Первая попытка оградить сограждан от тайного «промывания мозгов» была предпринята украинскими учеными в конце 1990-х
Единственный пока в СНГ публичный скандал из-за нелегального использования так называемого 25-го кадра разразился ровно два года назад в России. Тогда заместитель министра печати и информации РФ Михаил Сеславский обвинил телекомпанию «Авторские телевизионные новости» из Екатеринбурга в том, что она использовала не фиксируемые сознанием зрителя вставки с текстом «Сиди смотри только АНТ». В результате телекомпании отказали в продлении лицензии на вещание. А на прошлой неделе ученые из российского НИИ телевидения и радиовещания заявили, что в декабре будет выпущен прибор, который «отлавливает» 25-й кадр. В Украине соответствующие компьютерные программы были созданы несколько лет назад.
-- Отловить вставки, воздействующие на подсознание зрителей, можно и вручную, просматривая запись телепередач кадр за кадром, но занятие это очень трудоемкое и утомительное, -- заявил начальник отдела новых техники и технологий Госкомитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины Сергей Абрамов. -- Поэтому еще в конце 1990-х годов мы попытались создать аппаратуру и компьютерные программы, которые бы находили подозрительные с точки зрения применения 25-го кадра телепередачи. А эксперт потом мог бы проверить, что «смутило» машину. Толчком к ее разработке стали запросы депутатов Верховной Рады: у них периодически возникают подозрения насчет использования телеканалами 25-го кадра. Но когда дело дошло до испытания специальных компьютерных программ, все остановилось: начались смены состава Национального совета по телевидению и радиовещанию, от которого зависит выделение средств на исследования.
-- Когда мы разрабатывали технологию выявления 25-го кадра, собрали на эту тему досье в сотню страниц, -- рассказал по телефону директор научно-производственного предприятия из Кировограда Владимир Нелипа. -- Американцы с помощью такой уловки рекламировали попкорн еще в 1940-е годы. К стандартным 24-м кадрам, которые кинопроектор прокручивает за секунду, добавляется еще один, не улавливаемый глазом. Точнее, «вставка» воспринимается лишь подсознанием. В телевидении крутят 25 кадров в секунду, но и здесь вставка «инородного» кадра остается практически незаметной. Задача по его автоматическому выявлению до сих пор остается технически сложной. Главное -- создать компьютерные программы, научиться вычислять необходимые математические алгоритмы. С этим мы справились. Оставалось провести полномасштабные испытания, закупить дорогостоящую компьютерную и другую технику, на которой наши программы можно эффективно применить. Однако денег на это государство не выделило. Впрочем, некоторые элементы технологии тогда опробовали на видеофильме, где 25-й кадр применялся с учебной целью. Его вставляли в хаотической последовательности: на одной секунде он мог быть, скажем, седьмым, на следующей -- девятнадцатым по счету. Тем не менее, программа четко выявляла «чужеродную вставку».
-- Кстати, при просмотре фильмов с такими вставками обнаружилась любопытная деталь: 25-й кадр не такой уж незаметный для зрителя, -- продолжает Сергей Абрамов. -- Если текст вставки краток, вроде «Наши прищепки лучшие», то увидеть его, действительно, не удается. Но когда словесная конструкция громоздкая, зрители начинают подозревать неладное, у них возникает беспокойство. Кроме того, внушению поддается не каждый человек. Тем не менее контроль за тем, чтобы эту уловку не применяли телеканалы, необходим. Поэтому в Национальную программу информатизации Украины включен пункт о создании соответствующей техники.
В Управлении по использованию интернет-технологий Госкомитета информполитики «ФАКТАМ» сообщили, что в этом году денег на разработку такого прибора не выделяли. Мол, вся надежда на будущий закон о госбюджете на 2003 год: вполне возможно, что в нем будут заложены средства для «отлавливания» 25-го кадра. Кстати, конструктор российского прибора, способного выполнить эту задачу, заместитель директора НИИ телевидения и радиовещания Светлана Немцова заявила на пресс-конференции в Москве: «25-й кадр -- термин некорректный. Точнее, он относится к кино, телевидение же содержит 25 кадров изначально. Любой из них может быть заменен на кадр с «инородным» содержанием, и если повторять этот завуалированный код многократно, он окажет на зрителя пока до конца не изученное воздействие». В декабре прибор Немцовой поступит в распоряжение Министерства печати и информации России, но много ли будет от него проку? Ведь в законодательстве РФ нет прямого запрета на применение 25-го кадра! Так что, отказывая в продлении лицензии «Авторским телевизионным новостям», чиновникам приходилось ссылаться на «дух», а не на букву закона.
Похоже, не только эта телекомпания «грешила» скрытыми от глаз рекламными вставками: Министерство по антимонопольной политике РФ два месяца назад заявило, что у него есть иные доказательства использования в телеэфире вставок, действующих на подсознание зрителей. Министерству якобы достоверно известно, какие телеканалы таким образом занимаются саморекламой.
В украинском законодательстве также нет прямого запрета 25-го кадра. Впрочем, и доказательств его использования украинскими телеканалами никто из официальных лиц пока не обнародовал. До полного запрета этой вставки вряд ли дойдет, ведь 25-й кадр широко применяется в учебных программах, прежде всего, по изучению иностранных языков. В рекламе видеоуроков зачастую указывают, что прежде такой метод обучения был доступен только дипломатам и сотрудникам разведки. Говорят, что за два месяца, не напрягаясь, можно «записать» в память около двух тысяч слов, достаточно по 15--20 минут несколько раз в день просматривать очень быстро меняющиеся кадры: иностранные слова и их перевод на родной язык.
У методики много как сторонников, так и противников. Обучение основано на эффекте сверхзапоминания, сам метод называется суггестологическим. Его суть заключается в восприятии информации, минуя сознание: подсознанием она, якобы, запоминается значительно быстрее. Остается удивляться, почему Украина до сих пор не стала страной всеобщего владения хотя бы английским
Если эффект 25-го кадра действительно был секретной технологией КГБ, как поговаривают некоторые, то не применялся ли он на советском телевидении? Официальное расследование не проводилось, но в прессе опубликованы свидетельства людей, которые заявляют, что занимались вставками. Один человек рассказывал, что в 1970-е годы работал в спецлаборатории Центрального телевидения и участвовал в эксперименте: на основную «картинку» накладывали некий знак, например букву, геометрическую фигуру, светящуюся точку. Она двигалась по экрану по спирали так быстро, что глаз не мог ее уловить. Знак выполнял роль «крючка», ловящего внимание человека на подсознательном уровне. «Я не уставал удивляться, наблюдая, как испытуемые, разинув рот, «слушали» с экрана телевизора передовицу «Правды», -- вспоминал рассказчик. -- Не знаю, использовалась ли эта методика в телепередачах. Но при зачитывании в программе «Время» длинных и скучных речей Брежнева такой «крючок» был бы нелишним».