Культура та мистецтво

Красотка джулия робертс не получила в венеции никакой награды, хотя согласилась сниматься за мизерный для себя гонорар в 5 миллионов долларов и полностью разделась перед камерой

0:00 — 10 вересня 2002 eye 304

Вчера ночью завершился самый престижный Международный кинофестиваль

Торжественная церемония закрытия 59-го Международного Венецианского кинофестиваля завершилась вчера ночью. Этот форум преподнес сюрпризы, потеснил фаворитов и подарил несколько звездных откровений. В этом и заключается отличительная черта старейшего в истории мирового кино фестиваля, который впервые состоялся 6 августа 1932 года. «Доктор Джекилл и мистер Хайд» режиссера Рубена Маммуляна стал первым фильмом, показанным на Венецианском форуме. 70 лет назад призы не вручали. Эта традиция появилась двумя годами позже. Венецианских наград удостаивались Стэнли Кубрик, Фрэнсис Форд Коппола, Роман Полански, Стивен Спилберг, Роберт Олтмен, Клинт Иствуд, Дастин Хоффман… Список можно продолжать еще долго. Он говорит о престиже фестиваля в Венеции.

«Золотой лев» достался драме «Сестры Магдалены»

В прекрасный Город на воде съехались звезды мировой величины. Особую радость местных жителей вызвало участие в фестивале легенды итальянского кино Софи Лорен. 20 лет знаменитая актриса не приезжала в Венецию. Так складывались обстоятельства. В 1998 году ей должны были вручать почетный приз за личный вклад в развитие кино, но Софи попала в больницу, перенесла операцию… На этот раз ей уже ничто не помешало приехать на фестиваль, в рамках которого состоялась премьера фильма «Среди чужих», снятого ее сыном Эдуардо Понти. Лорен выглядела великолепно. Она снова доказала, что не подвластна времени как женщина и как актриса.

Побывала в Венеции и легенда французского кино Катрин Денев. Фильм с ее участием «Ближе всего к раю» в числе 21 картины входил в конкурсную программу фестиваля. Очередная грустная любовная история осталась без наград, но большой резонанс вызвали критические слова французской кинодивы о засилье спецэффектов. «Кинематограф все еще является очень молодым видом искусства с невероятными техническими возможностями, которые дарят зрителю весьма впечатляющие специальные эффекты. Но они, к сожалению, иногда крадут душу из фильма. Любовь к технологическим новшествам в наши дни больше, чем характеры персонажей. А ведь в мире до сих пор есть актеры с талантом и силой Одри Хепберн и Кэри Гранта, но современное кино требует от них, увы, иных качеств», -- считает Денев.

Жюри Венецианского фестиваля во главе с китайской актрисой Гонь Ли, победительницей прошлого года, вняло призывам Катрин и распределило награды, не взирая на стоимость фильмов и имена их создателей. Главный приз -- «Золотой лев» -- достался драме шотландского режиссера Питера Муллана «Сестры Магдалены». Действие этой картины происходит в 60-е годы XX века в Ирландии. Главные героини -- девушки-сироты, воспитывающиеся в монастырских приютах. Фильм честно рассказывает о физических и душевных унижениях, издевательствах, которым монахини подвергают юных воспитанниц. Участие в конкурсной программе подобной киноленты было рискованной затеей в такой стране как Италия. Католическая церковь не заставила себя долго ждать и обрушилась с резкой критикой на Муллана. Его фильм объявили антиклерикальным и оскорбительным. Ватиканская газета «Оссерваторе Романо» написала, что «Сестры Магдалены» напрочь лишены какой-либо художественной ценности и получили награды исключительно по политическим мотивам, так как организаторы фестиваля потворствуют антицерковным настроениям в обществе. Ватикан обещает требовать запрета фильма в католических странах. Тем не менее, эти резкие заявления не испортили настроение Питера Муллана. Режиссер, как и подобает истинному шотландцу, явился на церемонию в темно-синем килте и пурпурном бархатном пиджаке. Успех для него был особенно приятен, ведь «Сестры Магдалены» -- лишь второй фильм в его режиссерской карьере. Ранее Муллан был известен как актер. В 1998 году он получил приз Каннского фестиваля за главную роль в картине «Меня зовут Джо». Что касается критики в свой адрес, шотландец заявил: «Обвинять мой фильм в скандальности абсурдно. Не я создал приюты сестер святой Магдалены… Я лишь показал одну из величайших несправедливостей второй половины XX века. Я не выступаю против католической церкви. Я рассказываю о всех религиях, которые уверены, что имеют право подавлять женщину как личность».

