Культура та мистецтво

Российские дизайнеры предлагают носить сарафаны в народном стиле, рюкзаки-матрешки и блестящие трусы на бретелях

0:00 — 20 квітня 2002 eye 1215

Одежду от русских дизайнеров выбирают Илзе Лиепа, Галина Волчек и Лариса Долина

Хотят ли русские… моды? Или какой же русский не любит… моды? Или русскому человеку мода по колено! Вот какие оригинальные мысли приходили в голову при созерцании коллекций российских модельеров и московского бомонда. Невольно напрашивались сравнения: у нас, мол, так заведено, а у них -- все наоборот! Что же именно у них, у русских, в моде не так, как в Украине, «ФАКТЫ» и попытались выяснить на «Российской неделе прет-а-порте».

Татьяна Михалкова, несмотря на протесты Славы Зайцева, продолжает ходить в обруче с бантиком

«Российская неделя прет-а-порте», организованная агентствами «Артефакт» и «СП-2», живет по европейскому графику: коллекции показывают загодя, за полгода. То есть сейчас программировали моду на осень-зиму 2002-2003 года. Смысла пока в этом мало: разве что магазины заранее закупят вещи. Вообще «Российская неделя прет-а-порте» -- арена для особой активности профессионалов. Приглашают именно их, а не праздно шатающихся знаменитостей, которые авось что-то купят. Хотя и их достаточно. Татьяна Михалкова, супруга режиссера, бывшая модель, а ныне президент благотворительного фонда «Русский силуэт», занимающегося судьбами молодых дизайнеров, пришла на торжество моды в светлых брючках-капри от Кензо, черной куртке от Готье, оранжевом шарфе и… неизменном бархатном обруче с приплюснутым бантиком (именно сей предмет туалета был обозначен ее бывшим боссом по Дому моды на Кузнецком мосту Вячеславом Зайцев как высшая форма безвкусицы). Был и сам Зайцев: в черном костюме от себя и с алой бабочкой. Знаменитый стилист и человек-ножницы Сергей Зверев пришел в строгом костюме и больших мотоциклетных очках, а Олег Яковлев из группы «Иванушки-Интернэшнл» не снимал с головы синенькой вязаной шапочки, хотя в зале было по-банному жарко. Столичная штучка телеведущая Юлия Бордовских щеголяла в модной джинсе с ржавым отливом и сумкой-таксой от Диор. На балерине Илзе Лиепа была замечена статус-вещь: клетчатый шарф Бэрбэрри. Режиссер Валентин Гнеушев был эксцентричен, как ему и полагается, в синем с черным отливом бархатном костюме от Дольче и Габбана. Пришли полюбопытствовать писательница Татьяна Толстая, телеведущий Андрей Малахов и модный актер Гоша Куценко. Причем известный сердцеед Гоша заявлял о наличии у себя куртки от Донны Кэран и отсутствии нижнего белья. Очевидно, это у них, сердцеедов, для упрощения процесса ухаживания. Клиентками модельера Лидии Соселия оказались актриса Любовь Полищук и поэтесса Лариса Рубальская. А знаменитому дизайнеру Владимиру Зубцу рукоплескала Лариса Долина, которая пришла в черном платье-футляре (открытость платья была призвана добить тех, кто еще сомневается в чудодейственности рекламируемых певицей таблеток). Рядом с ней сидел ее муж Илья Спицын в щегольском костюме песочного цвета, синей рубашке и почему-то желтом галстуке. Из благородного тона супруги он явно выбивался. Периодически Лариса сосредоточенно шептала ему на ухо, указывая то на отороченный мехом рыси жакет, то на бежевое кашемировое пальто от дизайнера Зубца. Спицын без признаков энтузиазма изображал понимание. Тусовались и эксцентрики от моды: мастер перфоманса Андрей Бартенев в зеленом пиджаке с подтеками водоэмульсионки (трудились над ним, очевидно, маляры-непоседы) и дизайнер Виолетта Литвинова в своих безумных шляпках -- из рыбьей, что ли, чешуи, с бубенчиками и какими-то стеклянными подвесками.

Школьные прикиды и рваные джинсы московского бомонда

Среди гостей мелькала и одна из самых завидных невест страны (с миллионным состоянием и сногсшибательной внешностью) модница Ксения Собчак. Недавно Ксения вошла в индустрию моды как модель, продемонстрировав на страницах мужского журнала собственное роскошное тело и изобилие опять же собственного дорогого белья. Дерзкая дочь питерского демократа, по слухам, привезла с собой на съемки пару чемоданов трусиков.

Но главные люди на «Российской неделе прет-а-порте» -- байеры, закупщики моды. Они охотно позируют перед камерами, дают прогнозы, оперируют терминами. Не менее важный народ -- хозяева магазинов, эксперты, редакторы моды. Все перечисленные категории охотно общаются с представителями смежных профессий, но не с коллегами по цеху. Вообще, как выяснилось, в российской моде идет самая настоящая гражданская война: существует несколько конкурирующих неделей прет-а-порте, дизайнеры распределились по враждующим группировкам, между редакторами глянцевых журналов не существует никаких дипломатических отношений.

