Культура та мистецтво

Режиссер леонид нечаев: «после премьеры сказки «проданный смех» павел кадочников мне сказал: «если картина выйдет в прокат, я умру… »

0:00 — 3 грудня 2002 eye 1489

Автор знаменитых фильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Питер Пен» выпускает к Новому году премьеру -- «Сверчок» по Диккенсу

С Нечаевым мы встретились в его однокомнатной квартире на Олимпийском проспекте, где режиссер живет со своей очаровательной супругой Надей. Интересна история знакомства Леонида Алексеевича со своей второй половиной. Однажды режиссеру позвонила девушка: «Я ваша большая поклонница, собираю все ваши фильмы. К сожалению, в моей коллекции нет одной картины… » Девушка попросила дать переписать кассету. Договорились о встрече. Когда режиссер открыл дверь, на пороге стояла… самая настоящая русская красавица. В этот же вечер он сделал ей предложений, и она… согласилась. Наде Нечаевой 23 года. Она учится в институте культуры и пока не знает, кем хочет стать. Одно ясно -- в творчестве маэстро она разбирается не хуже самого опытного кинокритика.

Первое, на что натыкается взгляд в квартире известного режиссера, -- коллекция старинных ключей, висящая на входной двери, среди них особенно выделяется массивный ключ из желтого металла.

«Она же урод! Лягушка! -- говорили о Яне Поплавской те, кто не хотел утверждать ее на роль Красной Шапочки»

-- Неужели тот самый золотой ключик?

-- Самый что ни на есть настоящий (улыбается). Я его после съемок… стащил! (смеется). Правда, позже выкупил. У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: «Получено от Нечаева за реквизит -- ключ… 30 рублей». Ровно столько мы заплатили мастеру за его изготовление, ни копейкой меньше.

Когда я сказал, что мне нужен настоящий золотой ключик, мне ответили: «Ты что, с ума сошел? Вырежи из фанеры, покрась бронзовой краской, и будет тебе золотой ключик». «Нет, мне же нужен ЗОЛОТОЙ ключик! Зо-ло-той! Настоящий! Который бы хотелось в руках подержать. Он должен быть большим для Буратино и на солнце переливаться», -- настаивал на своем я. И тогда мы нашли парня, который сделал такой, как нужно…

Кстати, кое-что мы подарили нашим героям. Композитору Леше Рыбникову отдал трубу, на которой играл Карабас. Тане Проценко, сыгравшей Мальвину, -- платье, а Янке Поплавской -- красную шапочку.

Квартира режиссера похожа на маленький музей. На полках по периметру кухни расставлены эксклюзивные предметы: кружки, тарелки, вазочки, кофемолки, чайники. «Я старьевщик. Обожаю старинные предметы», -- говорит Леонид Алексеевич. Все это богатство привезено из разных уголков нашей планеты. Есть коллекция колокольчиков, экспонаты ныне покойных Владимира Басова, Ролана Быкова, сценаристки Инны Веткиной.

Несмотря на то что сказки Нечаева входят в золотой фонд советского кино, мало кому известно, что «Буратино» не был принят студией «Беларусьфильм». Причина? «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть -- кот без хвоста, лиса в платье». Спасло то, что был конец года и, если бы фильм не приняли, не получили бы никаких премий и наград, сорвали бы план…

-- На Западе человек, снявший такие картины, наверняка был бы миллионером…

-- Раньше нам платили за «поставку» художественного фильма. В оплату входила зарплата плюс постановочные по категории. Этого мне хватало. Почти все мои картины шли по первой категории. Получалось: 8 тысяч -- первая серия и 4 тысячи -- вторая. В общем, выходило около 12 тысяч рублей за двухсерийную ленту. А картина снималась в среднем год. Помимо этого, я получал зарплату, тоже по высшей категории. За первую ленту -- 160 рублей, а уже за следующие -- по 350 рублей. По тем временам это было очень неплохо.

-- Поэтому и в режиссеры пошли?

-- Я занимался в театральной студии городского дворца пионеров, хотел стать актером. Проучился год во ВГИКе. Поскольку курс был актерско-режиссерский, к концу второго курса я поставил вместо двух положенных восемь отрывков. Сергей Герасимов вызвал меня на беседу: «Представляешь, если тебя не будут снимать? C твоей-то рожей! Не теперешняя она. А у режиссера работы всегда полно. Переходи-ка на режиссерский». Так я и поменял ремесло.

-- После того как Буратино прогремел на всю страну, у вас наверняка стало больше заказов…

-- Когда мы сдавали «Буратино», а это было под Новый год, Хейсер, директор творческого объединения «Экран», вызвав меня в свой кабинет, спросил: «Что на следующий Новый год?» А я возьми да ляпни: «Красная Шапочка». Инна Веткина, автор сценария, царство ей небесное, меня ТАК за спину ущипнула, что синяк остался. Когда вышли, накинулась на меня: «Ты что, с ума сошел! Какая «Шапочка», там же текста полторы страницы. Что там снимать?» Кстати говоря, тогда я так завелся, что потом каждая моя картина выходила под Новый год. Такая, знаете, своеобразная визитная карточка режиссера.

