Увлечение курсанта импортными вещичками привело к тому, что через двадцать лет он стал самым оригинальным модельером страны -- неожиданно для самого себя
В витрине «Модного подвала» Виктора Анисимова раньше стояли цинковые ведра. И за покупками сюда шли бабульки: какой же это бутик, с виду -- обычные хозтовары. Сейчас в витрине красуются голубое пальто с пятнами крови, камуфляжные юбки, свитера с черепом-костями и надписью «Не влезай!» или с планом «Барбаросса» во всю грудь, авиационные шлемы. И наверняка некоторые прохожие, глядя на витрину, думают, что это армейское ателье. Они недалеки от истины. Потому что двадцать лет назад курсант из Питера, которому рисовалось будущее профессионального военного, представить себе не мог, что его признают самым оригинальным, неожиданным и идейным художником украинской моды. Впрочем, не только украинской: через три дня Виктор представляет свою коллекцию на Российской неделе прет-а-порте. Его уже несколько лет приглашают в Москву и Питер, а российская пресса без зазрения совести пишет: «Наш талантливый дизайнер Анисимов » А он-то -- наш! Накануне военного вторжения в российскую моду «ФАКТЫ» побывали в гостях у дизайнера в Донецке.
Анисимов -- любимец киевской прессы. Его показы журналистам нравятся тем, что каждую его небанальную идею они могут красочно описать. И если других модельеров часто упрекают в том, что они не имеют образования, к Анисимову подобные упреки адресовать глупо: он закончил Военный институт физической культуры в Ленинграде. Какое отношение это имеет к моде? Получается, самое непосредственное!
В армию Анисимов тоже попал случайно. Прогулял какую-то важную контрольную в школе и с испугу решил пойти на комиссию в военкомат.
-- Так я очутился в Питере, в Военном институте, -- рассказывает Виктор Анисимов. -- Поступил туда, кстати, без блата. Дома -- я родом из поселка Борзна Черниговской области -- активно занимался спортом. Поэтому и выбрал именно этот вуз. Я до сих пор играю в футбол, теннис, гандбол, хоккей, катаюсь на горных лыжах, плаваю, бегаю. Со временем я получил звание мастера спорта по офицерскому многоборью и пулевой стрельбе.
Многие из нашего института часто выезжали за границу на соревнования, привозили какие-то импортные шмотки. А поскольку мне, деревенскому, нужно было приспосабливаться к среде москвичей и питерцев, у которых, к тому же, были деньги на крутые джинсы и все прочее, мне нужно было думать быстрее. Откуда-то я прослышал о модных журналах и попросил девочек из сборной по плаванию купить их. Они привезли мне итальянский «Вог».
Я ведь во что был одет? В советские-индийские джинсы (мы их называли «нью-погоди») и в бабушкой вязанный свитерок под названием пусерок. В общем, село. Но я нашел выход из положения. Приходил в ателье, тыкал пальцем в картинку, и мне это шили. В восьмидесятых все еще носили клеш, а я уже щеголял в бананах! Насобирал денег на кроссовки, вверху -- «импорт» из ателье, и я уже впереди планеты всей!
-- А откуда у курсанта такая тяга к моде?
-- Это, видимо, генетическое. Моя бабушка обшивала половину поселка, а дедушка был художником. Я рос обычным мальчишкой -- с шайбой, клюшкой и мячом. Но когда приходил домой, где были разбросаны нитки, клубки, ткани, все это поневоле откладывалось в голове. Моя мама архитектор, и я стараюсь мыслить ее категориями.
По распределению я попал в Донецк и семь лет преподавал физподготовку в военно-политическом училище. Здесь уже женился на Лии: она в то время работала режиссером-постановщиком в Театре моды. После развала Союза нужно было чем-то заполнять паузы между выступлениями звезд в Донецке, показывать какую-то одежду, шоу. А я уже давно, сидя перед телевизором, черкал карандашиком что-то в тетради. Лия говорит: «Попробуй, нарисуй нам коллекцию». И я стал пробовать. Первые эскизы получились смешные! Та, доисторическая, коллекция была цветочной: шляпы-розы, платья-стебли в шипах. Ее везде возили, показывали даже в Финляндии. А потом я заболел идеей сделать платья с металлическими конструкциями: чтобы вместо бретелей были железяки, на них вешали лоскутки ткани. Как это сделать? Как-то сидели мы с соседом-слесарем, пили водку, и я поделился с ним своей идеей. Он и рассказал мне о местном Кулибине, который гнул толстые металлические прутья. При этом умелец ругался: на кой черт мне это надо, я беру за них по 50 долларов, а вожусь месяц, за это время заработал бы кучу денег. Если я по шесть часов гнул макеты-спирали из трубки, набитой песком, представьте, как сложно было сделать это из нержавеющей трубки толщиной 15 миллиметров? Кулибин поначалу требовал чертежи, а потом махнул рукой.
