Культура та мистецтво

Режиссер борис небиеридзе: «однажды у меня в фильме снялись сразу шесть настоящих «авторитетов». Седьмого не смог уговорить»

0:00 — 5 вересня 2002 eye 765

Мастер украинского кино приступает к съемкам второй части нашумевшего сериала «Роксолана»

Председателю Союза кинематографистов Крыма режиссеру Борису Ниберидзе, снявшему трогательную историю украинской красавицы Роксоланы, недавно исполнилось 60. Юбилей бурно отмечали два дня -- в столичном Доме кинематографистов и на студии со съемочной группой.

В свое время Ниберидзе принесли известность добрые фильмы-сказки: «Красные башмачки», «Иванко и царь Паганин», «Седьмое кольцо колдуньи» и детективы: «Убийство в Сан-Шайн-Меноре», «Алмазы шаха», «Фуфель».

Недавно Борис Константинович снял вместе с режиссером Владимиром Попковым сериал «Кукла» с Сергеем Шакуровым в главной роли. Ниберидзе непредсказуем: спокойный, вальяжный в своей квартире на Печерске и резкий, напористый на студии «Укртелефильм», где уже идет подготовка к съемкам второй части сериала «Роксолана». Ниберидзе убежден в том, что продолжение сериала будет более красочным и насыщенным…

«Думаю, что у «Укртелефильма» не хватит денег на отопление съемочного павильона»

-- Неужели решились-таки снимать продолжение «Роксоланы»?

-- Уже идут подготовительные работы, планируем на днях начать съемки,а в марте сдать фильм в прокат.

-- Не боитесь, что, как в прошлый раз, актеры будут замерзать в павильоне зимой, особенно во время интимных сцен?

-- Думаю, что у «Укртелефильма» не хватит денег на отопление и на этот раз.

-- По-прежнему ограничены в средствах?

-- В этот раз работать будет легче, фильм профинансирован Российской ассоциаций «Наше кино». По эскизам Светланы Побережной уже сшиты великолепные, соответствующие эпохе костюмы. Мы сможем осуществить красочные съемки боев на кораблях и на суше в Ялте, в Киеве в Косом Капонире, отснять панорамное, кровавое восстание. Фильм будет сниматься в павильонах «Укртелефильма». Кроме того, появилась возможность пригласить хороших московских актеров и по более высоким ставкам оплатить работу наших артистов.

В прошлый раз на фильм было выделено триста двадцать тысяч гривен -- это ничтожно малая сумма для работы над подобным сериалом. Приходилось экономить на костюмах, транспорте, все время у кого-то что-то просить, да и актеры работали за нищенскую зарплату. Несмотря на это «Роксолана» получила три престижных премии на Всероссийском фестивале в Москве, хотя его главным конкурентом был фильм «Королева Марго» режиссера Жигунова, у которого бюджет был в десять раз больше.

-- Кого из новых актеров вы пригласили?

-- Игорь Дмитриев будет играть короля Кипра, Борис Хмельницкий -- князя Карнара, а его дочь Даша будет дочерью и по фильму, юный Георгий Хостикоев тоже будет играть сына своего отца Анатолия -- принца Баязеда.

«Ольгу Сумскую придется «старить» гримом»

-- Прошло семь лет, «Роксолана»-Ольга Сумская располнела. Вас это не смущает?

-- У вас устаревшие сведения, она снова похудела. По сценарию фильма прошло пятнадцать лет, а она мало изменилась, нам придется «старить» ее гримом. У нас есть другая серьезная проблема -- мы не можем найти замену Дмитрию Миргородскому, который не успел доиграть одну из лучших своих ролей -- Байды. В народе считают, что Байда Вишневецкий -- это рубаха-парень. На самом деле это -- многогранная историческая личность, наследник престола, организовавший Запорожскую Сечь. Человек, владеющий семью языками, знающий обычаи многих народов, разбирающийся в живописи. Он сам внедрялся во вражескую среду, выдавая себя то за турка, то за француза, то за итальянца. Благодаря собранной им информации совершались знаменитые успешные набеги в бухту Золотой Рог в Стамбуле. Миргородскому образ Байды удался.

-- Вы ищете кого-то похожего на Дмитрия Миргородского?

-- Проблем и без того много. Например, уговорить Хостикоева постричься наголо. Снова сошьем ему шапочку и спрячем под нее его буйную шевелюру. А без Миргородского совсем плохо. С новым актером придется переснять последних семь серий первой части, поскольку Байда появился на экране не в первых сериях.

-- Так это будет новая «Роксолана»! Не боитесь, что она получится хуже первой?

-- Появилась возможность лучше снять некоторые сцены, да и саму тему сейчас мы знаем глубже. Мы нашли интереснейшие факты в записях репрессированного историка Агатангела Крымского. Благодаря блестящему историку Дмитрию Табачнику появилась новая сюжетная линия. Так что в фильме будет больше интриг, драк и, конечно же, любви.

-- В связи с тем что фильм финансирует Россия, Роксолана не заговорит по-русски?

-- Юрий Николайшвили, играющий роль Муггаэддина, как всегда, будет говорить по-грузински, московские актеры -- по-русски. В конце фильма идет тонировка. В результате «Роксолана» выйдет на двух языках: украинском и русском.

-- Правда, что Юрий Николайшвили в прошлом числился в «авторитетах»?

-- В двадцать лет он снялся в фильме «Первая ласточка» -- о зарождении футбола в Грузии. Фильм получил Гран-при в Венеции. Я его встретил в Ялте, когда ему уже было сорок. Он отошел от кино и числился в «авторитетах». Я снимал фильм-концерт, и мне позарез нужен был испанский гранд. Я на него поглядывал, но после того как мне объяснили, чем он сейчас занимается, предложить роль не решался. Он заговорил первым. Мы хорошо выпили в кафе, и он как грузин грузину дал слово, что придет на съемки, но, протрезвев, наверное, передумал. Несколько дней его искала вся съемочная группа, нашли на набережной.