-- Как вы находили детей-актеров?

-- Когда как, бывало, сбивались с ног. Находить героев было очень трудно. Буратино нашел в… подземном переходе. Смотрю, бегут бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках -- коньки. Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: «Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание».

Красную Шапочку должна была играть Таня Проценко, сыгравшая Мальвину в «Буратино», в которую просто влюбилась вся группа. Но не сложилось, она попала в больницу, и врачи запретили ей сниматься. Моя ассистентка Марина как-то принесла фотографию Яны Поплавской. Мама у нее актриса, папа -- режиссер, и Яна уже снималась до этого. На роль Красной Шапочки ее очень долго не утверждали. Объясняли очень просто: «Вы что? Она же урод! Лягушка!»

А что писали критики? «Образ Красной Шапочки не соответствует первоисточнику -- образу доброго и ласкового ребенка. Как же так, она взрослых учит. Злая, хитрая, дерзкая». А про Буратино вообще такое: «Он издевается над пожилым человеком», имея в виду Карабаса.

Кстати, дольше всех искали на роль Рыжего. На пробы приходил весь город. Только за один день приходилось отсматривать около сотни ребятишек. Отчаявшись, мы отправились в Питер. Искали именно РЫЖЕГО. У них, у рыжих, психология иная.

Сидим после проб совершенно разбитые. Осталась последняя -- толстенькая смешная девчонка. Я ей говорю: «Подожди, дорогая, пойду покурю». Выхожу в коридор, смотрю, кто-то за шкафом шевелится. «Ты чего? -- спрашиваю. -- Что тут делаешь?», а у самого челюсть отвисла: именно то, что СТОЛЬКО искал! «А я сеструху привел». У парня внешность фантастическая была! ТАКИЕ ресницы огромные. У нас даже была специальная расчесочка, которой мы их перед съемками расчесывали.

Во время съемок у него погиб отец, и как-то он меня спросил: «Дядя Леня, можно я буду называть вас папой?» А вообще вся моя детвора называет меня папой Леней, даже сейчас.

«Над фильмом «Проданный смех» действительно витал мистический ореол»

-- Сцену с Тортиллой вы снимали поздней осенью на натуре…

-- Да. Бедные девчонки-лягушки в ледяной воде барахтались. Рина Васильевна Зеленая тогда сказала: «Все, если ты еще раз заставишь детей лезть в холодную воду, я сажусь в машину и уезжаю». Кстати, она прилетела на съемки, потому что откладывать дальше нельзя -- скоро зима, снег. А в этот день у нее умерла единственная сестра. И тем не менее она не сорвала съемки.

Подобный случай был с Павлом Петровичем Кадочниковым на съемках «Проданного смеха». Снимали эпизод в самолете, когда он, барон Трэч, с Тимом Талером возвращается домой, а в салоне у них взрывается баллон огнетушителя. И они все в пене. У него по роли были слова: «Я ненавижу вас, мальчик из Солнечного переулка! Как бы я хотел вас уничтожить!» Так если присмотреться, он там жутко старый, страшный и злой. Поначалу никто ничего не мог понять. Я смотрю -- он чернее тучи… и вдруг просит: «Принесите мне коньяка!» Первый раз за все время он выпил. Оказывается, у него за день до этого погиб сын. Снимал закат и упал с сосны. Вообще за год съемок у него погибли два сына.

-- Мистика какая-то…

-- Хотите верьте, хотите нет, но над этим фильмом действительно витал мистический ореол. Начнем с того, что главного героя в «Проданном смехе» сыграл мальчик Саша Продан.

На этом жуткая история с Павлом Петровичем не окончилась. Он пригласил нас с картиной на премьеру в Питер. Был прекрасный прием, Кадочников заказал шикарный банкет, и вдруг… в конце вечеринки смотрю, лица на нем нет. «Что случилось?» -- спрашиваю. Оказалось, все дело в сыгранном им отрицательном герое, злодее. Ему сказали, что сыновья погибли не случайно и, если фильм выйдет в свет, он и сам умрет. Через день Кадочников позвонил председателю Гостелерадио и попросил, пока он жив, не запускать картину в прокат. Семь лет, до 1988 года, лента пролежала на полке.

«Во время записи песенки черепахи Тортиллы Рина Зеленая закапризничала: «Не буду петь «Только лапы протяни»

-- Быков, уже тогда известный режиссер, когда снимался у вас, не спорил на площадке?

-- Он меня поддерживал. На роль Кота пробовалось много известных актеров, но все настаивали, чтобы Лису играла именно Елена Санаева, его жена. На площадке Ролан Быков появился со своей супругой. Согласились работать при условии, что я буду отпускать их на «халтуру». Они подрабатывали на Южном берегу. На съемочной площадке появлялись редко, но зато когда был их съемочный день, работали кла-а-ассно!

