Політика

В киеве судят бывшего заместителя главы нацбанка владимира бондаря

0:00 — 21 серпня 2002 eye 221

Его подозревают в заключении заведомо убыточного соглашения, из-за которого государству был нанесен материальный ущерб на более чем 5 миллионов долларов…

Сегодня в Печерском местном суде Киева на повестке дня -- резонансный процесс, который еще полтора года назад журналисты назвали «делом банкиров». Речь идет о том, что на скамье подсудимых оказался бывший первый заместитель главы Национального банка Владимир Бондарь. Ему было предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и превышении должностных полномочий.

Часть депозитов НБУ были размещены в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне?

До этого столичная прокуратура вела расследование, которое длилось без малого полтора года. Следователи пришли к выводу, что В. Бондарь на посту зампредседателя Нацбанка нанес убытки государству на сумму 5 млн. долларов. Каким образом? В результате заключения в 1997 году контрактов от имени НБУ с банком Credit Swiss First Boston (Кипр) о перечислении вышеуказанных валютных средств, которые впоследствии осели в оффшорных банках и в Украину не вернулись. По крайней мере именно о таких методах нанесения ущерба государственному бюджету рассказывал в свое время прокурор Киева Юрий Гайсинский.

Кстати, «дело банкиров» было возбуждено в 2000 году вскоре после того, как Гайсинский занял кресло столичного прокурора. До него таинствами финансовых операций, которые заключались Нацбанком в то время, когда его возглавлял Виктор Ющенко, очень интересовались парламентские следователи из Верховной Рады прошлого созыва. Интерес этот был вовсе не праздным. И, как заметили журналисты, многие детали нынешнего громкого дела подробнейшим образом были изложены еще весной 1999 года в отчете временной следственной парламентской комиссии по проверке деятельности Нацбанка под председательством народного депутата Виктора Суслова. Тогда депутаты, поработав с документами, предъявили НБУ претензии относительно размещения валютных резервов Украины в кипрском банке Credit Suisse First Boston. Законодатели ничего не имели против проведения подобных операций с действительно первоклассными банками, но вот размещение около 95 процентов депозитов НБУ в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, восторга у парламентских следователей не вызывало.

Правда, приглашенный в Верховную Раду для объяснений тогдашний председатель НБУ Виктор Ющенко народных избранников каким-то образом успокоил, убедив их в том, что личной заинтересованности у сотрудников центробанка в подобных операциях не было. Но приведенные в качестве доказательств аргументы тему о злоупотреблениях высокопоставленных сотрудников в НБУ не закрыли.

Спустя почти год она стала бурно обсуждаться на станицах западной прессы. В частности, британская газета «Financial Times» обнародовала информацию о том, что обнаружены документы, свидетельствующие о финансовых манипуляциях, которые осуществлял Нацбанк Украины с кредитными средствами МВФ в 1997--1998 годах. В частности, согласно документам, в эти годы НБУ в нескольких сделках прокручивал более 600 млн. долларов через швейцарский банк Credit Suisse First Boston.

Ревизоры не обнаружили в НБУ нецелевого использования кредитов

На тот момент Виктор Ющенко уже занимал пост премьер-министра Украины и приложил немало усилий для того, чтобы проверкой фактов, изложенных в газетных статьях, а также в материалах парламентской следственной комиссии, занялась авторитетная международная аудиткомпания. Такую ношу взяла на себя PriceWaterhouseCoopers. Ее ревизия подтвердила, что украинский Нацбанк представлял МВФ завышенные данные об объеме золотовалютных резервов страны, благодаря чему Украине удалось получить как минимум три кредитных транша, на которые в реальных условиях вряд ли могла рассчитывать. В то же время аудиторы признали, что в рамках проведенного ими расследования им не удалось выявить случаи нецелевого использования НБУ кредитов МВФ.

Несмотря на это, в мае 2000 года Генеральная прокуратура Украины направила в прокуратуру Киева результаты проверки Нацбанка, проведенной временной следственной комиссией Верховной Рады по расследованию деятельности НБУ. И 13 июня 2000 года было возбуждено уголовное дело в отношении ряда работников Национального банка по фактам злоупотребления ими служебным положением при распоряжении валютными средствами в 1997--1998 годах. В марте 2001 года следствие конкретизировало свое подозрение, заявив, что в финансовых противозаконных операциях НБУ подозревается первый замглавы банка Владимир Бондарь.

Тогда же подозреваемый и был задержан. Столичная прокуратура объяснила, что руководствовалась следующей информацией. 16 декабря 1997 года В. Бондарь заключил «заведомо убыточное соглашение» с иностранным банком Credit Swiss First Boston (Кипр) на размещение в последнем 75 млн. долларов золотовалютных резервов Украины, вследствие чего государству был нанесен материальный ущерб на сумму более 5 млн. долларов… Сейчас все собранные сыщиками доказательства по этому делу являются предметом рассмотрения в суде.

Виктор Ющенко, непосредственный начальник Бондаря в момент заключения этой сделки, в орбиту интересов следователей «по делу НБУ» попадал. Но давал ли свидетельские показания, неизвестно. Как-то, уже будучи на посту премьер-министра, Виктор Андреевич попытался придать этому делу политический подтекст, заявив, что кто-то очень хочет поссорить Украину и МВФ. Что же касается подозрений в отношении его бывшего подчиненного по работе в Нацбанке, то Ющенко в прессе лишь единожды высказался в том смысле, что, если что-то и было, то не по злому умыслу. Примечательно, что на тех документах, с которыми работали сыщики по делу Бондаря, подписи главы НБУ Виктора Ющенко нет.

Сейчас же, во время судебного процесса, настал момент, когда о заключении сложнейших финансовых контрактов, из-за которых госбюджет не досчитался 5 миллионов долларов, будут рассказывать свидетели. Надеется ли подозреваемый Владимир Бондарь на показания Виктора Ющенко?