Секретные испытания уже начались. Между тем украинские ученые продолжают скептически относиться к экспериментам по антигравитации
Информация о секретном проекте по гравитации компании «Боинг», который назвали «Хватка» (»Grasp»), появилась в конце июля в западных средствах массовой информации, а также была опубликована в специализированном журнале «Джейнс дефенс уикли». А все началось с экспериментов российского ученого Евгения Подклетнова.
Еще в 1992 году, работая в Технологическом университете Тампере (Финляндия), Подклетнов опубликовал в научной прессе статью, в которой утверждал, что ему удалось избавить некую область пространства от сил гравитации! Чтобы достичь этого, ученый использовал охлажденное намагниченное кольцо-диск из сверхпроводящего керамического материала. Подклетнов пропускал импульсный электрический ток по проводам вокруг диска. При этом вес объектов, размещенных над диском, уменьшался. Чем быстрее была скорость вращения диска (она достигала пяти тысяч оборотов в минуту), тем легче весили объекты. Впрочем, уменьшить вес более чем на два процента не удалось.
Очевидцы с восхищением рассказывают о проведенном тогда опыте с сигаретным дымом. Из-за сквозняка он двигался через комнату и над кольцом Подклетнова вдруг проваливался, как будто всасывался некой невидимой воронкой. Это объяснили тем, что над кольцом образовалась зона пониженного давления. Подклетнов подготовил статью о своих экспериментах для авторитетного английского издания «Журнал прикладной физики». Об этом заговорили и другие средства массовой информации, что стало медвежьей услугой для автора. Технологический университет в Тампере вдруг заявил, что на его базе никогда не проводились опыты по антигравитации. Затем ученые, которые помогали в проведении эксперимента, начали говорить, будто они выполняли лишь роль «статистов», поэтому подтвердить успех опыта не могут.
В России к эксперименту отнеслись скептически. Большинство ученых не верят в антигравитацию. Те, кто пытался повторить эксперимент Подклетнова, потерпели неудачу. Однако корпорация «Боинг» восприняла идеи российского исследователя более чем серьезно. Испытания проходят в Сиэтле в условиях строжайшей секретности, сообщает британская телерадиокомпания Би-би-си. Под «Хватку» выделены большие средства. А руководитель компании «Фантом веркс», Джордж Мюллнер предоставил для исследований лабораторию.
Репортеры Би-би-си также выяснили, что аналогичная программа разрабатывается и в Великобритании. Здесь силы гравитации пытаются победить ученые, работающие на компанию «Bae Systems», а проект называется «Гринглоу». Интерес к эксперименту Подклетнова проявляет еще и Национальное аэрокосмическое агентство США (НАСА), хотя в 1997 году его специалисты так и не смогли успешно повторить опыты Подклетнова.
Повышенное внимание к этой проблеме вполне объяснимо. Ведь снижение действия гравитационной силы даже на объявленные ученым два процента способно дать колоссальный экономический эффект: для самолетов и других летательных аппаратов потребуется значительно меньше топлива, чем сейчас.
За комментарием «ФАКТЫ» обратились в Институт физики Национальной АН Украины. Его ученые подтвердили, что никто, кроме Подклетнова, не заявлял об успешных экспериментах по экранированию от силы притяжения Земли. Не исключено, что антигравитация станет в один ряд с таким долгоживущим и популярным научным мифом, как холодный ядерный синтез. Впрочем, порой самые, казалось бы, безумные идеи на деле оказывались гениальными. Ведь даже столь очевидный ныне факт, что Земля вращается вокруг Солнца, вызывал когда-то приступы смеха у почтенных ученых
Тем временем изобретаются не менее смелые, чем антигравитация, способы удешевления полетов: на прошлой неделе в пустыне на юге Австралии были проведены испытания двигателя новейшего образца, который работает на смеси кислорода и водорода, получаемых прямо из воздуха. В русскоязычной научной литературе он называется гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным (ГПРВД). В англоязычной -- скрэмджет (scramjet). Эксперимент, длившийся восемь минут, прошел успешно. Летательный аппарат развил скорость, в семь раз превышающую скорость звука! Правда, без предварительного разгона с помощью ракеты чудо-двигатель не запускается.
Супердвигатель разработали австралийские ученые из Квинслендского университета. Их первая попытка в октябре прошлого года завершилась неудачей -- ракета сошла с заданной траектории. В этот раз все прошло по плану. Упрощенный прототип гиперзвукового летательного аппарата разогнали с помощью ракеты «Хайшот», после чего заработал испытуемый двигатель.
В настоящее время направление «скрэмджет» считается наиболее перспективным в авиации и ракетостроении. Двигатели такого типа могут использоваться и для вывода на орбиту спутников, и для перевозки пассажиров и грузов. По расчетам австралийских ученых, самолет, оснащенный их детищем, долетит из Сиднея в Лондон всего за два часа. В настоящее время современные лайнеры преодолевают это расстояние за сутки. Так что если гиперзвуковые двигатели найдут практическое применение, в авиации произойдет революция. У нового двигателя есть еще одно огромное преимущество -- он абсолютно не загрязняет окружающую среду.