками в доме культуры на Дубровке. Еще двадцать граждан Украины уже выписаны из московских клиник и тоже вскоре приедут домой. В общем среди зрителей злополучного мюзикла «Норд-Ост» были тридцать девять граждан нашей страны. Трое из них погибли, несколько находятся в реанимациях, отравившись газом, который применили российские спецслужбы во время штурма здания. Говорят, именно этот газ стал причиной гибели многих заложников. Что это было за спецсредство, может ли оно повлиять в будущем на здоровье подвергшихся его воздействию людей? Ответы на эти вопросы корреспондент «ФАКТОВ» искала в самых разных источниках и у специалистов.
-- По одной из версий, россияне использовали инкапаситант -- газ, который на время выводит человека из строя, -- говорит заместитель главврача киевской Больницы скорой помощи по лечебной работе, главный токсиколог Киева Наталья Алексеенко. -- Существует два вида инкапаситантов: газ BZ и «Агент 15». Они, подобно атропину, вызывают галлюцинации, возбуждение, судороги. Для этих газов есть «противоядие» -- антидот, после введения которого симптомы отравления смягчаются. Но, судя по тому, что заложники после захвата здания были в бесчувственном состоянии либо очень вялыми, сонными, спецслужбы применили другой газ, отключающий сознание. А против такого средства антидотов нет.
По сообщению интернет-издания «Газета. ru», в московские больницы, куда позже доставили освобожденных заложников, примерно за сутки до штурма приехали «медики в штатском» и велели увеличить запас налоксона и налорфина -- препаратов, используемых при передозировке наркотиков, таких как героин и опиаты. Напрашивается вывод, что в доме культуры применили аэрозоль, действующий подобно опиуму. У обследованных пациентов были все признаки такого отравления, при котором человек впадает в бессознательное состояние, не испытывает тревоги -- наоборот, ему становится спокойно и хорошо. Кстати, в Министерстве обороны США тоже высказали предположение, что использован опиат.
Эксперты по боевым отравляющим веществам -- специалисты химического факультета Московского госуниверситета считают, что спецназовцы распылили в зале препарат, который применяется для наркоза, уже после первого вдоха человек впадает в полубессознательное состояние, не может двигаться. «При однократном применении в строго выверенных дозах этот препарат не вызывает побочных эффектов, -- сказал один из экспертов. -- Другое дело, что у него фантастически низкая летальная доза, поэтому перед его применением в больницах пациенты проходят самое тщательное обследование, иначе они могут умереть, как при передозировке героина. »
-- Безвредных газов, применяемых при спецоперациях, не бывает, -- объясняет Наталья Алексеенко. -- Цель любого из них -- отравить человека. И чем дольше люди находятся в зоне поражения, тем тяжелее симптомы отравления. Ведь газ попадает в организм не только во время дыхания, но и через кожу. Поэтому спецназовцы быстро выводили и выносили заложников на улицу, на свежий воздух.
-- После штурма асфальт у входа в дом культуры был усыпан одноразовыми шприцами. Медики пытались бороться с последствиями применения газа?
-- Есть сведения, что заложникам тут же, на улице, вводили налоксон -- препарат, помогающий привести человека в сознание. Эта мера была правильной и своевременной. Ведь газы мгновенно попадают в организм и быстро выветриваются, но человек может с первым вдохом получить смертельную дозу. Очевидно, так и произошло со многими заложниками.
Главный анестезиолог Москвы Евгений Евдокимов сообщил, что в доме культуры на Дубровке было использовано вещество общенаркотического действия, при увеличении дозы способное привести к «изменению основных функций организма». К таким «изменениям» можно отнести потерю сознания, а также нарушения работы дыхательной системы, сбои кровообращения. «Бывшим заложникам была оказана помощь, необходимая при данных симптомах», -- сказал г-н Евдокимов.
Ведущий врач одной из московских больниц, где разместили часть бывших заложников, считает: некоторым людям помогло то, что в момент применения спецсредства они догадались закрыть нос и рот одеждой, платками, салфетками. Агентство «Интерфакс» привело рассказ одного из заложников о том, как сидевшая рядом учительница, намочив водой салфетки, закрыла ими лица своих учеников. По мнению родителей, этим она спасла детей.
-- Влажная ткань, сложенная в несколько раз и приложенная к лицу, делает дозу газа не смертельной, но спастись от отравления можно, только убежав из облака газа, -- говорит Наталья Алексеенко. -- Если, конечно, это возможно.
Лидер Российского экологического союза Виктор Данилов-Данильян заявил, что воздействие спецсредства на заложников было усилено недостатком воды в их организме и сильнейшим стрессом. «Но вряд ли можно было обойтись меньшим количеством газа, поскольку могли бы не заснуть террористы, а если бы они привели в действие взрывное устройство, количество жертв было бы несоизмеримо большим», -- считает г-н Данилов-Данильян.
-- Ежегодно от химических отравлений в мире, в том числе в Украине, гибнет множество людей, -- продолжает Наталья Алексеенко. -- Около миллиона отравляющих веществ окружает нас в быту. На химических производствах и складах случаются пожары и нештатные ситуации. Врачи всегда к этому готовы. Абсолютно все будущие медики проходят специальную подготовку на военных кафедрах. В доме культуры на Дубровке от отравления погибли сто семнадцать человек, но жертв могло быть гораздо больше. Существует шкала ожидаемых потерь при химических отравлениях: у 25 процентов пострадавших легкая степень отравления, примерно у половины -- средняя и тяжелая, 35 процентов могут погибнуть. Если учесть, что в общей сложности в зале находилось более семисот заложников, а потом в эпицентр пошли несколько сотен спецназовцев, то количество погибших могло составить около трехсот пятидесяти человек.
-- Могут ли развиться осложнения у людей, выживших после газового отравления?
-- Если использовался газ на основе наркотических веществ, осложнений не будет. Кстати, наша больница готова принять граждан Украины, которые вернутся из Москвы. Но, думаю, их выпишут уже в нормальном состоянии. Им потребуется только психологическая помощь.
Вчера в интервью агентству «Интерфакс-Украина» директор Украинского научно-практического центра экстренной помощи Георгий Рощин, который прибыл в Москву уже через несколько часов после штурма дома культуры, сказал, что препарат, примененный во время спецоперации, мог представлять собой комбинацию средств, используемых для наркоза. Такие препараты люди переносят по-разному -- все зависит от концентрации и дозы, которую получил каждый из заложников. Сейчас предстоит выяснить, кто из наших соотечественников будет нуждаться в лечении и реабилитации. Эту работу координирует Министерство здравоохранения Украины.