Русская мода отличается от украинской хотя бы тем, что люди тут одеваются иначе. Посему и спрос другой. Если вывести прикид среднестатистической московской модницы, то выйдет такой себе, по нашим меркам, «суповой набор». Малюсенькая рубашечка, желательно белая, поверх нее крохотный свитерок, лучше жилетка, еще лучше трикотажный топик на бретелях, все в обтяжку и узюсенькие брючки. Обязательно хорошая обувь. Еще желательно, чтобы весь наряд был решен в черно-белом или бежево-коричневом варианте, а обувь была яркой, цветной. Но последнее уже воспринимается как щегольство. Не видела я на модной публике актуальных у нас фиолетовых, малиновых и золотисто-серебристых костюмов (костюмов вообще нет, народ как-то верх с низом сочетает и без них). Не искрило в глазах от обилия пайеток и страз. Есть, правда, и свои «прибабахи». К примеру, модно носить брэкет-систему и лучезарно улыбаться во все стороны дорогим железным ртом. Актуален также стиль школьницы, даже если тебе уже за сорок: к шотландской юбочке и вязаной жилетке (вид которой напоминает об одиннадцатилетии, уроках сольфеджио и красном леденцовом петушке как квинтэссенции земного счастья) хорошо бы прибавить кеды или туфли-лодочки и полосатые носочки. Это униформа среднего класса. Но вот рваные джинсы с крупными прорехами -- это свидетельство высшей пробы: перед вами миллионерша, не меньше. Действует простой закон: чем проще, тем дороже. Говоря профессиональным языком, дресс-код (код одежды, свойственный определенной социальной группе) в России несколько иной, чем в Украине.

И в моде царит, по сравнению с украинскими тенденциями, некий минимализм. У нас -- буйство цвета и всяких оригинальных идей, у них -- четкое понимание конъюнктуры рынка и сдержанность, монохромность, расширение привычных жанров, а не революционные прорывы в какие-то авангардные сферы. Раньше, конечно, они тоже экспериментировали: шили наряды из мочалок и алюминиевых ложек, надевали на моделей гнутые пластинки. А теперь все просто: юбочки-блузочки и ни-ни в сторону. Рынок, понимаешь. К примеру, новый любимец модных журналов Владимир Горшков, которого называют Ломоносовым от моды (сам из нижнего Новгорода), выпустил уже описанных выше школьниц -- в плиссированных юбках, клетчатых рубашках, сарафанах, джинсовых пиджаках, надетых поверх костюмных брюк-дудочек (идея Энди Уорхола, кстати). Новых идей кроя, цвета или сочетания нет. Одна магазинная претензия на простоту. Такая мода для деревни Холмогоры.

Майка в морозную зимнюю пору и ностальгия по аляске

Также не утешила меня и коллекция Ирины Лисиной для марки «Нэш фэшн». Извините, но зимой в Москве в микроскопических шортах и майках не проживешь. Даже если на голову надеть симпатичную ушанку, как предлагает Лисина. И как полное издевательство я лично восприняла надпись на майке: «Хорошо в Москве зимой!» Тут и в апреле минус пять, что уж говорить о январе! Единственная вещь, претендующая в силу своей фольклорности на массовое обожание, -- это черная сумка в форме матрешки, на которой для полной ясности оранжевым написано «матрешка».

На тему адекватного утепления пофантазировал дизайнерский дуэт Нина Неретина и Донис Пупис. Они сделали деловой черный костюм… дутым, как куртку. Да и вся коллекция была посвящена ностальгии по финской аляске в фирменных черно-оранжевых цветах. Хитом стала двойная мужская короткая крутка, одна часть которой снималась и оказывалась пришитой к резинке, трансформируясь в пальто. К женственным черным и белым полосатым платьям и костюмам дизайнеры добавили объемные накладные карманы (похожие на карманы походных рюкзаков с характерными застежками и лямочками), набив их ватой. На варежках с одной стороны был пришит мех (душа моя тихо радовалась), а в той же аляске капюшон крепился съемными лямками. Кстати, для демонстрации своих моделей дизайнеры находят не совсем обычных манекенщиков: то пекарей, то таксистов.

Самой неожиданной и шокирующей оказалась коллекция нижнего мужского белья Ирины Бучельниковой (кстати, ученицы Зайцева). Представьте себе, что на подиум выходят дюжие парни в обтягивающих конструкциях, где трусы оранжевого и голубого цветов крепятся к шее полосками-лямочками (некоторые модели -- из блестящей лайкры, местами прозрачны). К тому же эти трусы -- что-то среднее между прикидом стриптизера и униформой американского футболиста. Чувственно и агрессивно. Кстати, в качестве модели выступил и известный российский стриптизер Сергей Глушко по кличке Тарзан. Обладатель рельефных мышц знаменит как отец ребенка Наташи Королевой и кентавр из рекламы шоколада.

