Культура та мистецтво

Дизайнер александр гапчук: «юрий рыбчинский -- самый смелый экспериментатор среди моих клиентов, всегда покупает ультрамодные вещи, а вот александр пономарев обычно приобретает сразу несколько костюмов»

0:00 — 21 вересня 2002 eye 841

Известный украинский модельер недавно создал собственную торговую марку

Его одежду обожают Ольга Сумская и Снежана Егорова, в его узнаваемых костюмах легко приметить Александра Пономарева и Юрия Рыбчинского. Он -- признанный колорист, чувство цвета у него южное, потому что родом он из Одессы. На его показах всегда полно народу: все жаждут увидеть очередной смелый эксперимент. От дизайнера Александра Гапчука.

Гапчук, любимец звездных клиентов, -- человек чрезвычайно скромный. Труженик, талантище, да еще и мастер на все руки. Ведь за три года плодотворного сотрудничества с Домом быта «Столичный» он успел поработать со всеми видами материалов -- от шелка до кожи и меха. Теперь прошедший хорошую школу Гапчук выделился в отдельное производство и, соответственно, марку. Под названием «Александр Гапчук». Еще одним модным ателье в столице стало больше.

«Еще в детстве я заказывал маме дизайн свитеров»

Саша приехал в Киев сразу же после армии и поступил в Институт легкой промышленности.

-- Когда был еще маленьким, заказывал маме, которая работала в трикотажном ателье, -- рассказывает Александр Гапчук, -- свитера по собственному дизайну, какие-то сложные шорты, не похожие на пионерские, которые были одинаковыми у всех советских детей.

В институте Саша прилежно учился, поскольку знал цель, и с третьего курса начал работать. Успех пришел неожиданно: Гапчук сделал такую яркую, с сумасшедшинкой коллекцию, которую заприметили люди из шоу-бизнеса. К нему посыпались заказы для танцевальных трупп, выступающих в ночных клубах. Так начался период «Мулен Руж»: смутные девяностые были расцветом казино, в то время эти диковинные удовольствия давали отличную прибыль, и Гапчук хоть и работал не покладая рук, зато зарплату имел хорошую. А шил он, собственно, для всех заметных клубов города: «Джосса», «Сплита», «Голливуда», «Бинго». В этом жанре нравились Гапчуку яркая театральность, гротеск. Однажды он сделал мега-коллекцию для клуба «Голливуд» -- 90 костюмов на разные темы. А после этого наступило чувство усталости. Что дальше-то будет?

И тогда он попал на показ Ольги Тюфяковой (известной теперь как создательницы бренда «Ольга Симонов») -- модельера высокого класса, которая не так давно показывала коллекцию на Неделях моды в Париже. Он увидел простоту и элегантность ее вещей. Все в нем перевернулось в одно мгновение. И бросил Гапчук шоу-бизнес, и зарплату, и мастерскую, и пошел в ученики. Ровно на три года. Все, как в сказке.

Школа Тюфяковой многое дала дизайнеру: он постиг мастерство безупречного кроя. Александр научился шить смокинги, идеально сидящие на фигуре мужские костюмы. Потом последовала работа в Доме быта «Столичный», где Саша брался буквально за все -- шил мужскую и женскую верхнюю одежду, трикотаж. А исполняли все это три мужские и шесть женских бригад -- мощности такие, как в большом Доме высокой моды.

-- Специфика Дома быта «Столичный» заключалась в том, -- рассказывает Александр Гапчук, -- что нужно было обслуживать массу клиентов, а люди часто высказывали свои пожелания, приносили свою ткань, какую-то дешевую синтетику. И смысл был в том, чтобы хорошо пошить из плохой ткани. Клиентура была разношерстной: тут тебе и звезда с эстрадными костюмами, и бабка с отрезом -- мол, пошей сынок что-нибудь из довоенной ткани. Еще один парадокс: предприятие занималось штопаньем и химчисткой, но наряду с этими бытовыми вещами в моей мастерской обсуждалась высокая мода. Ведь мы уже три года назад начали участвовать в «Сезонах моды»: марку «Гапчук-Столичный», могу сказать, заметили сразу.

