Археологи считают, что в ранний период Киевской Руси на этом месте был холм. Разрушаясь, он засыпал Подол десятиметровым слоем земли
Дома, придававшие урочищу Гончары-Кожемяки романтический шарм дореволюционного Киева, были снесены еще в середине 1970-х. Но возведение новых зданий начали только сейчас. Прежде чем к работе приступили строители, в урочище провели раскопки археологи, сделавшие немало интересных находок.
-- Нынешние раскопки в районе снесенной улицы Гончарной позволяют проверить мою гипотезу о том, что холм, на котором стоял княжеский град Киев, разрушился, в результате чего образовалось урочище, -- рассказывает руководитель Подольской экспедиции Института археологии Национальной АН Украины кандидат исторических наук Михаил Сагайдак. -- На эту мысль меня натолкнул анализ культурных слоев Подола времен Киевской Руси. Оказалось, что эти слои разделены мощными глиняно-песчаными наносами. Получается, что в княжескую эпоху Подол периодически засыпало оползнями. Скажем, до 1131 года место, где ныне расположена церковь Пирогоща, примерно за два века поднялось на десять метров! Эта ситуация характерна для всего Подола. А вот за последующие 900 лет слой грунта вырос здесь лишь на два метра.
До сих пор бытует мнение, будто в урочище располагались самые ранние на территории Киева поселения людей -- они датируются еще первым веком нашей эры. Основания для такого вывода дали найденные некогда в том месте римские монеты. Но ни при прежних, ни при нынешних раскопках там не обнаружили остатки жилищ. Первые строения, и то лишь на небольшом участке, появились после 1150 года. Это при том, что застройка Подола началась лет на 350 раньше. Люди не селились в урочище, поскольку его, похоже, попросту не было: там находился склон холма. Он разрушился, должно быть, не без помощи землетрясений. Я обнаружил в летописях X--первой половины XII веков массу записей вроде «стукнуло», «потрясися земля».
Впервые я начал копать в урочище 30 лет назад. Тогда эта местность была плотно застроена колоритными одно-двухэтажными зданиями XIX века. Мы смогли исследовать лишь небольшой свободный пятачок и обнаружили сразу три гончарные печи времен Богдана Хмельницкого. В середине 1970-х был разработан план сохранения и реставрации этого района города. Специальная комиссия, в состав которой входила председатель Верховного Совета УССР Валентина Шевченко, устанавливала, какие здания оставить и какие -- например, кустарного вида пристройки -- снести. Но закончилось тем, что пригнали бульдозеры и снесли Гончары-Кожемяки целиком. Мы провели новые серии раскопок в конце 1980-х -- начале 1990-х, в нынешнем году, и за все это время откопали больше двадцати гончарных печей. Они стояли в ряд у подножья холма, невдалеке размещались домики гончаров. Так что название урочища полностью соответствует роду занятий его древних жителей.
Уже сегодня ясно, что основная часть этой местности была заселена только в XVII--XVIII веках. Важно уберечь хотя бы хорошо сохранившиеся печи. Пока их пропитали специальной смесью, чтобы прекратить дальнейшее разрушение, и закрыли пленкой. Вряд ли их позволят оставить на нынешнем месте, значит, печи следует перенести в один из музеев. Этот вопрос сейчас решается.
-- Какие еще интересные находки сделаны в нынешнем археологическом сезоне на Подоле?
-- Здесь сейчас много строек, так что работы у нас хватает. Находки свидетельствуют, что на Подоле был город уже в девятом веке. Он возник на торговом пути из Скандинавии на юг Европы. Киевляне сами занимались торговлей и производством ремесленных товаров. О масштабах торговли свидетельствует, например, обнаружение погибшего в паводок склада гончарных изделий XIII века, насчитывающего более 300 экземпляров посуды. Разные клейма и типы глины говорят о том, что товар закупался у нескольких мастеров для оптовой продажи. На месте нынешних улиц Туровской, Ольгинской, части Оболонской во времена Киевской Руси был крупный центр по обработке древесины: там найден полуметровый сплошной слой рубленых щепок. А в другой части Подола, в районе улицы Григория Сковороды, найдены следы большого склада извести. Все эти урбанистические черты говорят о том, что Киев был полноценным городом, в отличие от многих больших поселений, возникавших в Европе в конце первого тысячелетия нашей эры. В верхнем городе на Старокиевской горе была лишь небольшая княжья крепость, которая без Подола не считалась городом.