Події

Директор института сердечно-сосудистой хирургии академик геннадий кнышов: «это действительно счастье -- видеть, как раскрываются цветы, как заботливо вокруг них жужжат пчелы»

0:00 — 13 квітня 2002 eye 437

Купив в селе Шубовка Кагарлыкского района Киевской области развалившуюся хату, Геннадий Васильевич снес ее и построил небольшой домик. И в первый год со своих сорока соток собрал просто фантастический урожай

Когда-то академику Кнышову казалось, что никакая сила не заставит его заиметь дачу. Ведь трудовую жизнь многих дачников он частенько наблюдал, сидя с удочкой на берегу какого-нибудь озера: вместо того чтобы, приехав на природу, полюбоваться ее красотой, они вкалывают с утра до ночи. Но пришло время, когда Геннадий Васильевич все же построил загородный дом: чего не сделаешь ради первого внука!

«Сад я посадил роскошный!»

-- Кирилл родился в год чернобыльской катастрофы, а потому мы решили, что летом ребенка обязательно надо оздоравливать на природе, -- говорит Геннадий Васильевич. -- Стал я звонить своим знакомым председателям колхозов и ездить смотреть хаты. Предлагали нам хатку времен Тараса Шевченко: красиво, романтично, но внутри такое ощущение сырости, вроде окна никогда не открывались… И понял я, что придется строить собственный дом. Купил в селе Шубовка Кагарлыкского района Киевской области развалившуюся хату, снес ее и построил небольшой домик.

-- И тут началась совсем не такая дачная жизнь, которую вы раньше наблюдали, сидя с удочкой?

-- Увы, постепенно я тоже превратился в самого настоящего «раба». Со всем рвением мы с супругой принялись обрабатывать наши сорок соток. Насадили картошки, лука, помидоров, огурцов. Уже в первый год урожай собрали просто фантастический: картошка заняла полпогреба! Но за зиму наша семья смогла съесть от силы четыре мешка, и весной, конечно, встала проблема: куда девать остальную? Пошел я по селу людей просить: «Придите, наберите. Отдаю бесплатно». Приезжали ко мне и с тачками, и с бричками…

-- Благородный, конечно, жест с вашей стороны, но сколько же сил ушло на то, чтобы вырастить богатый урожай, а потом по весне предлагать сельчанам гуманитарную помощь!

-- Что говорить! Летом, бывало, приезжаем, а ботвы почти нет -- колорадский жук поработал… Только посадили помидоры, а через неделю половина их уже на боку лежит -- медведка корни подрезала. Что я только ни делал, чтобы уберечь растения от этого вредителя: и канавы рыл, и ловушки ставил!

-- А ведь еще и садом надо было заниматься…

-- Само собой разумеется. Сад я посадил роскошный: и калину, и много видов малины, и рябину черноплодную, не говорю уже о традиционных яблонях, сливах, абрикосах. И за всем этим тоже нужен уход: то обкопать деревья, то гусениц собрать. Приезжал я на дачу в пятницу вечером, уезжал вечером в воскресенье с волдырями на ладонях -- руки хирурга оказались неприспособленными к тяжелой работе на земле. И главное, не отдохнувшим, а полумертвым от неимоверной усталости.

-- И фрукты с ягодами уже не радовали?

-- С ними по сей день получается примерно так, как в первый год с картошкой. Приезжаем, а плодов и на деревьях полно, и под деревьями вся земля сплошным ковром устлана. Снова вынужден идти по соседям, друзей из Киева привозить. Залезут они на вишни, наберут ведра. А я гружу всех в машину -- и обратно в город. Так постепенно в даче я разочаровался. С грустью вспоминал свой прежний образ жизни. Господи, какие же чудесные были времена, когда можно было свободно вырваться на охоту, на рыбалку!

«Обожаю на природе готовить «архиерейскую» уху

-- А дачу на произвол судьбы оставили?

-- Не совсем. Мы с женой стараемся обязательно там бывать хотя бы один раз в месяц. Землю отдали селянам, те сеют на ней, что хотят: горох, гречку, пшеницу. После десятилетия дачной жизни был счастлив снова стать вольным человеком. В пятницу обычно прихожу домой, ужинаю, и сажусь в машину. Там у меня всегда лежит хорошая надувная лодка, палатка с надежной сеткой от комаров, и удочки, спиннинги… Еду, куда хочу. Останавливаюсь, разбиваю палатку, костер развожу. Два дня отдыхаю, варю уху. Ко мне на берег приезжают знакомые председатели колхозов, сидим, беседуем, наслаждаемся ухой… А в воскресенье вечером я возвращаюсь в город -- свежий, отдохнувший.

Изменилось и мое отношение к охоте. Если раньше на охоте я был одержимым человеком, то теперь даже поздравления друзей после удачного выстрела не радуют. Терпеть не могу, когда тебя кровью убитого животного мажут, веточку ели в шляпу вставляют. Видимо, всему причиной возраст и философия, пришедшая с ним. Теперь спрашиваю себя: «И за что ты его убил?» Да и жена не хочет птицу потрошить. Приходится самому всем этим заниматься. А потом, когда жена приготовит дичь, нужно гостей приглашать, потому что сами все осилить не можем…

-- Разве в лесу сразу после охоты не готовите?

-- Готовим. Но я совсем не воспринимаю жаренного на костре мяса -- хороший шашлык на скорую руку не получится. К тому же все жареное плохо действует на печень. Чтобы мясо было сочным, мягким, его нужно обязательно несколько часов подержать в маринаде. Я обожаю на природе архиерейскую уху, которую приготовить не так уж сложно.

Крупную рыбу чистят, разрезают на части, мелкую завязывают в марлю и все проваривают в казанке на костре. Потом рыбу из марли, отжав, выбрасывают, а в бульон кладут картофель, лук, морковку, специи. Когда все это проварилось, в казан бросают большие куски мяса птицы -- курицы, петуха. Сваренное мясо вынимают, чтобы остывало, посыпают солью и приправляют специями. И ешь уху вприкуску с мясом -- вкусно так получается!

-- Геннадий Васильевич, и вопрос к специалисту: скажите, можно ли укрепить сердце, не прибегая к услугам медицины?

-- Враг сердца -- переедание, излишество алкоголя! Об этом всем надо помнить и особенно охотникам! Ведь идет человек на охоту, чтобы сбросить вес в движении. А сколько еды и выпивки с собой обычно набирают! Потому главное -- не переедать, не пить больше нормы. А охотники едут с добычей или без нее домой, и через каждые 10 километров останавливаются, чтобы раскрыть на капоте «скатерть-самобранку». Потом еще у подъезда, провожая каждого охотника, пьют…

-- Понимаю вас: на охоте и на рыбалке куда приятней, чем на даче. Но поедете в Шубовку не работать, а хотя бы посмотреть, как сад зацветает?

-- Это святое. Конечно же, поеду. С цветущим садом у меня связано столько приятных воспоминаний детства!

-- А еще говорят, что аромат цветущего сада исцеляет!

-- Конечно. Но при этом важно правильно настроить себя, подумав, что это действительно счастье -- видеть, как раскрываются цветы, как заботливо вокруг них жужжат пчелы. Конечно же, ощущение счастья влияет и на здоровье в целом, и на сердце в частности…