Согласно недавно принятым в столице Правилам парковки автомобилей транспортное средство принудительно эвакуируют на штрафплощадку
Навести порядок с парковкой автомобилей столичные чиновники пытаются давно. Прежде всего чтобы избежать заторов на улицах города, особенно в центре, облегчить жизнь дорожным службам, увеличить поступления в местные бюджеты от деятельности парковочных площадок. Однако все усилия властей пока что оказываются малоэффективными. Привлечь к ответственности водителя, попросту не обращающего внимания на запрещающие стоянку знаки, довольно сложно, а тех, кто отказывается платить за парковку, наказать и вовсе невозможно.
Административная ответственность за бесплатное пребывание на платной парковочной площадке отсутствует. Но депутаты Киевсовета, вооружившись Кодексом об административной ответственности, Законами «О местном самоуправлении» и «О столице Украины -- городе-герое Киеве», решили устранить этот недостаток. И приняли недавно новые Правила парковки транспортных средств в столице, а также разработали концепцию усовершенствования системы платной парковки -- путем ее автоматизации. Точного внедрения довольно жестких санкций, предусмотренных документами за недозволенную стоянку, пока не называют. Однако водителям, чтобы избежать неприятностей, вскоре придется внимательно следить за знаками и дорожной разметкой. Иначе неправильная парковка обойдется довольно дорого
Так, если водитель откажется платить за стоянку или же просрочено время оплаченной парковки, колеса его автомобиля разрешается заблокировать специальными приспособлениями. Служащий организации, содержащей парковочную площадку (в документе он именуется оператором), и применивший в отношении нарушителя подобную санкцию, составляет об этом акт. Один экземпляр остается у оператора, другой крепится на автомобиле (к примеру, на лобовом стекле). Причем за возможные механические повреждения автомобиля при блокировке--разблокировке колес несет ответственность оператор.
С помощью такого документа водитель узнает, к кому необходимо обратиться, чтобы транспортное средство разблокировали. Однако оператор снимет блокирующий прибор лишь после того, как ему заплатят причитающиеся за парковку деньги. Помимо этого, придется оплатить блокирование и разблокирование колес. Если водитель платить категорически отказывается, оператор в присутствии понятых составляет акт (указывая неуплаченную сумму) и освобождает транспортное средство от оков. Затем документ передадут в суд, который примет решение о принудительном взимании средств с нарушителя. Установить тариф на блокировку и разблокировку автомобиля должно вскоре столичное управление ценовой политики. Заплатить нарушитель сможет как наличными на месте, так и через кассу.
Решением Киевсовета предусмотрено за нарушение правил парковки снимать с автомобиля номерные знаки или принудительно препровождать транспортное средство на специальную площадку. Оборудовать такие площадки планируют в ближайшее время. Согласно Правилам парковки, вооружаться отвертками, чтобы снять номера, придется инспекторам ГАИ. Ведь именно им столичные законодатели предоставили право «временно задерживать» номерные знаки транспортных средств, оставленных водителями в местах, где запрещена остановка или стоянка. «Временное задержание» продлится до составления административного протокола о нарушении Правил дорожного движения, который потом передадут в суд где и накажут водителя.
Сейчас же нарушители не слишком боятся ответственности за несанкционированную парковку и инспектора ГАИ просто физически не успевают оставлять протоколы -- пока отправят в суд одного водителя, десятки успевают уехать. Когда же у милиционера окажется номерной знак, нарушителю деваться будет некуда. Если же автомобиль, оставленный в запрещенном для парковки месте, будет создавать угрозу безопасности движения, мешать дорожным или другим службам выполнять свою работу (содержать в порядке дороги, зеленые насаждения, дома и сооружения, расположенные вдоль трасс), транспортное средство планируют забирать на штрафплощадку. Об этом оператор парковочной службы или инспектор ГАИ обязательно сообщит в дежурную часть ГАИ, назвав марку, номерной знак и местонахождение автомобиля-нарушителя. Затем машину осмотрят, составив соответствующий протокол, и погрузят на эвакуатор.
