Події

«я не хотел убивать, -- заявил на суде александр пронякин. -- к этому меня подтолкнули обстоятельства… »

0:00 — 7 вересня 2002 eye 767

Грабил бывший военный, как он сам объяснял во время следствия, от безденежья и желания обеспечить семью. А убивал лишь в том случае, если жертва сопротивлялась

16 февраля нынешнего года «ФАКТЫ» писали о том, что в Полтавской области задержан серийный убийца и грабитель, в течение года нападавший на влюбленные парочки, уединявшиеся в безлюдных местах. На счету бывшего военного Александра Пронякина, называвшего себя «чистильщиком лесов», три убийства и около десятка ограблений. Последней его жертвой стал майор милиции.

В конце августа Полтавский апелляционный суд приговорил преступника к пожизненному заключению.

«Не пил, не курил, трудился на двух работах… »

Судья Полтавского апелляционного суда Эдуард Давиденко, который поставил последнюю точку над «i» в деле 34-летнего жителя Кременчуга Александра Пронякина, о своем подследственном и подсудимом отзывается исключительно положительно& «Не пил, не курил, трудился на двух работах, чтобы обеспечить жену и малолетнего сына, -- говорит Эдуард Владимирович. -- Денег катастрофически не хватало, вот тогда-то Александр и решил «подработать», отбирая деньги и драгоценности у влюбленных парочек, которые уединялись в лесу…

Трудно сказать, что послужило толчком для криминального приработка Александра Пронякина. Сам он утверждал на суде, что виной тому -- безденежье и желание обеспечить семью.

-- Я не собирался никого убивать, -- заявил он, выслушав приговор, -- пожизненное заключение. -- И мужчин бил лишь для того, чтобы психологически воздействовать на них, сломить их сопротивление…

Когда имя Александра Пронякина еще не было известно работникам правоохранительных органов, он получил кличку «Зорро». Ведь грабил, забирал деньги и драгоценности он только у «грешников», занимавшихся любовью в автомобиле. Грибников и любителей природы Пронякин не трогал -- что с них взять? А у парочек в автомобилях водились и деньги, и дорогие украшения.

Свою первую добычу Александр выследил довольно легко, наблюдая за влюбленными в бинокль. Велосипед, камуфляжный костюм и маска-чулок на голове -- все это было при нем. А еще -- два обреза охотничьих ружей. Сам по себе напрашивается вопрос: если «Зорро» был таким благородным, а на путь грабежа его толкнула лишь крайняя нужда, для чего он зарядил эти два обреза картечью?

Выбив камнем окно со стороны водителя, Пронякин «обрисовал» сферу своих интересов: «Это ограбление. Деньги, золото, ценности -- сюда. » Водителя из естественной шоковой заминки он вывел очень просто: вытащил его на свежий воздух из автомобиля и помог «прийти в себя» кулаками.

Владелец машины -- человек немолодой -- упал и на какое-то время потерял сознание. Женщина с нападением смирилась -- по требованию Александра отдала золото и деньги. А мужчина, очнувшись, попытался сорвать чулок с головы грабителя. В ответ прозвучал выстрел из охотничьего обреза -- одного из двух, которые Пронякин сделал еще до того, как облюбовал для своих вылазок лесополосу.

В пожилого любовника Александр стрелял трижды. Раненный, тот смог проехать несколько километров и умер за рулем.

«В грехах мы все… »

Александр бил мужчин, даже если те не оказывали ему сопротивления. Расчет был на двоякий эффект: «выключить» того, кто мог оказаться сильнее его, и окончательно сломить волю женщины, находившейся в машине. И это срабатывало безотказно. На суде одна из потерпевших, внимательно рассмотрев Александра без маски, камуфляжного костюма и обреза в руке, воскликнула: «А тогда мне показалось, что росту в нем под два метра!»

Оказавшийся же на скамье подсудимых был лысеющим голубоглазым человеком маленького роста и без особых примет. Правда, мускулистым. Встреть такого на улице, а не в лесополосе, женщины на него и не посмотрели бы.

Адвокат Пронякина до последнего момента надеялся, что суд учтет «человеколюбие» его подзащитного: забрав деньги и украшения, Александр не проявлял агрессии по отношению к своим жертвам, разрешал им после ограбления уехать с места происшествия. А однажды даже помог запуганной им женщине вставить ключ в замок зажигания и завести машину.

В своем последнем слове Александр Пронякин говорил о том, что в детстве он не имел возможности получить образование, профессию. Карьера, как говорится, ему не улыбалась. Потому и выбрал путь разбойника. «В грехах мы все, как трава в росе», -- сказал Александр, когда его уводили из «клетки» после оглашения приговора…