-- Мою первую коллекцию увидела главный редактор «Евы» Ира Данилевская, которая как раз готовила проект «Сезоны моды». По ее просьбе меня разыскали, -- продолжает модельер. -- Представьте мое смущение: я обычный военный, а тут -- мода, показы. Мне было страшно, и на показ своих железяк я не поехал.
Дебют Анисимова на первых «Сезонах моды» в 1997 году прошел с триумфом. Народ тогда вовсю обсуждал, куда это можно носить. Вторая коллекция 1997 года предвещала одежду с необработанным краем, рваным эффектом, в дырках. Когда через год-два западные кутюрье объявили повальную моду «на рваный край», о гениальности Анисимова задумались всерьез. Он чувствует моду, заранее знает, что вскоре будут носить. К примеру, сейчас Готье придумал эполеты-подплечики, а у Анисимова они были уже в 1999-м. На пару лет раньше, чем Гальяно, он сделал пиджак, усеянный значками. А в украинском магазине, принимая его на реализацию, попросили значки отпороть.
Потом он придумал трансформеры: вещи, которые могут менять силуэт, жанр, фасон. В них что-то расстегивается, отстегивается, отворачивается и завязывается. И элегантные брюки превращаются в шорты. Трансформеры и стали фирменным стилем Анисимова. Клиенты любят их за многофункциональность: купил рубашку, а она же жилетка, купил брюки, а они же пиджак, юбка с целым перечнем длин, двусторонние пиджаки и т. д.
-- Я хотел, чтобы одна вещь носилась и задом наперед, и навыворот, и вверх ногами, -- объясняет Анисимов. -- Появились юбки вверх тормашками, пиджаки, которые нужно надевать наизнанку и задом наперед. Рукава превращались в сумку.
После трансформеров я сделал милитаристскую коллекцию. Как это ни печально, создал я ее незадолго до трагедии 11 сентября. Там были девушки-летчики в авиаторских шлемах, рубашки и джинсы с имитацией разбрызганной крови. Идея была такой: после того, как петуху отрубят голову, он бегает и заливает кровью все подворье. Я хотел то же самое проделать с одеждой, но потом отказался: пятна крови были сделаны красителями, красными пуговицами, бисером. На черной юбке бисером вышили место расположения трупа, которое обычно в фильмах обводят мелом. Словом, жесткая тема. Были еще свитера с вышитыми мишенями, камуфляжные юбки в розах. Такое себе предчувствие гражданской войны.
-- Когда я путешествовал по Европе, -- продолжает дизайнер, -- все удивлялся тому, что западные дизайнеры делают с джинсами: отрывают карманы, протыкают сотнями булавок, режут. И стоят такие штучки по 400 долларов. Думаю, если бы в этом приехал к себе в село, мне бы начали собирать деньги на пропитание. Я решил проблему модных джинсов просто: повез их на полигон и расстрелял из ружья. Теперь эти дырявые штаны -- украшение бутика.
Сейчас мы делаем новую коллекцию сгоревшей одежды. На ткань будем капать горячий воск, ставить раскаленные утюги, вытравливать ее кислотой. Три пиджака можно сжечь, но не полностью, а уцелевшие детали сшить между собой. Это будет одежда средневековой ведьмы, сбежавшей с костра.
-- Наверное, бывшие сослуживцы воспринимают ваши эксперименты как результат, извините, поехавшей крыши?
-- Думаю, они в шоке. Те, кто знает меня как нормального парня, не могут и предположить, что я все это делаю. Ведь пока бутик никакого дохода не дает, а я довольно успешно занимаюсь строительным бизнесом. Это совершенно другой стиль жизни. А схема модной индустрии, работающая во всем мире, у нас пока пробуксовывает. Если в нашем модном подвале купят одну вещь в неделю -- уже хорошо.
Нельзя сказать, что вещи Анисимова стоят дорого: идут на равных с некоторыми массовыми западными марками. А ведь это оригинальные эксклюзивные модели. Анисимова ценят наши продвинутые носители одежды: Наталья Могилевская скупила едва ли не все содержимое бутика, особенно ее восхитила рубашка с четырьмя рукавами. В его вещах постоянно появляется ведущая «Телевизионного центра моды» на канале ICTV Виктория Андриевская.
Еще Анисимов придумывает остроносую клоунскую обувь, дурацкие клоунские кепки и рюкзаки-планшеты. И все это с успехом показывает не только в Украине, но и в России. Несколько лет подряд он участвует в питерских и московских показах. Тамошние бутики охотно забирают его диковинные вещи. Хотя Анисимов недоволен: в России модная машина тоже еще не заработала. И хотя творчество не приносит ему особых денег, зато приносит чувство глубокого удовлетворения. Из дизайнеров он особенно уважает японку Рей Кавакубо, Жан-Поля Готье, Джона Гальяно, ценит качество вещей от «Гуччи» и «Армани». «Но и у нас не хуже», -- говорит он серьезно.