Вскоре здесь начнется серьезная реконструкция одного из самых сложных участков украинских автодорог -- горных перевалов через Карпаты
На проведение работ, закончить которые планируют через три года, Европейский банк реконструкции и развития выделил немалый кредит -- 75 миллионов евро. На участке магистрали -- от города Стрый Львовской области до города Мукачево на Закарпатье -- расширят проезжую часть, уложат новое дорожное покрытие, нанесут разметку, укрепят подпорные стенки, мосты. К тому же вдоль трассы планируют установить современную дренажную систему, чтобы защитить магистраль от воды, которая сильно разрушает дорожное покрытие.
Такое внимание к автодороге Киев--Чоп не случайно, ведь она является составной частью одного из международных транспортных коридоров, проходящих через территорию нашей страны, принимает на себя основную тяжесть грузовых и пассажирских перевозок. Со временем, по убеждению специалистов, объем перевозок на этом направлении значительно увеличится.
Масштабные работы вскоре начнутся на 70-километровом участке автомагистрали Киев--Чоп -- от города Ровно до границы Житомирской области. Автолюбители вполне могли бы проезжать его со скоростью 150 километров в час, но еще совсем недавно приходилось буквально плестись на скорости не более 30 км/час, кое-где движение и вовсе организовано в одну полосу.
Запроектированная с учетом небольших нагрузок, трасса просто не выдерживает огромного количества крупногабаритных машин, курсирующих здесь ежедневно: покрытие разрушается буквально на глазах -- появляются огромные ямы и трещины. Ситуацию придется срочно исправлять, уложив новое, более надежное дорожное покрытие. К счастью, самые неотложные работы здесь уже начались.
Географическое положение Украины, расположенной в центре Европы, способствует тому, что многие международные транспортные магистрали проходят по нашей территории. Это приносит огромные доходы казне, ведь перевозчики платят за проезд по нашим дорогам, за проживание в гостиницах, пользование автомобильным сервисом, покупают горючее, продукты Естественно, многие страны заинтересованы, чтобы международные транспортные коридоры проходили через их территорию.
Украине, к сожалению, кроме своего выгодного географического положения, похвастаться особо нечем. Состояние наших дорог, инженерная инфраструктура, уровень сервисных услуг еще далеки от совершенства. Перевозчикам же необходимо быстро и качественно доставлять грузы, поэтому многие из них стараются объезжать Украину, выбирая дороги Белоруссии, Польши, России, Турции и других стран.
Поэтому у нас -- впервые на законодательном уровне! -- утверждена Программа развития Украины как транзитного государства, предусматривающая среди прочего и реконструкцию транспортных коридоров на ближайшие десять лет. Как отметил директор Государственного дорожного научно-исследовательского института Федор Гончаренко, объемы транзитных перевозок значительно возрастут в таких направлениях:
-- Юг--Север: Хельсинки--Москва--Киев--Одесса--Кишинев--Брест (транспортный коридор N 9);
-- Восток--Запад: Берлин--Краков--Львов--Житомир--Киев (коридор N 3) и Триест (Италия)--Будапешт--Ужгород--Львов с перспективой развития в направлении Ровно--Минск (транспортный коридор N 5).
Поэтому сконцентрировать основные работы планируют в первую очередь на автодорогах Киев--Чоп и Киев--Одесса, в последующем намерены довести до европейских стандартов магистрали Киев--Москва, Киев--Харьков, Гданьск--Одесса.
Хотя определенные стандарты транспортных коридоров еще не утверждены, существуют международные требования к состоянию магистралей. Эти требования в ходе реконструкции и попытаются воплотить в жизнь. Основные из них -- скорость и непрерывность движения машин. Ожидается, что по транспортным коридорам на территории Украины можно будет двигаться со средней скоростью не менее 90 км/час, сейчас же на некоторых участках скорость движения в три--пять раз меньше. А в перспективе все магистрали будут рассчитаны на безопасную скорость 150 км/час.
