Події

Едва оправившись от тяжелой болезни, трехлетний данилка -- долгожданный и единственный ребенок -- погиб в шахте лифта, раскуроченного охотниками за цветным металлом

0:00 — 10 квітня 2002 eye 446

Следственные органы ищут лиц, ответственных за безопасность внутридомового оборудования

1 апреля в доме по улице Суходольской спального района Луганска, в лифтовую шахту с высоты шестого этажа упал трехлетний мальчик. Смерть маленького Данилки Добрянского была мгновенной.

Лифт в этом доме уже не работает более двух лет. За это время сборщики цветного металла ободрали в нем все детали из алюминия, в том числе и так называемые порожки.

«Он, маленький, даже заплакать не успел, когда падал вниз»

В тот роковой день родители малыша были на работе и за ним присматривала бабушка Валентина Жабкина. Около часа дня бабушка и внучек возвращались домой с прогулки и поднимались на свой восьмой этаж. Тут малыш предложил бабуле поиграть в прятки и побежал по лестнице на шестой этаж. Скорее всего, он решил спрятаться в проеме лифта. Когда же оперся на двери, они вдруг отошли, и мальчик полетел вниз.

-- Внизу двери лифта крепятся двумя полозьями из алюминия, -- говорит Александр Чекин, следователь прокуратуры Жовтневого района Луганска. -- Их-то и похитили и, наверное, сдали в лом. После этого двери оставались укрепленными только в верхней части, а в нижней при небольшом нажатии отходили внутрь шахты на 50-60 сантиметров. Этого оказалось достаточно для того, чтобы туда смог провалиться ребенок.

-- Я Данечку всегда старалась на руках нести, -- рассказывает бабушка Валентина Ивановна. -- Все-таки тяжело трехлетнему малышу подниматься на восьмой этаж. К тому же незадолго до трагедии у него с пальчика на ноге сняли гипс, так я его после этого практически все время на руках носила. Кстати, за это меня родители ругали. Но я не могла ему отказать. Стоило Данилке попросить меня взять его на руки -- и я сдавалась. Но никогда на площадке шестого этажа мы не останавливались, всегда проходили по лестнице, минуя его, до своего восьмого. Обычно отдыхали на пятом и шли дальше. Его будто что-то толкнуло зайти туда. В тот день он вдруг сказал: «Все. Сам. Прятаться». Это означало, что он уже пойдет сам и хочет играть в прятки. Оставалось буквально шесть ступенек до шестого этажа, я отпустила его, и он побежал наверх. Я остановилась отдышаться, заодно подыгрывая ему, -- ведь он пошел прятаться, и мне предстояло его искать. Через несколько секунд я услышала: «Мона», дескать, можно уже идти искать. Однако только я сделала шаг, как что-то затарахтело возле лифта, я кинулась туда, но Данечки уже не было… Он, маленький, даже заплакать не успел, когда падал вниз.

Дальше все происходило, как в тумане. Приехала милиция, прокуратура, лифтовики. Сбежалось много людей. А я сидела возле подъезда и не могла шелохнуться. Я все надеялась, что он жив. А когда увидела, что «скорая» вскоре после прибытия развернулась и уехала, мне стало понятно, что врачам спасать некого. Хотя меня никто не винит, я все равно казню себя и считаю, что виновна в случившемся.

… Все, кто оказались на месте происшествия, были потрясены случившимся. Приехавший отец сам достал сына из шахты лифта и еще долго сидел на стуле, держа своего малыша на руках, -- гладил его по головке и что-то ему рассказывал. Малыш, откинув голову назад, лежал у него на коленях. Было такое ощущение, что он просто уснул. К отцу ребенка не рисковали подходить даже врачи, чтобы забрать тело малыша в морг.

При таких же обстоятельствах погиб ребенок в Лисичанске

По словам работников лифтового хозяйства, приехавших на место происшествия, своей вины в случившемся они не видят. Поскольку на их обслуживании этот лифт как вышедший из строя не находился. Не усматривают своей ответственности и руководители кооператива дома, так как лифты не относятся к сфере их деятельности. А привлечь к ответу тех, кто разворотил лифт, невозможно -- милиции их личности не известны и вряд ли удастся установить.

-- Этот лифт был снят с обслуживания в марте 2000-го из-за того, что у кооператива не было средств оплатить за обслуживание, -- комментирует ситуацию начальник Луганской государственной инспекции за надземными сооружениями «Котлонадзор» (организация входит в систему «Госкомнадзорохрантруда» и занимается контролем за безопасным обслуживанием разного рода подъемных машин -- канатных дорог, кранов, эскалаторов, в том числе и лифтов, в жилом фонде. -- Авт. ) Николай Поповский. -- И как только лифт отключили, его тут же начали разворовывать. Вначале на первых трех этажах разобрали порожки и обрамление дверей, которые были изготовлены из алюминия. Постепенно дошли до следующих этажей.

Как только «Лугансклифт» написал в акте о том, что лифт снят с обслуживания, жильцы дома -- дом-то кооперативный -- должны были сами позаботиться о безопасности. Как минимум, заколотить вход в лифт, хотя и это не всегда помогает. До Луганска я работал в Свердловске Луганской области -- там мы двери лифтов закладывали кирпичом. Ведь, помимо алюминиевых деталей дверей, в самой шахте много кабельной продукции, изготовленной из меди. К сожалению, лифты разворовывают куда быстрее, чем восстанавливают. За три года в области было обновлено только два лифта, да и то не в жилом фонде, а в Луганском цирке и телефонной компании. Сейчас в области примерно пять тысяч лифтов, из них работает лишь четвертая часть.

