Україна

За написание сценария презентации «благотворительного» фонда, который выманивает у людей большие деньги, психологам платят до 15 тысяч долларов

0:00 — 28 вересня 2002 eye 488

Под влиянием гипноза клиенты сами отдают мошенникам деньги. А фирмам, располагающим всеми необходимыми для прикрытия документами, никакие проверки правоохранителей не страшны

«ФАКТЫ» уже не раз рассказывали о том, как наши граждане попадают в ловушки, расставленные всевозможными «благотворительными» фондами. Привлекая людей сказками о грядущем благополучии, обрабатывая их на презентациях с использованием гипноза и доводя почти до умопомрачения, мошенники выманивают у них деньги. Методика хорошо отработана: во-первых, никто насильно средства у клиентов не отбирает, во-вторых, люди в полуобморочном состоянии легко подписывают любые бумаги (и даже дарственные на квартиры), и в-третьих, сами фонды имеют все необходимые для прикрытия своих махинаций документы, так что никакая проверка им не страшна. А иначе чем объяснить нескончаемую череду возмущенных, плачущих, отчаявшихся вернуть свои деньги людей, которые ходят по разным инстанциям и в конце концов оказываются у нас в редакции. «Расскажите об этих обманщиках, предупредите людей!» -- умоляют они.

На протяжении всей презентации супругам не дали и словом перемолвиться

Канули в Лету те времена, когда при поступлении в институт абитуриенты могли рассчитывать только на свои знания. Сейчас даже медалисты стараются подстраховаться: родители заранее начинают копить деньги на репетиторов, взятки преподавателям или на платное обучение.

Вот и Алена с мужем решили, что мечта их дочки стать адвокатом во что бы то ни стало должна осуществиться. Хотя Иринка закончила школу с серебряной медалью, родители не расслаблялись. Ведь всем известно: экзамены -- это лотерея. Увы, Ира не вытащила выигрышный билет, она недобрала всего один балл. Вот тогда на семейном совете и было решено срочно продать машину и заплатить хотя бы за часть первого семестра коммерческого отделения. Ну а потом, наверное, придется и квартиру поменять на меньшую, ведь сейчас без образования никуда.

Машину быстро продали, но денег все равно не хватало. И тут вдруг позвонила давняя Аленина приятельница, с которой они когда-то вместе отдыхали:

-- Дорогие мои, вы же знаете, как я люблю Ирочку! Конечно, я вам помогу, девочка будет учиться! Давай сегодня же вечером встретимся на Крещатике, я познакомлю тебя с нужными людьми. Только деньги не забудь взять с собой.

Больше Алене ничего не удалось выяснить. Поэтому она благоразумно решила деньги не брать, а с собой позвать мужа.

-- Так вы вместе… -- разочарованно хмыкнула при встрече приятельница. Но делать было нечего, и они отправились на встречу, вернее, презентацию, которая проходила в доме Профсоюзов в центре Киева.

Прямо в вестибюле Алену с мужем разлучили две молоденькие девушки-менеджеры и на протяжении всего вечера не давали им ни слова друг другу сказать, ни даже взглядом перекинуться.

-- Не смотрите на него! У вашего мужа серое лицо, на нем печать неудачи! Он не хочет новой благополучной жизни, он весь в прошлом! Смотрите на меня! -- внушала менеджер.

А на сцене в это время появился интересный во всех отношениях мужчина.

-- Добрый день, дамы и господа! Пришел ваш звездный час! -- воскликнул он. -- Этот день вы уже никогда не забудете! Давайте вместе похлопаем в ладоши, поприветствуем это незабываемое мгновение начала нашего общего бизнеса!

Менеджеры начали хлопать, и аудитория подхватила заданный ритм. Зазвучала странная завораживающая музыка.

-- Хлопаем в ладоши, Алена! Каждый хлопок -- это тысяча долларов! Вы привлекаете к себе деньги! Вы ведь хотите, чтобы ваша дочь училась в институте? Хлопаем -- раз! Хлопаем -- два! Хлопаем -- три!

«Нам больше подходят простые люди… »

От навязчивости менеджеров, от ужасного шума и духоты в зале у Алены сильно разболелась голова, и ей захотелось поскорее уйти. Она попыталась сказать об этом мужу, но в таком грохоте ничего не было слышно. Да и муж сидел сгорбившись, обхватив голову руками. Ему тоже было плохо. Скорее домой! Но у Алены не получилось даже дотянуться до супруга -- ее подхватили под руки менеджеры и быстренько вывели из зала.

-- Алена, неужели вы хотите уйти? Вам разве не нужны деньги? Вам не понравился наш праздник? Уйдя, вы оскорбите лично нашего директора! А ведь он готов помочь вам! Давайте пройдем к нему, и вы скажете, что не хотите его обидеть. Он ведь так старался, устраивая эту презентацию для таких людей, как вы!

У Алены не хватило духу сопротивляться, и она прошла в кабинет директора. Там ее взяли в оборот все трое: они по очереди задавали женщине вопросы, дожидаясь от нее хоть какого-то положительного ответа. Пока Алена отвечала «нет», она вроде бы еще держала себя в руках, но как только она утвердительно кивнула головой, вся комната вокруг будто закружилась. Женщине смутно помнятся какие-то бумаги, ручка в руках, ободряющие улыбки менеджеров и директора. Потом все они каким-то образом оказались в машине -- ехали к Алене домой за деньгами.