Практически на всей протяженности основные транспортные коридоры не пересекутся с другими дорогами -- движение станет почти безостановочным. Решить эту проблему намерены, построив нужное количество мостов, путепроводов, подземных и наземных пешеходных переходов. Пока что таким международным требованиям в Украине соответствует только двадцатикилометровый участок магистрали Киев--Борисполь. В соседней Белоруссии, к примеру, в основном завершена реконструкция 400-километровой магистрали Брест--Минск--Москва, которая теперь соответствует всем современным требованиям.
На дорогах Украины более 16 тысяч мостов, большинство из них построены 30--50 лет назад и, естественно, не выдерживают современных нагрузок. Поэтому одни мостовые сооружения планируют расширить, другие значительно укрепить, применив как традиционные способы (к примеру, установив дополнительные балки), так и новые, используя особо прочные материалы, которые «наклеиваются» на балки. Таким образом удастся вернуть к жизни многие путепроводы, и их не надо будет водителям объезжать, теряя время.
Необходимо решить и проблему дорожного покрытия. Асфальтобенное несет огромные нагрузки и вместо положенных 10--12 лет не выдерживает и пяти. А затем появляются глубокие колеи, выбоины, ямы от крупногабаритных машин. Поэтому на всех трассах международных транспортных коридоров, укладывая покрытие, обязательно добавляют специальные полимеры, тогда дорога выдержит нагрузку не менее 13--14 тонн. Такое покрытие будет ровным, а поверхность его напоминает наждачную бумагу -- машина не забуксует, легче затормозит, а на поворотах ее не занесет. В состав «дорожной одежды» войдут новые надежные материалы -- шлаки, фосфогипсы, полимерные битумы. Тогда и выбоин на магистралях не будет.
Вдоль международных транспортных коридоров все дорожные знаки покроют современной световозвращающей пленкой, которая, в отличие от прежней, не портится и не так быстро пачкается. Знаки можно легко заметить ночью, в туман или в дождь, под разными -- даже острыми! -- углами на поворотах. Светиться в темноте будет на всех основных автодорогах и разметка, прежде всего разделительные полосы. На аварийных и сложных участках посреди магистралей появится железобетонный разделительный барьер. Сейчас, к примеру, его устанавливают на всей трассе Киев--Одесса, а на магистралях Киев--Борисполь и Киев--Львов монтируют металлические барьеры.
На трассах международных транспортных коридоров (в том числе Киев--Чоп и Киев--Одесса) оборудуют не менее четырех, а кое-где и шести полос для движения транспорта, предусмотрят широкую разделительную полосу и тротуары для пешеходов. Вдоль обочин этих дорог на многих участках смонтируют оцинкованные ограждения (в отличие от обычных, они не ржавеют) со светоотражателями -- установленные через каждые пять метров, они создают эффект сплошной светящейся линии, указывая водителю кромку проезжей части. К тому же такие ограждения выполняют роль колесоотбойника: машина не упадет с моста или не съедет за обочину.
При выездах из крупных городов на магистралях планируют установить электронные табло с указателями направлений движения, расстояний между областными центрами, с информацией об аварийных участках, возможных заторах, объездных дорогах, погодных условиях в регионах
Большинство международных транспортных коридоров пройдет мимо крупных городов, чтобы на их улицах не создавать заторов. Для этого построят объездные дороги. К примеру, на трассе Киев--Львов уже действует объездная дорога вокруг Коростышева, Бродов, Ровного, Корца, заканчивается строительство объезда возле Новоград-Волынского. А вот объездную дорогу возле Житомира вскоре ожидает реконструкция. Здесь вместо нынешних двух будут четыре полосы для движения транспорта и широкая разделительная полоса. Необходимо достроить такую дорогу и вокруг Донецка, а также участок возле Харькова. В перспективе вокруг всех областных центров построят объездные пути для транзитного транспорта.
Что касается Киева, то сейчас продолжается строительство еще одного участка Большой Окружной дороги -- от Гостомельского до Минского шоссе. Но, по прогнозам специалистов, через пять-десять лет эта магистраль станет обычной городской улицей. Поэтому планируют в перспективе сделать большое кольцо в 10 километрах от города -- объездную магистраль намерены построить в районе города Васильков. Тогда транзитные автомобили, следующие в направлении Одессы и Днепропетровска, в Киев заезжать не станут.