Культура та мистецтво

Александр ханжонков, открывший звезду немого кино веру холодную, на премьеры фильмов с ее участием вызывал отряды драгун

0:00 — 21 серпня 2002 eye 870

Состоялся первый фестиваль «Три дня в Ханжонково», посвященный 125-летию знаменитого кинопрокатчика

В Макеевке, на родине основателя отечественного кинематографа Александра Ханжонкова, состоялся первый фестиваль «Три дня в Ханжонково», посвященный 125-летию со дня рождения великого кинопрокатчика. В нынешней системе киношных координат он был бы выдающимся кинопродюсером. Под руководством Ханжокова, построившего первую в России киностудию в Москве, а затем ее филиал в Ялте, было создано более 300 (!) фильмов. Ему же принадлежит заслуга открытия звезд немого кино -- Ивана Мозжухина и Веры Холодной.

Предки первого русского кинопромышленника защищали крепость Азов и сражались с войсками Наполеона под Бородино

-- В своей автобиографической книге «Первые годы российской кинематографии» А. Ханжонков пишет: «Родился в деревне Макеевка на землях войска Донского». Местному краеведу, лауреату Международной литературной премии Владимира Даля Николаю Хапланову удалось разыскать метрику Александра Ханжонкова и сведения о его предках. Земли войска Донского, где располагались деревня (ныне город) Макеевка и хутор Верхняя Крынка и где было родовое имение отца будущего кинопромышленника помещика Алексея Ханжонкова, частично находились на территории нынешней Донецкой области.

В рамках проведения Дней Ханжонкова в Макеевке, в поселке Нижняя Крынка, была посажена аллея звезд. В акции приняли участие Олег Стриженов, Ирина Алферова, Александр Голобородько, Тамара Семина, Михаил Голубович, Николай Олялин и уроженец Макеевки Владимир Талашко, известный зрителю по роли капитана Скворцова в фильме Леонида Быкова, тоже уроженца Донбасса (г. Краматорск), «В бой идут одни «старики».

Предки Ханжонкова, как правило, военные, были участниками обороны крепости Азов от турок. Полк Якова Ханжонкова, где служили и четверо его сыновей, носил его имя. Затем сын Якова Петр уже со своим полком участвовал в битве при Бородино в 1812 году. Другой сын за особые заслуги перед Отечеством похоронен в Киево-Печерской лавре. Однако отец Ханжонкова, помещик Алексей Алексеевич, разорился, мать до замужества была гувернанткой, и имение они свое продали, едва дети подросли.

Будущий основатель первой киностудии в Москве Александр Ханжонков, получивший блестящее образование в юнкерском училище в Ростове-на-Дону, тоже был военным. В 20 лет его произвели в офицеры, он участвовал в русско-японской войне. Но при отступлении русской армии на тонкому льду реки провалился вместе со своей лошадью в прорубь, попав в ледяную воду, заболел полиартритом и ушел в отставку. В 1905 году в Ростове-на Дону, где на улице Садовой стоял биограф (так раньше называли кинотеатр), 28-летний казак Ханжонков и посмотрел первые в жизни, еще немые, кинофильмы -- «Прибытие поезда» и комедию «Муха». Отставной офицер еще тогда заметил, как нравится людям сидеть в темном зале, следя за мельканием живых картинок на экране. Ханжонков поехал во Францию и… на пять тысяч рублей -- выходного пособия, полагавшегося после ухода с военной службы -- купил там набор кинолент. И продал их еще по дороге домой, в Россию, в Варшаве. Однажды Александр Алексеевич показал архиерею Московской епархии видовой фильм «Нил ночью». После просмотра тот только и сказал: «До чего Господь может умудрить человека!»

Режиссер фильма «Кубанские казаки» Иван Пырьев на киностудии Ханжонкова… разносил пиво

Вдова знаменитого создателя музыкального фильма «Кубанские казаки» Ивана Пырьева, заслуженная артистка России Лионелла Пырьева рассказала:

-- Народный артист Советского Союза, лауреат шести государственный премий СССР Иван Александрович Пырьев не кончал ни ВГИК, ни театральный вуз. Он, уйдя из театра Мейерхольда, где начинал артистом, пошел к Ханжонкову на студию. И, знаете, чем занимался: за пивом бегал для кого-то и держал щитки со сценариями и партиями, и в это время учился. У таких режиссеров, как Гардин, как Чардынин, и только потом пришел на «Мосфильм». Там тоже не сразу начал снимать кино -- побегал, поучился.