Женственные и слегка декадентские вещи от дуэта Бунакова-Хохлов в России носят участницы группы «Колибри», Таня Буланова и Илзе Лиепа. Грядущую зиму тандем модельеров осмыслил в виде белых атласных и гипюровых блуз с рукавом-буфф или длинной манжетой, юбок-колоколов. Черные гипюровые блузы подпоясывались кушаком с раскидистой розой. Претендовало на тенденцию обилие трехъярусных жатых юбок из плащевки и таких же блузок с рукавом-манжетой (все -- цвета гнилой вишни): смесь тургеневской барышни с шиком 80-х.

Перестроечное мини и сарафаны в стиле барышни-крестьянки

Это десятилетие не обошла своим вниманием и модельер Татьяна Парфенова. Похоже, спортивную одежду 80-х дизайнер решила сделать вечерней, сконструировав разноцветные куртки-парки из шифона, бархатные леггинсы и велюровые куртки на зиппере. Казалось, что барышня собралась на дискотеку, но все в последний момент перепутала: к золоченым лайковым ботинкам-кедам надела юбку-стретч, популярный на заре перестройки «бочонок» и твидовый жакет с рукавами буфф. И так вся коллекция: буфф из всех материалов и цветов, то же самое -- леггинсы или юбка. Плюс сарафаны на золотых бретелях в стиле барышни-крестьянки. Претензия ясна, но все несколько отдает китчем.

Объемность, объемность и еще раз объемность -- ратует Лена Макашова и ее тренд «Ширпотреб» (согласитесь, для такого названия нужно гражданское мужество). Не только за него, а еще и за талант Лену ценят такие ее клиентки, как Ирина Хакамада и Галина Волчек. В год ее магазин продает 15 тысяч изделий женской одежды. Вот где бы нам поучиться! Так вот, объемными должны быть жакеты, причем с асимметричным запахом и цвета хаки, с крупными пуговицами. Схожесть пальто с шинелями и шанелями всячески приветствуется: два ряда пуговиц, свободный силуэт, в то же время все очень женственно.

Вслед за японскими русские дизайнеры озабочены проблемой наращивания объема. Вот Алена Ахмадуллина делает фантастические вещи, напоминающие силуэты инопланетных существ. В новой футуристической коллекции пальто имеет два объемных стеганых ворота: круглый вырастает из прямоугольного, остроконечного. Такая себе готика будущего. В брюках -- съехавшие в сторону лампасы и боковые швы, широкие защипы-складки. Еще длинная брючина заканчивается широкой, болтающейся в области пятки манжетой-резинкой. На футболках у Ахмадуллиной -- графика Брейгеля. Словом, полное средневековье, если учесть еще и болотные, черные, серые цвета. Одежда небанальная и интеллектуальная, в ней чувствуешь себя существом потусторонним и возвышенным.

На том, чтобы вся Россия в будущем носила рукав-буфф, вслед за Парфеновой, Бунаковой и Хохловым настаивал в своей совершенной коллекции и Владимир Зубец. Он снабдил ими обычные трикотажные гольфы и велюровые блузы, превратив их в викторианские. Дополняли ансамбль синие остроугольные корсеты и безупречные кашемировые пальто.

Без ложной скромности добавим, что коллекция украинского дизайнера Виктора Анисимова имела успех. Сначала зал одолевало сомнение: «Госпади, щас шаровары какие-та па-а-кажут!» Видимо, отсутствие шароваров (а также все остальные достоинства коллекции) вынудило публику к аплодисментам.

Поскольку мода -- это не только феномен эстетический, но и прибыльный коммерческий механизм (во всем мире), мы полюбопытствовали, как же в этом смысле обстоят дела в России. Даже с первого взгляда было понятно, что с бутиками и продажами -- получше, а с массовым производством -- так же, как у нас, то есть никак. Вот, к примеру, дизайнер Васса имеет семь магазинов в Москве. Круто ли это? А вы спросите, у кого из наших есть хотя бы два?.. К тому же российские дизайнеры работают и на западные марки. Да и в целом в России дизайнеры создают марки массовой одежды, а не только шьют одежду для заметных в обществе людей. Существует и вообще беспрецедентная практика: не так давно создан бутик «Марки», специализирующийся на продаже одежды дизайнеров России и СНГ.

Остается отметить, что все пять дней, пока шли показы, рядом с залами для дефиле работал «Русский бутик». Вещи там покупали достаточно бойко: при насыщенности московского рынка ходовыми западными марками семь вещей за вечер -- цифра действительно впечатляющая. То есть русские моду хотят. Любят и уважают. Совсем как мы.