Но хозяйка чемпиона, вице-президент Кинологического союза Украины Светлана Шевченко, не пожелала расстаться со своим любимцем ни за какие деньги
В рабочем кабинете вице-президента Кинологического союза Украины Светланы Шевченко царит атмосфера вечной победы. Ее создает огромный стеллаж, сверху донизу уставленный кубками. Все это -- награды, завоеванные «малышами» Светланы Сергеевны, -- так ласково она называет семерых померанских шпицев и одну чихуа-хуа. Недавно коллекция наград пополнилась еще одной -- титула победителя Балтии был удостоен молодой кобелек по кличке Король Ковбоев. Он не только обошел чемпионов других стран в своей породе, но и признан лучшей собакой выставки, в которой участвовало более полутора тысяч животных.
Но Светлане Сергеевне эта выставка запомнилась другим: впервые в ее практике мнение экспертов и зрителей полностью совпало. «Обычно симпатии аудитории отличаются от судейских», -- говорит она.
-- У вас за плечами тысячи выставок разного масштаба -- от национальных до всемирных. Что заставляет вас снова и снова выходить на ринг?
-- Выставки собак -- это те же спортивные соревнования, а всемирные конкурсы и вовсе сродни Олимпийским играм, -- говорит Светлана Сергеевна. -- Там точно так же переживают болельщики, а судьи держат в напряжении участников. Выносят флаги, играют гимны. Собаку осматривают несколько экспертов -- и каждый раз для это стресс.
-- Вы работаете с достаточно редкой в Украине породой. Чем она вас привлекает?
-- У меня были разные собаки. В молодости больше интересовали крупные спортивные породы -- сеттеры, колли. Но с возрастом вкусы изменились -- мне стали нравиться маленькие собачки. Оставалось неизменным одно: я выбирала интеллектуалов и красавцев. Теперь работаю с померанскими шпицами. Я бы сказала, что это маленькая собака, в которой живет большой дух. «Померан» значит «на море» -- видимо, впервые этих собак стали разводить на морском побережье. Вообще же шпицы -- древняя порода: изображения собак с такими чертами находят на дощечках и вазах, датированных четвертым веком до нашей эры. В разное время они были любимцами известных людей: императрицы Екатерины II, Микеланджело, Мартина Лютера, Моцарта, Эмиля Золя. Известно, что английская королева Виктория, довольно рано овдовевшая, нашла утешение в четвероногих друзьях. На протяжении жизни Виктория держала собак более пятнадцати пород, в том числе и померанцев. Уже находясь при смерти, она попросила положить у изголовья своих верных крошечных пушистиков, дабы те проводили ее в последний путь. Померанский шпиц -- собака для леди, и этим все сказано.
-- Как вы готовите своих любимцев к выставкам?
-- Я начинаю работать с ними с полутора месяцев. Именно с такого возраста будущих чемпионов необходимо выставлять в стойку: собака должна учиться правильно держать голову, хвост, не двигаться без команды, давая возможность эксперту ее осмотреть. Действовать надо очень осторожно: сначала в виде игры, поглаживая, лаская. К трем месяцам необходимо приучить собаку к поводку, выполнению обычных команд. А главное -- побольше с ней общаться, ведь на выставке она должна находиться в тесном контакте с человеком и при этом не обращать внимания на других собак. Мне в этом смысле труднее всего: мои померанцы выходят в пятой, последней, группе. Впереди нас -- чау-чау, лайки, самоеды. Как собаке удержаться и не отреагировать на них?
Кроме воспитания, собака должна получать надлежащий уход -- за шерстью, ушками, когтями, глазами, зубами. Следить за ее питанием тоже не последнее дело: она нуждается в разных подкормках, соответствующих возрасту.
-- Нужен ли собаке артистизм?
-- Разумеется, как и человеку, участвующему в шоу. Но артистизм свойственен не всем животным. Из всех моих собак настоящий артист только Кики -- взрослый кобель, чемпион восьми стран мира. Как мне однажды сказал один эксперт, это не собака, а король. Он всем своим видом говорит эксперту, пытающемуся найти у него изъян: «Ну, что ты найдешь?» Для него ринг -- смысл жизни. Он обожает аплодисменты, тает, когда на него смотрят зрители. Но такие собаки рождаются редко. Для всех остальных выставки -- это работа. В ринг они идут только потому, что это нужно мне.
-- Какая из многочисленных наград далась вам труднее всего?
-- Легких наград вообще не бывает. Но вот вспомнилось: победили мы в группе, выходим на «бест ин шоу» (лучшее животное выставки), я стою и молюсь: «Господи, если ты есть, дай нам хотя бы третье место, ведь такая чудная собака». Но тут один кубок уносят -- оказывается, остаются только первое и второе места. А эксперт суровая шведка. У меня сердце упало. Кики мордочку поднял, на меня смотрит, как бы успокаивая. Подходит наша очередь -- эксперт ставит Кики на стол и осматривает, чуть ли не облизывая. Пускает нас по кругу -- один раз, второй Зрители аплодируют, в глазах восхищение. А нас еще раз отправляют на круг. Я думаю: «Ну что ж такое, ни одну собаку так не гоняли!» Шведка просмотрела всех претендентов и объявляет: второе место -- черный терьер, причем, наш, украинский. У меня слезы потекли: обидно, ведь мой Кики не хуже. И вдруг гром аплодисментов, народ бежит с камерами. Эксперт подходит ко мне: «Мадам, плиз» (дескать, проходите). Первое место! А потом у меня спрашивает: «Можно, я возьму его на руки?». Такие минуты ни с чем не сравнимы.
К сожалению, у нас не понимают, что собаки точно так же, как и лошади, приносят славу государству. Многие зарубежные кинологи удивляются тому, что, имея таких собак и такой кадровый потенциал, украинское собаководство не получает государственной поддержки. На международные выставки владельцы везут животных за свой счет. А сколько достойных претендентов туда не едут из-за нехватки средств! Тем не менее я твердо убеждена: все награды, завоеванные моими собаками, -- достояние Украины.
-- А какая из многочисленных наград для вас самая значимая?
-- Огромный кубок завоевал мой Кики, став вторым на международном шоу, где выставлялось 560 одних чемпионов. Это было в Венгрии, судил его венгерский эксперт. А на таких выставках первые места обычно занимают собаки той страны, где проводится шоу. Этот эксперт даже не скрывал того, что если бы Кики был венгерской собакой, то ему досталось бы первое место. Фаворитом тогда оказался венгерский мастиф. Это, пожалуй, была самая тяжелая победа. Настолько тяжелая, что по возвращении домой я просто заболела. Помню, после этой выставки венгры приехали ко мне и предлагали за Кики 15 тысяч долларов. Но я сказала, что эта собака не продается. И она действительно не продается.