«Анатолию Матешко понравились льняные костюмы»

Хочется подтвердить: быть незаметным Гапчуку вряд ли удастся. Нужно действительно иметь гражданскую смелость, чтобы выпустить на подиум мужчин в ярко-желтых или же изумрудных костюмах, пиджаках в черно-белый горошек из блестящего атласа с сумасшедшим восточным рисунком. Да и не только выпустить, но уговорить наших мужчин все это яркое и заметное носить. Гапчуку даже не надо уговаривать. Сами берут.

-- Юрий Рыбчинский -- самый смелый из моих клиентов, отчаянный экспериментатор, -- говорит Саша. -- Он покупает вещи из молодежных коллекций, ультрамодные, экстравагантные и это всегда для меня удивительно. Юрий внутренне очень молодой человек и прекрасно чувствует моду. Надеть полосатое пальто, горчичные брюки соединить с голубым пиджаком — для него не проблема. Помню, когда Юрий поломал ногу, а как раз у него был юбилейный концерт, мы сделали для него наряд во французском стиле: кремовую рубашку, коричневый костюм и кепку. Они как раз с Олей Крюковой пели песню «Марсель-Париж», и получилось очень удачно. Причем кепку он носит и к другим костюмам и вообще очень удачно комбинирует вещи -- но не так, как я задумывал это первоначально. Вот это и интересно. У него есть талант заставить по-новому играть вещь, повязав шейный платок, изменив аксессуар.

Саша Пономарев любит покупать вещи готовые: пришел, увидел и унес. Примеривая, он сразу чувствует, что эта вещь его. Может сразу приобрести четыре-пять костюмов. Хотя, к примеру, на «Таврийские игры» мы сшили Саше этнический костюм с использованием цветов нашего флага -- для новой песни об Украине. (А на юбилей, посвященный пятилетию «ФАКТОВ», певец тоже пришел в костюме от Гапчука -- белом с ультрамариновым тиснением, который сам дизайнер называет «Гжелью». Эффектно. -- Авт. )

И для жизни, и для сцены Гапчук делал костюмы Виктору Павлику, Павлу Зиброву, Ани Лорак, «Братьям Карамазовым». Шоу-продюсер Виктор Дорошенко любит выйти в свет в эдаких гангстерских костюмах от Гапчука. А режиссер Анатолий Матешко -- в элегантных льняных.

Кстати, гангстерская тема в мужских костюмах -- приталенный пиджак, полосатость, острые лацканы-лопухи -- у Гапчука навеяны эпохой Великой депрессии в Америке: его вдохновляют бутлеггеры да аль капоне всякие… Еще Саша любит за портновское совершенство военную форму тех лет и стремительный переход к роскоши, предложенный Диором в пятидесятые. Его любимые дизайнеры -- Диор и Валентино. Но также уважает он дуэт экспериментаторов Виктора Хорстина и Рольфа Сноррена, а еще сумасшедшие выходки Джона Гальяно. После недавнего путешествия в Милан Саша поставил цель соединить классическое искусство мужского костюма с творческим решением. Каждую новую коллекции всегда делает непохожей на предыдущую, мотивом может стать срез истории, цвет, тема, определенная декада в истории моды.

Сейчас мы приоткроем завесу тайны: после африканской, этнической такой коллекции Гапчук готовит бомбу в виде противостояния римской и кельтской культур. Холод варваров, которые смели слащавую римскую цивилизацию, завораживает его. Что ж посмотрим, что из этого выйдет.

И напоследок: анекдот про Гапчука. Сделал он как-то для коллекции огромное-преогромное свадебное платье, которое было представительским. Продавать его никто не собирался. Но одна девушка прочла о нем в модном журнале и страстно захотела его себе. Гапчук ее отговаривал: мол, в машину оно не поместится. Но невеста все равно замуж в нем вышла. Вот такова волшебная сила красоты.