Події

Заслуженный летчик-испытатель анатолий квочур: «у су-27 отказали оба двигателя? Теоретически это маловероятно»

0:00 — 1 серпня 2002 eye 648

Многие военные эксперты России причиной трагедии на аэродроме «Скнилов» считают человеческий фактор

Этой весной, когда мне пришлось брать интервью у заместителя начальника Летно-испытательного института имени М. М. Громова, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя России Анатолия Квочура, я спросил у собеседника, есть ли у него самый любимый самолет. Анатолий Николаевич ответил: «Да, это, пожалуй, Су-27. Более надежной, послушной машины такого класса в мире нет. У него настолько широк спектр скоростей, что этот истребитель, предназначавшийся вначале для сухопутных аэродромов, может садиться на палубу авианосца. И взлетать с нее». (Напомним, 8 июня 1989 года после отказа одного из двух двигателей истребителя МиГ-29 пилотировавший самолет Анатолий Квочур сумел направить машину почти вертикально в землю, чтобы она не упала на многотысячную толпу зрителей. На трибунах присутствовал также президент Франции. ) Эта деталь не вошла тогда в материал. И вряд ли здесь уместно говорить о какой-то мистике. Действительно, более совершенного самолета на сегодняшний день в мире нет -- так считают многие специалисты.

«И в России, и в Украине нет законов, четко регламентирующих демонстрационные полеты»

-- Как же могла произойти такая ужасная трагедия?

-- Не исключено, что сработал человеческий фактор, -- говорит Анатолий Николаевич. -- Кто-то допустил ошибку, недосмотр. Возможна и какая-то случайность.

-- Причиной аварии в Ле Бурже была названа птица, попавшая в правый двигатель. Возможна ли подобная ситуация во Львове?

-- Да, могло случиться и такое. Хотя свидетельства того, что кто-то видел в небе летящую птицу, я пока не слышал.

-- Зато очевидцы утверждают, что за мгновение до падения самолета остановились оба двигателя -- неожиданно над аэродромом воцарилась тишина…

-- Теоретически это маловероятно. Я подобных ситуаций с Су-27 не припомню, хотя летал на этой машине много лет.

-- Вы принимали участие в различных авиашоу…

-- Да. Но на таких мероприятиях довольно четко работает служба безопасности полетов.

-- А у нас?

-- У нас -- я имею в виду и Россию, и Украину, -- нет законов, четко регламентирующих демонстрационные полеты. Поди теперь знай, кто что нарушил, а кто -- нет. Я говорил еще в субботу, сразу после случившегося: надо искать не виновных, а причины. Иначе в процессе поиска виновных можно зайти очень далеко.

-- Вы довольно тесно сотрудничали с ОКБ имени П. Сухого и прекрасно знаете Су-27 как летчик-испытатель, инженер…

-- И я готов помочь украинским коллегам. Если понадобится, принять участие в расследовании причин катастрофы. Считаю это горе общим и для Украины, и для России…

«Ни в коем случае нельзя на людях пилотировать машину на предельных режимах»

Среди возможных причин авиакатастрофы на аэродроме «Скнилов» многие эксперты, в том числе и российские, называют человеческий фактор. Так склонен считать и бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Анатолий Корнуков. «Техника здесь ни при чем», -- сказал генерал в интервью «Интерфаксу-АВН». «На мой взгляд, это была очевидная авантюра с точки зрения организации полетов, потому что над зрителями самолету проходить нельзя,» -- отметил российский генерал.

Анатолий Корнуков называет еще одну возможную причину трагедии. «То, что в украинском Су-27 находились полковники, ни о чем не говорит. Может быть, если бы в нем были майоры или капитаны, все было бы по-другому. Большие начальники на такие полеты летают нечасто. Это тоже можно отнести к просчетам организаторов авиационного праздника».

Аналогичного мнения придерживается и бывший командующий ВВС Московского округа, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин. «Даже если бы произошел отказ двух двигателей Су-27, этой трагедии можно было бы избежать», -- сказал он в интервью «Интерфаксу-АНВ».

По мнению Николая Антошкина, под руководством которого создавались пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи» и «Небесные гусары», в случившемся есть серьезная вина группы руководства полетами, которая должна была вмешаться в ситуацию. «Пилотаж -- это воздушный балет. Здесь все должно быть отработано до мелочей. Ни в коем случае нельзя на людях пилотировать машину на предельных режимах, а летчику -- переоценить свои возможности», -- добавил генерал.