Голограмма -- это, так сказать, объемная фотография, но в отличие от привычной фотографии, голограмма несет в себе полную информацию об отраженном от предмета свете. То есть может восстановить все оптические характеристики снимаемого объекта.
Основным условием для получения голограмм является наличие когерентного света, поэтому до изобретения лазера голография была известна лишь узкому кругу ученых как оптический феномен и не имела практического использования.
Объектами голографического изображения могут выступать как реальные предметы, так и специально разработанные символы, эмблемы, логотипы. При этом изображение любого объекта на светочувствительном материале может быть произведено таким образом, что при изменении угла зрения изображение будет окрашиваться во все цвета радуги.
Эти уникальные свойства голографического изображения и сыграли определяющую роль в использовании голографии в качестве средства защиты от подделки.
По некоторым данным, в 2000 году ежедневно в Украину ввозилось контрабандных табачных изделий на сумму 3 млн. долларов, две трети алкоголя производилось в «третью смену», казна недополучила от налогов и акцизов 78 млрд. гривен. На этом фоне в ответ на разгул экономического пиратства Президент Украины издал 15 ноября того же года указ «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами».
Но всякая история имеет свою предысторию.
Голографию изобрел в 1947 году венгр Денеш Габор. Дальнейшие исследования в этой области вел австралиец Роберт Ли. Примерно с 1985 года началось коммерческое применение голограмм.
В 1998 году состоялась первая международная конференция по защитной голографии в Сан-Хосе (Калифорния, США). Украину на этом форуме представлял Владимир Гирнык. С тех пор на подобные научные мероприятия от Украины приглашают только Гирныка и его коллег, которые первыми в Украине задумались над разработкой голографических защитных элементов и создали научно-технический центр «Оптроникс».
Этот центр имеет соответствующую лицензию на полный производственный цикл -- от производства клише (на профессиональном языке -- «мастерингов») до тиражирования защитных голограмм. Надежность и качество этих изображений лучше всего характеризует тот факт, что именно «Оптрониксу» было доверено изготовление голографических защитных изображений на удостоверениях сотрудников Управления охраны Президента. Такое доверие стало рекомендацией для целого ряда украинских банков, заказавших в этом центре защитные голограммы для своих ценных бумаг.
Что же касается мощностей «Оптроникса», то, возможно, оценить «сухую» цифру в 2 млрд. защитных голограмм в год могут лишь специалисты. На бытовом уровне это означает, что две производственные площадки центра способны (при наличии соответствующего заказа), обеспечить голографическими изображениями ВСЮ алкогольную и табачную продукцию СНГ!
Столь мощный потенциал «Оптроникса» вызвал понятное беспокойство у конкурентов. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы власть простым своим решением обязала «клеить» ГЗЭ, произведенные на каком-то одном предприятии, которое ничем не лучше «Оптроникса», на все бухгалтерские документы, лицензии, сертификаты, талоны и дипломы, а также на кассеты, компакт-диски, книги, брошюры, учебники, медицинские изделия, алкоголь, табак, кофе, моющие средства, средства защиты растений и так далее.
У вполне конкретных предпринимателей есть весомые аргументы против многих позиций в упомянутом списке, так как внедрение ГЗЭ неизбежно повлечет за собой удорожание продукции и повышение стоимости документооборота, особенно, если само производство голографических защитных элементов будет выведено за рамки рыночной конкуренции. В обществе идет нормальный процесс согласования позиций. С одной стороны, власть должна обеспечить действенные механизмы борьбы с «фальсификатом», с другой -- едва ли стоит усложнять и без того непростую жизнь наших мелких и средних бизнесменов. И именно это -- истинная причина задержки с принятием списка документов и товаров, подлежащих обязательной защите ГЗЭ.
Весь цивилизованный мир для повышения качества и снижения стоимости товаров стремиться создать конкурентную среду на рынке. И создатели центра «Оптроникс» прежде всего рассчитывали на зарубежные рынки сбыта своей продукции. Именно поэтому с самого начала полагались на свой опыт работы с иностранными партнерами, на свое умение заключать сделки в самом современном бизнесе -- бизнесе высоких технологий, ну и, безусловно, на уникальность собственных научных разработок в области голографии. Расчет оправдался -- уже сегодня большая часть продукции «Оптроникса» продается за рубежом.
Многие специалисты не сомневаются в том, что «Оптроникс» уникален не только в Украине, но и на территории Восточной Европы. Центр вошел в тридцатку лучших мировых производителей голографических защитных элементов. Все это говорит о высоком научном потенциале Украины. Во всем мире не более пятисот предприятий, производящих ГЗЭ, и расширяться этот клуб, судя по всему, не будет, поскольку за каждым таким производством должна стоять собственная научная школа, проводящая собственные изыскания, имеющая собственный почерк.
Подделать можно все что угодно. Но стоимость подделки голограммы в сотни раз превосходит стоимость изготовления оригинала и отнимает очень много времени, а производитель, товарный знак которого подделывается, уже сегодня при помощи специалистов из «Оптроникса» имеет возможность сменить защитный элемент, причем сменить не картинку, а метод, при помощи которого этот элемент изготовлен.
Наработанный опыт свидетельствует, что предприятия, использующие защитные голограммы своего товарного знака для маркировки продукции, вызывают большее доверие у клиентов.