При слове «камера» он убегал, возвращаясь, просил придумать другое слово, пришлось говорить -- «мотор». Он был неоднократно судим, и я горжусь, что мне удалось вырвать человека из беспросветной жизни. Его уважают в уголовном мире, благодаря этому он оказал мне невероятную услугу. В фильме «Алмазы шаха» у меня снялись шесть крупных настоящих «авторитетов». Седьмого не смог уговорить. Его звали Сотерро: «Понимаешь, друг, я бы тебе не отказал, но меня неправильно поймут, я сейчас сижу. Добрые люди отпустили отдохнуть, не могу их подвести». Без Николайшвили я не нашел бы таких типажей, без его консультаций не было бы настоящего колорита. Они не играли, просто за столом совершали привычные движения, а мой умница оператор успевал их подмечать и фиксировать. Представьте себе ими же накрытый стол, ломящийся от всевозможных холодных и горячих закусок, с икрой и жареными поросятами. И вдруг рука «авторитета» Фрола с огромным перстнем тянется за куском черного хлеба. Сверкая алмазом в три карата, он обильно посыпает хлеб солью и с таким аппетитом ест…

«В Тбилисский политехнический институт я поступил назло маме»

-- Вы случайно не педагог по образованию?

-- У меня три диплома, в том числе дирижера хора и инженера-акустика. Музыкой я занимался по настоянию мамы, пианистки, заведующей кафедрой фортепиано, а в Тбилисский политехнический институт поступил из упрямства, назло, не хотел быть послушным мальчиком.

А режиссером я стал случайно. Познакомился с очень талантливым сценаристом Володей Зуевым. Он, к сожалению, не реализовал себя в полной мере, но смог убедить, что во мне дремлет режиссер.

-- Что-нибудь пригодилось в работе режиссера?

-- Музыкальное образование и упрямство. После окончания Театрального института имени Карпенко-Карого я попал на студию «Укртелефильм», где большей частью снимали музыкальные ленты. В основном для Центрального телевидения, по заказу Москвы. «Довженковцы» жаловались на маленькие сметы, а наши были еще вдвое меньше, но уровень нужно было держать. Помню, когда мы снимали в Москве «Бориса Годунова», нам не во что было одеть бояр. Мы бросили клич по всей студии, наши сотрудники, вплоть до дворников, сносили старые шубы и куски меха со всего города. Костюмы для фильма шили учащиеся ПТУ по эскизам нашего художника бесплатно, в виде производственной практики. В результате фильм занял почетное место в библиотеке Конгресса США. «Фауст», снятый в таких же условиях, получил Гран-при на кинофестивале в Алма-Ата.

-- Несмотря на малые сметы, с вами соглашаются работать известные актеры -- Лев Дуров, Анна Самохина, Борис Хмельницкий…

-- С Дуровым я впервые столкнулся в работе над фильмом-сказкой «Иванко и царь Паганин». Сейчас мы друзья, а на первых порах ругались. Он меня не слышал, делал, что хотел. Я прямо ему сказал: «Лев Константинович, с вашим именем ничего не стоит получить роль и делать в ней все, что хотите». Он спрыгнул с лестницы прямо мне на плечи: «Сталин проклятый!» Но это была шутка, после которой мы сработались и больше не ссорились. Хотя Дуров по-хорошему заводной. Обычно, когда мы селились в гостинице, он, заполняя анкету, в графе цель приезда писал -- «террористический акт», и хоть бы кто обратил внимание! А недавно, спустя двадцать лет, я попал в номер, где жил Дуров. На жуткой картине, где было намалевано озеро, он карандашом дорисовал всплытие подводной лодки. Картина по-прежнему висит на стене. На фоне человеческой пассивности Дуров как-то особенно выделятся добротой и участием. Однажды во время съемок в Бахчисарайском дворце нас подвел дрессированный медведь. Понятно, что на поводке и в наморднике медведя в сказке никто не снимает. Лохматый «актер» перестал слушаться дрессировщика, развернулся и на задних лапах пошел на оператора, в толпу зевак и туристов. Все врассыпную. Дуров преспокойно догонят медведицу, берет под руку и приговаривая: «Машка, паршивая девчонка, как тебе не стыдно, ты же актриса», ведет к нам. Он всех успокоил и даже уговорил меня после шока вместе с ним и медведицей сфотографироваться. При своеобразной непосредственности он реалист, прекрасный семьянин, таскающий с Бессарабского рынка полные корзины ягод для отправки в Москву детям и внукам. Никогда не отказывался от съемок в малобюджетных картинах, хотя мог бы работать за большие гонорары.

-- Сергей Шакуров согласился сняться в сериале «Кукла» тоже за небольшой гонорар?

-- Не ждите, что назову вам сумму. В июле сериал мы уже сдали в прокат. Кроме Шакурова, в нем снялись прекрасные украинские актеры Романюк, Сердюк, Паперный, Вика Малекторович. Это политический детектив. Выборы губернатора. Его-то и играет Сергей Шакуров. В свои 60 лет он -- настоящий плейбой, очень обаятельный. интересный собеседник. Во время съемок произошла забавная история. В сцене демонстрации к нашей массовке присоединились прохожие. Они кричали «Долой Гридина!» и «Воров за решетку!» громче, чем наши актеры, не вникая, о чем идет речь. После съемок народ разошелся по домам довольный, считая, что побывал на настящей демонстрации.