За «Осаду Севастополя» государь пожаловал Ханжонкову перстень со своей руки

Снимать кино Ханжонков начал в 1907 году. Первый его фильм -- «Понизовая вольница», снятый вместе с бывшим чиновником железнодорожного ведомства, первым русским профессиональным кинорежиссером Василием Гончаровым. В 1908 году Ханжонков и Гончаров выпустили 9 картин, а уже через семь лет в России снималось 500 картин ежегодно. Метод Василия Гончарова, когда на одной съемочной площадке в день снималось по три фильма(!), позже был перенят и усовершенствован Голливудом.

А в 1911 году Ханжонков и Гончаров сняли первый полнометражный фильм с бюджетом в сорок тысяч рублей золотом(!) «Осада Севастополя», рассказывающий о событиях Крымской войны 1853 -- 1856 годов. Съемки такого масштабного фильма на натуре мог разрешить только император, и Гончаров уговорил его профинансировать этот патриотический проект. Более того, Николай II предоставил для съемок в массовке… регулярные российские войска. Обмундирование для морских и батальных сцен также было выдано бесплатно. Царь разрешил даже потопить корабль -- для такого случая его специально прикрепили к подводной лодке. Фильм стал настоящей сенсацией: игровые эпизоды в нем чередовались с документальными кадрами военных действий, а актеры появлялись на экране вместе с оставшимися в живых ветеранами войны. Это был первый полнометражный фильм, снятый в России. Он длился 1 час 40 минут. На императорскую семью фильм произвел такое впечатление, что после премьеры в Ливадии Ханжонков был удостоен бриллиантового перстня с руки государя. Кроме того, государь сказал, что кино -- настоящее искусство и решил… немедленно обложить его налогом.

«Среднего роста, светловолосый, с голубыми задумчивыми глазами; корректный, мягкий, остроумный, надежный, душевный, ироничный», -- таким запомнили Ханжонкова современники. Манеры у него были даже несколько кошачьи -- обволакивающе-приятные. Своим глубоким баритоном и вкрадчивыми интонациями (»Не будете ли вы столь любезны», «покорнейше прошу») он мог покорить кого угодно.

Звезда немого кино, бывшая статистка Большого театра Вера Холодная, была также «зажжена» на студии Ханжонкова. Воспитывающая родную и приемную дочерей без мужа, находящегося на фронте (шла Первая мировая война), Вера Холодная в 1914 году пришла к режиссеру Владимиру Гардину. Она сказала, что никогда нигде не играла, но хочет, чтобы ей дали роль в кино. «Но нам нужны актрисы, а не просто красавицы», -- заметил Гардин, тем не менее вручив ей письмо к режиссеру Евгению Бауэру на фирму «Ханжонков и Ко». После первых же фильмов Евгения Бауэра, «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба» (1915) с участием Веры Холодной, для усмирения публики, штурмующей кинозалы, вынуждены были вызывать отряды драгун. В 1919-м В. Холодная в возрасте 26 лет заболела и умерла, успев сняться в 35 кинолентах.

«Растратчик и казнокрад» Ханжонков в 1926 году был осужден за «оригинальный американский способ работы»

Во врангелевской Ялте, на улице Аутской, куда Ханжонков приехал поправить свое здоровье, он открыл филиал своей киностудии.

Двоюродный брат Ханжонкова Алексей Сергеевич основал одноименную киностудию (»Ханжонков и Ко») в Париже. «Голливуд» в Ялте просуществовал до 1920 года, потом студию национализировали. Ханжонков уехал за границу, но в 1923-м по предложению тогдашнего директора «Русфильма» вернулся, чтобы помочь становлению советского кино. Но заведующего производством «Пролеткино» (объединение «Пролетарское кино») в 1926 году наряду с другими 50 сотрудниками киностудии обвинили в растрате и казнокрадстве. 22 апреля 1927 года Ханжонков по приговору Московского губернского суда был осужден на шесть месяцев лишения свободы, но амнистирован президиумом ВЦИК вместе с другими подсудимыми. Его уволили с работы и лишили политических прав. Он уехал писать мемуары в Ялту. А в 1935 году обратился в тогдашний Союз кинематографистов за материальной помощью. Жить ему было совершенно не на что: его мемуары не опубликованы и по сей день, его идеи отвергались. В созданную им Ялтинскую киностудию он представил проект «Перевода черно-белого изображения в цвет с помощью всевозможных технических приспособлений», но в 30-х годах это никого не заинтересовало. Ему была назначена скромная пенсия -- по выслуге лет. В 1945 году в Ялте Ханжонков, прикованный к инвалидной коляске, умер.

Имя Ханжонкова долгое время даже не упоминалось, хотя на его московской киностудии впоследствии были сняты все шедевры советского кино: первые картины Эйзенштейна, Ромма, Юткевича. В 1991 году кинотеатр «Москва», где когда-то размещались его павильоны и смотровой зал, был переименован в «Дом Ханжонкова», а в 1993-м учреждена медаль Ханжонкова за достижения в киноискусстве и вклад в развитие кино.