О местонахождении штрафплощадки, куда отвезли автомобиль, владелец или водитель узнает у дежурного ГАИ. Однако забрать машину можно будет только после уплаты за ее доставку на площадку (сумма будет зависеть от расстояния от места нарушения до места доставки) и за хранение. Кроме того, составляется админпротокол о нарушении правил парковки, его передают в суд, который штрафует водителя. Тариф за принудительную эвакуацию автомобиля пока не утвержден, однако, по предварительным подсчетам, нарушение правил стоянки обойдется водителю в 100--120 гривен.
Прежде чем применять такие санкции, власти обещают детально всех проинформировать о новых правилах. Некоторое время водителей будут просто предупреждать о грядущих изменениях (устанавливая на улицах соответствующие щиты и прикрепляя на стеклах автомобилей листовки), а уж затем В документе также отмечено: если автомобиль не заберут со штрафплощадки в течение шести месяцев, его, в соответствии с действующем законодательством, могут продать.
Что же касается платы за парковку, то со временем водителям не придется расплачиваться наличными. Согласно концепции развития системы парковочных площадок (а их, по словам заместителя генерального директора «Киевпасстранса» Василия Хвостика, сегодня в столице более шести тысяч), через несколько лет везде будут установлены паркоматы. Специальные автоматы-счетчики покажут, сколько водитель заплатил за парковку и сколько машина простояла. Всего в городе намерены установить от 300 до 500 подобных автоматов и создать соответствующую парковочную инфраструктуру -- дорожную разметку, знаки и информационные указатели. Для этого понадобится от 25 до 50 миллионов гривен, потому власти намерены привлекать инвесторов, чтобы выполнить намеченную программу в несколько этапов.
Прежде всего в течение полугода намереваются установить 200 паркоматов, которые охватят почти четыре тысячи парковочных мест в центральной части города, рядом с крупными торговыми центрами, возле рынков, вокзалов. Расплачиваться здесь за парковку водители смогут абонентными талонами (на месяц, полгода, год), пластиковыми чип- или смарткарточками. Продавать их будут в специальных киосках. Если на первом этапе паркоматы себя оправдают, их начнут устанавливать на других площадках, пока полностью не обеспечат город. До полной автоматизации «сохранят» парковщиков с квитанциями и чеками, затем полностью перейдут на безналичный расчет.
Возможно, вскоре пересмотрят и парковочные тарифы. Нынешний (гривня за час) многие считают уже малорентабельным. Он не сможет окупить предстоящее усовершенствование парковок, их содержание, и уж тем более автоматизацию. Прерогатива устанавливать новые тарифы отдана управлению ценовой политики. Однако концепцией предусмотрено, что парковка автомобиля до пяти минут останется бесплатной. Кроме того, еще пять минут будет после того, как закончилось оплаченное им время -- чтобы забрать машину с площадки или проплатить дальше, если машина еще будет стоять.
Нельзя брать деньги за парковку автомобилей на проезжей части улицы возле медицинских, детских дошкольных учреждений, школ, а также городских кладбищ. В День Независимости, День Конституции, День Победы, День Киева машины на всех парковочных площадках разрешено парковать бесплатно. Исключение составят лишь площадки возле городских рынков. Транспорт дипломатических, консульских учреждений, представительств международных организаций будет бесплатно парковаться только возле своих зданий, на остальных городских площадках придется платить по общим тарифам.
Бесплатно парковаться на улицах города смогут только специальные автомобили со служебными номерными знаками: машины МВД, СБУ, пожарной охраны, кареты скорой помощи, спецмашины аварийных коммунальных служб. Не придется платить за парковку инвалидам войны, инвалидам детства, инвалидам общего заболевания, если они пользуются автомобилями с ручным управлением. Для ветеранов Великой Отечественной войны, а также лиц, имеющих согласно законодательству льготы, предусмотрены и льготы при пользовании местами платной парковки: на площадках выделяется определенное количество мест, которые обозначаются специальными указателями или разметкой.