-- Алена, вы не должны ничего говорить родным, -- будто сквозь сон долетали до нее слова сотрудниц фонда. -- Пусть это будет волшебный подарок вашей дочери к первому сентября!

Как назло, дома никого не оказалось и никто не помешал Алене отдать менеджерам вырученную от продажи машины тысячу долларов. Правда, представители фонда требовали от нее две с половиной тысячи, но таких денег в семье сроду не было… Только под утро Алена, проглотив пригоршню таблеток и справившись с головной болью, взяла в руки подписанный ею же документ и ахнула: деньги она отдала за какие-то непонятные организационно-консультационные услуги. Смутно припоминались слова директора фонда о том, что она должна им привезти еще какую-то сумму…

Целый день Алена собиралась с духом -- она решила вернуть свои деньги. Но не тут-то было. Когда в офисе фонда она сообщила о цели своего визита, директор сначала возмутился таким «неделовым подходом», а потом, видя, что женщина настроена серьезно, доходчиво объяснил: если Алена приведет еще трех человек, которые заплатят по тысяче долларов, то получит деньги назад.

-- Но у меня нет знакомых, которые могут «подарить» вам такие деньги, -- сразу отказалась Алена. -- И потом, я не могу и не хочу обманывать людей.

-- И не надо. Просто продиктуйте нам их имена, фамилии и координаты -- мы сами все устроим. Кстати, совсем не обязательно указывать богатых знакомых. Нам больше подходят простые люди…

Не желая играть на руку мошенникам и подводить друзей, Алена отказалась сотрудничать и пригрозила, что обратится в милицию. А в ответ услышала, что деньги-то у нее силой никто не отбирал -- вот и документы есть, ее подпись внизу стоит. Так что может делать, что хочет.

«У каждого сотрудника фирмы есть особые инструкции, как быстро охмурить очередного лоха»

Как же работает в этой таинственной организации и чем она живет? Призвав на помощь всех своих друзей и знакомых, я в конце концов нашла человека, который, настояв на том, чтобы его имя не открывали, согласился рассказать о своей работе в одном из таких фондов.

-- Попасть в такую организацию совсем непросто. Фирма не дает ни рекламы, ни объявлений в газетах, не берет случайных людей с улицы, -- сказал сотрудник фирмы. -- Друг приводит друга, родственник -- родственника…

У каждого из нас, то есть у постоянных членов клуба, есть особые инструкции. Грубо говоря, в них подробно описано, как охмурить очередного лоха на презентации.

-- И как же?

-- Во-первых, менеджер не случайно обязан быть на презентации в парадной одежде: клиент должен чувствовать, что предстоит солидное мероприятие. Во-вторых, сценарии этих презентаций составлены очень жестко и подробно. Их пишут профессиональные психологи. Поговаривают, что им платят до 15 тысяч долларов за сценарий.

-- Если столько платят -- значит, все затраты окупаются?

-- Конечно. За несколько месяцев только один бизнес-клуб может обработать десятки тысяч людей и собрать миллионы долларов. Во время одной только презентации обычно «попадают на деньги» человек пятнадцать--двадцать.

-- А какие еще правила должны неукоснительно соблюдаться?

-- Новичков никогда не сажают рядом, к каждому из них приставлен свой менеджер. Кроме того, сотрудники фонда контролируют зал, следят за тем, чтобы люди не могли общаться друг с другом. Деньги у жертвы требуют срочно. А если человек не взял их с собой, то менеджер буквально за руку ведет его к машине и они отправляются за деньгами. А потом требовать их возвращения бесполезно: «Хотите вернуть -- работайте. Насильно никто у вас деньги не отнимал».

«Наше подсознание может подчиняться командам, скрытым в музыке»

Удивительно, как люди в здравом уме и при твердой памяти соглашаются отдать деньги? Может, им что-то в кофе подмешивают? Не зря же на всех этих презентациях гостей бесплатно угощают напитками. Или их каким-то образом гипнотизируют? Кроме того, все пострадавшие уверяют, что музыка на этих вечерах была необычная…

Эти вопросы корреспондент «ФАКТОВ» задала психологу одной из столичных частных клиник:

-- Человек, попадая в толпу, незаметно для себя подчиняется ее настроению, законам: как и все, он хлопает в ладоши, скандирует лозунги, притопывает ногами. А эти ритмичные движения и звуки быстро формируют гипнотическое состояние. Да и соответствующая музыка создает подходящий фон для гипноза: на нее накладываются скрытые команды, которые невозможно услышать. Зато наше подсознание сразу им подчиняется. Кстати, вполне возможно, что для усиления эффекта мошенники используют еще и психотропные препараты. Немного разбираясь в фармакологии, можно сделать нужный «коктейль» даже из препаратов, которые продаются в аптеке.

До нужной кондиции жертв доводит ведущий: оратор на сцене говорит громко и быстро, чтобы не дать посетителям возможности одуматься. Человек пребывает в замешательстве и растерянности -- теперь из него можно просто вить веревки. В таком состоянии люди не способны критически относиться к происходящему, они чрезмерно доверчивы и готовы сделать все, о чем их попросят.

Поэтому людям нужно быть предельно осторожными, когда им обещают стремительное обогащение и мгновенное решение всех проблем. И уж ни в коем случае, даже из любопытства, не стоит посещать презентации, проводимые всякими подозрительными фондами. Результат может оказаться слишком печальным.