-- Мы поставили в подъезде железные двери с замком, однако, как видите, они не спасли, -- считает жилец дома Николай. -- В воскресенье были выборы. А накануне кто только в дом не заходил! И агитаторы, и кандидаты в депутаты, и представители избирательных комиссий… Так что кто-то вполне мог под шумок и лифт разобрать.

-- Сейчас в области сложилось катастрофическое положение, -- считает начальник областного управления «Лугансклифт» Анатолий Ежов. -- К большому сожалению, этот случай не единственный. Два года назад при таких же обстоятельствах в Лисичанске погиб маленький ребенок. Дедушка, который в момент трагедии находился неподалеку, дошел до своей квартиры и повесился… Лично я причину случившегося вижу в наличии многочисленных пунктов приема цветного лома. Ведь если не будет спроса, не будет и предложения.

-- Этот трагический случай подтолкнул нас к решению провести полную внеочередную инспекцию лифтов и их инвентаризацию, -- говорит начальник областного управления жилищно-коммунального хозяйства Владимир Кирюшин. -- Во-первых, нам необходимо владеть полной информацией о работе лифтового хозяйства и по возможности сохранить то, что еще работает. Если же лифт не работает -- позаботиться о безопасности людей.

«Раз ваш сын с такой болезнью смог справиться, значит, ему в жизни больше нечего опасаться», -- уверяли врачи

Данилка был единственным и долгожданным ребенком в семье медиков Владимира и Ирины Добрянских.

-- Мы с Володей поздно поженились, мне тогда было 26, Володе 36 лет, -- рассказывает мама Данилки Ирина Добрянская. -- Плюс ко всему были кое-какие проблемы, и говорили, что у меня никогда не будет ребенка. Узнав об этом, Володя только рассмеялся и заявил, что дети у нас обязательно будут. Он тогда сказал, что у него в роду все пацаны. Вскоре я забеременела. И действительно, у нас родился мальчик… Недавно Данечка перенес серьезную болезнь, которая была вызвана осложнением после вирусной инфекции. Как-то вечером мы смотрели телевизор, а он вдруг упал, потерял сознание и перестал дышать. Пока ждали приезда «скорой», Володя делал ему искусственное дыхание. Нас сразу же положили в реанимацию, сыночек еще долго приходил в себя.

-- Врачи тогда говорили, что Даня второй раз родился, -- вспоминает Владимир Добрянский, -- если он такое смог перенести, то ему уже нечего опасаться. А теперь его не стало… Так что не правы оказались коллеги. Хотя погубила его не болезнь, а какой-то лифт. Не знаю, принесли ли пользу эти пару гривен человеку, укравшему алюминиевые пластины с лифта, а вот сына они у меня отняли.

-- Помню, сколько мы с соседкой бились за то, чтобы лифт работал, -- сокрушается Ирина Добрянская. -- Я сама ходила по квартирам, собирала деньги на ремонт. Помню, председатель кооператива тогда сказал мне, чтобы я этим не занималась, мол, он это сделает. В результате лифт так и не работает. Председателю все равно -- он на первом этаже живет.

-- В настоящее время выясняется, кто должен был отвечать за сохранность оборудования лифта, -- комментирует следователь прокуратуры Александр Чекин. -- Уже выполнены необходимые следственные мероприятия, опрошены жильцы дома. Сейчас проверяем материалы, на основе которых будут определены лица, ответственные за сохранность лифта, его консервацию и безопасность пользования. Сейчас рассматриваем две основные причины происшествия: халатность должностных лиц, которые должны были отвечать за лифт, и несчастный случай.

Но в любом случае причиной трагедии стала «металлоломная лихорадка», охватившая всю Украину. Когда-то местные власти Луганской области уже пытались объявить временный мораторий на сбор металлолома, чтобы хоть как-то систематизировать этот процесс. Однако из Киева пришло указание, дескать, не ваша это парафия, занимайтесь своими делами, а мы решим… На этом все и закончилось. По словам сотрудников луганской милиции, официальные и нелегальные пункты приема лома, которые они закрывают из-за разного рода нарушений, через некоторое время вновь начинают действовать.

-- В этом году на территории города было совершено более 200 краж изделий цветного и черного металла, -- рассказывает начальник Луганского городского управления милиции Александр Выдря. -- В результате этого была нарушена нормальная работа многих предприятий, среди которых телефонные компании, кабельное телевидение, угольные предприятия, в том числе и лифтовое хозяйство. Все, что зависит от сотрудников милиции, предпринимается. Однако возле каждого лифта мы не в состоянии поставить милиционера. Так что одними нашими усилиями проблему не решить. В настоящее время в Луганске действует 67 легальных пунктов, имеющих лицензию на право осуществлять операции с металлическим ломом. Их мы регулярно проверяем. Только в этом году в ходе проверок этих пунктов было составлено 11 протоколов административных правонарушений и возбуждено два уголовных дела.

Следственные органы, конечно же, вынесут вердикт по поводу того, кто виновен в смерти ребенка. Однако у луганчан свое мнение на этот счет. Один из милиционеров, видевший трагедию, сформулировал это так:

-- Виноваты та сволочь, которая разворовала лифт, и чиновник, выдающий лицензии на открытие у нас приемных пунктов. Смерть ребенка лежит на их совести.

Однако родители говорят, что им сейчас не до судов, не до расправ над виновными. Данилка был единственной радостью в их жизни…