Но в Киеве с недавних пор появилась такая возможность
Оказывается, если вы пьете чай в пакетиках и ваше кредо -- запивать им бутерброд или пирожное, вы -- варвар. И ничегошеньки в тысячелетней культуре чая не смыслите. И никогда вам не достигнуть с помощью чая расслабления, концентрации или духовных высот. Как правильно пить чай, а также общаться с ним, «ФАКТЫ» узнали в единственном в Киеве Чайном клубе.
Чайное пространство здесь священно. Отключаете «мобилу», снимаете туфли, обуваете соломенные тапочки, забываете о мирском и попадаете в полумрак комнат, и окунаетесь в тонкий аромат благовоний. Стены оббиты бамбуком, китайские ширмы разделяют гостей. Мягкий свет изящных светильников, сухие ветки сливы с рассевшимися на них воробьями. Сидеть здесь принято, как в Китае, на шелковых подушках вокруг маленькой чайной доски «Ча бань». Ее вместе с чаем и посудой приносит Мастер.
Нашим проводником по «Пути Чая» избравшие его (избравшие его испытывают по отношению к этому напитку священный трепет) стала сама хозяйка клуба Инесса Анохина. Она объяснила, что церемония начинается со знакомства с чаем. Сухой чайный лист насыпают в «ча хе» -- чайную коробку, откуда все участники чаепития впервые вдыхают аромат чая. Для заваривания напитка используется маленький чайник -- «ча ху». Сначала вся посуда прогревается кипятком -- каждую чашку Инесса держит деревянными щипцами и обливает их над доской с иероглифом, обозначающим словосочетание «судьба чая», с которого вода стекает в поддон. Затем чай, уже засыпанный в чайник, заливают кипятком и сразу же переливают в кувшинчик «ча хай» -- «чайное море». Только после этого напиток разливают по чашкам. Процедура повторяется несколько раз.
-- Коллекционный чай не требует времени для заваривания: он сразу же переливается, но выдерживает до семи-девяти заварок, -- рассказывает Инесса. -- Каждое заваривание придает ему новый вкус. К тому же каждый из участников церемонии пьет «свой» чай: настолько индивидуальны его вкус и влияние на человека.
Китайская чайная церемония и чаепитие -- разные вещи. Церемония предполагает общение с чаем. Во время же чаепития сам напиток -- лишь повод для беседы. Естественно, настоящее чаепитие не предполагает никаких десертов и бутербродов -- это признаки падения чайной культуры в Европе. Чай самодостаточен.
Коллекционный чай отличается и ценой, составляющей от 280 до 12 тысяч гривен за килограмм. Средние же цены -- от одной до пяти тысяч гривен.
-- Высокая цена чая обусловлена несколькими факторами, -- поясняет Инесса. -- Весь чай, выращиваемый в известных во всем мире провинциях, скручивается вручную. Важен и сезон сбора. К примеру, зеленый чай «Си-ху Лун-цзин» (»Колодец Дракона озера Сиху»), который сегодня является одним из бестселлеров клуба, выращивается в сезон Чистоты и Ясности и собирается в предрассветный час. Он дороже собранного через неделю, в сезон Хлебных дождей, когда лист становится более «взрослым».
Так называемые цветочные чаи -- это зеленые со вкусом магнолии и жасмина. Дорогой чай с жасмином никогда не содержит самих цветов: их проваривают либо сушат вместе, затем цветы выбирают вручную. Самый дорогой из имеющихся у нас чаев -- желтый чай «Цзюнь шанэ инь чжень». Он стоит 12 тысяч гривен и относится к разряду полуферментированных: почки чайного куста подвяливаются в куче, в результате чего теряют цвет и становятся желтоватыми. В свое время этот чай запрещалось вывозить из Китая под страхом смертной казни. Собирается он только из почек одинакового размера. На один килограмм идет 25 тысяч почек!
В Китае существует более тысячи сортов чая, из которых у нас в клубе представлены около 150. Различают несколько его видов: белый, красный, зеленый, желтый и черный. Тот чаи, который мы привыкли пить и который у нас называется черным, на самом деле красный, ферментированный. Когда чай начали возить из Поднебесной в Европу на кораблях, влага проникала в листья, и они подгнивали. Так случайно возник еще один способ обработки чая. Напиток, который сами китайцы называют черным чаем, на самом деле -- не то, что мы себе представляем, -- он активно расщепляет жир, хорошо идет с тяжелой пищей, согревает, поэтому и прижился в Монголии.