Успех Андрея Кончаловского в Венеции стал его возвращением в мировую киноэлиту

Гран-при жюри получил российский режиссер Андрей Кончаловский за фильм «Дом дураков». Не зря он не захотел демонстрировать его на Московском фестивале, а сохранил для Венеции. Кончаловский мастерски показывает войну в Чечне глазами обитателей психической лечебницы, расположенной в приграничной зоне. Успех картины стал возвращением российского режиссера в мировую киноэлиту.

Голливудская звезда Джулиан Мур удостоилась приза за лучшую женскую роль. Столь высоко была отмечена ее работа в фильме американского режиссера Тодда Хайнеса «Вдали от рая». Лента также получила вторую премию за операторскую работу (Эд Лахман). Действие происходит в американской глубинке в 50-е годы прошлого столетия. Образцовая домохозяйка из идеальной семьи узнает, что муж изменяет ей с… мужчиной. Рушатся стереотипы, жизненные ценности, американская мечта. Джулиан Мур в интервью сказала, что Хайнес снял «историю о конце невинности». Фильм является ремейком голливудской мелодрамы 60-х годов со счастливым концом. Тодд Хайнес от традиционного хэппи-энда отказался.

Среди актеров лучшим стал итальянец Стефано Аккорси, сыгравший в сложной драме «Путешествие под названием «Любовь» известного поэта Дино Кампана. Кстати, в этом фильме снялся и любимец публики Микеле Плачидо, который до сих пор удивляется популярности телесериала «Спрут» в бывшем Советском Союзе.

Фильм из Южной Кореи «Оазис» получил в Венеции две награды: специальный приз за режиссуру (Ли Чанг-дон) и приз лучшему молодому актеру или актрисе (Мун Со-ри). Это трогательная и печальная история о мужчине, который влюбился в молодую женщину, страдающую церебральным параличом.

Кроме основной конкурсной программы еще 19 фильмов так называемого альтернативного направления боролись на фестивале за приз «Сан-Марко». «ФАКТЫ» уже писали, что главным претендентом на победу считалась малобюджетная лента голливудского любимца Стивена Содерберга «Полная обнаженка» (»Full Frontal»). Автор «Траффика» и «Эрин Брокович» снял своеобразное продолжение своего знаменитого фильма «Секс, ложь и видео». Джулия Робертс ради участия в этом проекте согласилась на мизерный для себя гонорар в 5 миллионов долларов и полностью сбросила одежду перед камерой. Но это не помогло американцам. Приз «Сан-Марко» увезли домой китайские кинематографисты, снявшие картину «Весна в маленьком городке».

Фестиваль был поставлен под угрозу срыва из-за проливных дождей

Остались без наград и фавориты основной конкурсной программы «Фрида» и «Дорога в ад». В фильме о жизни мексиканской художницы Фриды Кало снимались Салма Хайек, Эшли Джадд, Эдвард Нортон, Антонио Бандерас, Джеффри Раш. Прибытие на фестиваль Хайек и Бандераса стало отличной рекламой этой ленты. Стройная Салма в своих ярких нарядах стала настоящим украшением венецианского форума. Но «Золотой лев» достался, как мы уже знаем, «Сестрам Магдалены».

Еще больший ажиотаж царил вокруг нового триллера британского режиссера Сэма Мендеса, ворвавшегося на кинематографический Олимп с «Красотой по-американски». В фильме «Дорога в ад» британец подверг ироничному анализу уже не американскую провинцию, а криминальный мир. Особый интерес у критиков и зрителей вызвала работа любимца публики Тома Хэнкса. Специализирующийся на положительных ролях актер впервые сыграл преступника и сделал это блестяще! «Дорогу в ад» американские критики прочат в претенденты на «Оскара». А вот в Венеции фильм не получил ничего, кроме громких аплодисментов и многочисленных лестных отзывов в прессе. Кстати, в интервью Хэнкс заявил, что не разрешит своим детям смотреть этот триллер. Том рассказал, что он не возражает против эротики и секса на экране. Его дети смотрят подобные фильмы без особых ограничений. Но на ленты с кровавым насилием и многочисленными убийствами он дома наложил отцовское вето.

Остается добавить, что фестиваль был поставлен под угрозу срыва из-за проливных дождей, обрушившихся на Венецию. Звучит парадоксально, но Город на воде мог оказаться под водой! Вода в знаменитых каналах поднялась значительно выше обычного уровня. Даже по многочисленным мостикам Венеции ходить было небезопасно. На помощь пришли гондольеры. Они устроили настоящую регату на улицах родного города, веселя иностранных гостей и заставив их позабыть об опасности. Наводнение не помешало ни одному из конкурсных показов и даже придало форуму дополнительный шарм.