Воздействие чая сильно меняется в зависимости от времени года, поэтому для лучшего результата следует выбирать чай в соответствии с сезоном. Зимой лучше всего пить красный -- он согревает. Весной полезно пить душистые цветочные чаи с густым ароматом, устраняющий накопившийся за зиму вредный холод и разгоняющие энергию. Летом полезны зеленый и желтый. В жаркие дни эти чаи дают ощущение свежести и прохлады. Для осени идеален улунский или бирюзовый чай -- нечто среднее между зеленым и красным, то есть по природе он не холоден и не горяч, а потому устраняет излишний жар и восстанавливает работу органов секреции.
У китайского чая весьма поэтические названия -- «Серебряные иглы гор Цзюнь-шань», «Девичьи локоны», «Изумрудные спирали весны из Дун-Тина», «Воробьиные язычки», «Драгоценная яшма».
-- Лучше всего заваривать его в чайниках из киновари (красной глины) из Шинской пурпурной, -- продолжает Инесса. -- Так как она прекрасно пропускает воздух, поэтому в холодную погоду такой чайник сохраняет тепло, а в жару предохраняет чай от скисания. С течением времени чайник становится все более гладким и обретает изящество старины, а аромат завариваемого чай становится более выраженным и изысканным. Использование чайников из глины этого сорта уже само по себе продлевает жизнь, поэтому они всегда высоко ценились среди любителей чая.
Китайские чашки больше похожи на рюмки. Такими порциями у нас народ обычно водку пьет. Но к ним очень быстро привыкаешь, и потом такой чай обычными нашими бадейками в 200 мл пить не потянешь! Стоят керамические чайники ручной работы недешево: 300--500 гривен, а комплект для чаепития -- 700--800 гривен. Словом, если «подключиться» к культуре, сразу ухлопываешь кучу денег. Зато какой эффект -- к совершенству приближаешься просто с космической скоростью!
Художница Алина Гриненко «прижилась» в этой культуре давно и серьезно. Она обучена чайному мастерству и приходит в клуб заваривать чай для друзей. Кроме всего прочего, атмосфера клуба вдохновляет ее на творчество: интерьер украшают ее работы в технике батик. Алина считает, что чай, конечно, хорош и для беседы, но для нее он, скорее, молчание.
-- Каждый раз я выбираю именно тот чай, который мне нужен в данный момент. Это мистика. Чай -- идеальный спутник медитации. Помимо этого, после чаепития эмоционально расслабляешься -- при бодрствующем и готовом к действию теле. Я была заядлой кофеманкой, которая без чашки кофе ничего и делать не могла, но сейчас приняла Путь Чая. Чай считается сильным резонатором: он усиливает намерение и мысль, которые дремлют в человеке.
Поэтому к нам люди приходят еще и для того, чтобы что-то познать, приблизиться к совершенству: в клубе за полгода существования организованы семинары по фэн шуй, цигун, проходят занятия йогой и дзен-вокалом. Есть здесь специалист по китайской астрологии и знаток Книги Перемен «И-Цзин». Самые отчаянные идут дальше и изучают китайский язык. Каждый желающий может освоить Внешнюю чайную школу и стать чайным мастером
Китайская чайная церемония отличается простотой. Она не привязана к обязательным канонам, как японская: там существуют законы о последовательности чашек, метраже комнаты и т. д. Китайская же располагает к фантазии и творчеству.
И действительно, народ в клубе пьет чай с чувством, толком, расстановкой: кто книгу читает, кто смотрит в околоземное пространство с отсутствующим видом, кто просто возлежит на подушках. Недаром за вдохновением и уединением сюда частенько наведывается Слава Вакарчук. Никто не спешит. Нет агрессии и шума -- все улыбаются. Прямо как в раю. После таких соблазнов и чаепития иду в клубный магазин что-то купить. Не останавливают меня и цены: для начала выбираю что-то адаптированное к моим представлениям о высоком -- нахожу приемлемый чай по 560 гривен за килограмм. Называется он загадочно: «Железная Боддхисатва Те Гуань-Инь из уезда Ань-Си». Это бирюзовый чай, хотя дома выясняю, что цвет у него янтарный. Сейчас мы с ним знакомимся, пожимаем друг другу руки и клянемся в вечной любви.