-- И как вам только позволяли в те времена эксплуатировать труд детей?

-- Действительно, детям нельзя было работать больше четырех часов. Но они работали с полной отдачей, как взрослые. И зарплату получали, как взрослые. Самая большая была 150 рублей -- у главных исполнителей. А родители получали деньги на проезд и суточные. А еще по очереди они получали зарплату как педагоги.

-- Мамы, папы, дедушки и бабушки не вмешивались в творческий процесс?

-- Нет. Был, правда, один забавный случай с мамой Димы Иосифова на съемках сцены, когда Кот и Лиса подвешивают Буратино к дереву за ноги. Выбрали дуб, испытали этот сук, стемнело, мы приготовились, и вдруг… Димина мама говорит: «Вы что, Димку собираетесь подвешивать? Вниз головой? Нет-нет! Куклу вешайте или кого-нибудь другого». Я стою в оцепенении, потом отзываю Диму и говорю: «Нужно что-то делать». Он: «Понял!», и начинает ныть: «Есть хочу, не могу! Живот болит!» И пока мама ездила в магазин за продуктами, мы быстро подвесили его и сняли. Только сняли с дерева, как она подъехала. Потом мы ей, конечно, через дней пять рассказали правду, она повозмущалась, но дело было сделано. Потом сама смеялась.

-- Кто-то на площадке капризничал?

-- Когда снимали «Шапочку», Поплавская, жалуясь на Владимира Басова, заявила: «Я с этим пьяницей сниматься не буду!». Представляете, а он рядом стоит. Все на площадке замерли. Она увидела Басова, но отступать было нельзя, и, не долго думая, громко сказала: «Да, да! Не буду!» А Быкова она очень любила. И Евстигнеева детвора обожала. Он был добрейший человек и настоящий профессионал. Этуш очень любил детей, правда, как-то сказал мне (копируя актера. -- Авт. ): «Какой злой мальчишка-а этот Димка. Вот вы, наверное, не заметили, когда он сидит наверху на сосне, он ведь не просто эту шишку бросает -- так и метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразие».

Рина Васильевна единственный раз заартачилась. Мы записывали песенку Тортиллы, и там был второй куплет: «Мне казалось, счастье рядом, только лапу протяни, но осенним листопадом пролетели лета дни. Старость все-таки не радость -- люди правду говорят. Как мне счастье улыбалось триста лет тому назад». Не знаю, что ей не понравилось, то ли «лапы протяни», но она закапризничала: «Не буду петь этот куплет, и все!» Пришлось его убрать. Песню переписывать не стали, просто на этом месте проигрыш, и лягушки катают Черепаху по пруду.

С Зиновием Гердтом на озвучивании случилась история, успевшая стать байкой. Как-то он дублировал героя в фильме «Приключения в городе, которого нет», и одна из монтажниц сделала ему замечание, мол, не синхронно. Он вскипел (копирует голос актера. -- Авт. ): «Что вы сказали? Вы знаете, что будет написано на моем надгробии? «Здесь Зиновий похоронен, он при жизни был синхронен!»

«Песню «Буратино» спела Понаровская, но сначала я приглашал Пугачеву. Она постеснялась, решив, что… у нее не получится»

-- Музыкальный фильм -- действительно очень сложный жанр…

-- Когда я работал с Окуджавой, у него долго не получался материал для «Буратино», а сроки поджимали. Я поехал к нему в Дом отдыха писателей, в подмосковные Дубовцы, снял рядом номер и постоянно стучал ему в стенку. Более того, попросил посадить меня в столовой за один с ним стол. Он, наверное, тогда возненавидел меня до смерти (смеется). Я его преследовал целую неделю, он не выдержал, и… родилось «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам… » Через день эту песню напевал весь дом отдыха.

В 1975 году, когда Аллу Пугачеву еще никто не знал, я пригласил ее спеть для «Буратино». То ли она испугалась, то ли застеснялась и… отказалась: «Боюсь, у меня ничего не получится». Тогда я позвонил Ире Понаровской, и она с удовольствием согласилась.

-- С какими еще трудностями приходилось сталкиваться?

-- Была история с кувшином в харчевне, в котором прятался Буратино. Привезли огромный изготовленный по спецзаказу кувшин. Представьте, как посадить туда ребенка, а потом разбить кувшин? Слабо бросить в него кружкой -- он не разобьется, сильно -- можно ребенка поранить осколками. Делать нечего. Положили в кружку булыжник, кидать, естественно, мне пришлось. Я говорю: «Дим, ну что делать будем?» «Да не бойтесь!» -- успокаивает меня он. Посадили в кувшин Диму, а меня аж в пот кидает, руки -- мокрые. «Мотор!» Я кидаю, кувшин вдребезги, и горловина, самая тяжелая часть, надевается Димке на голову. Он не растерялся, снял ее, да еще успел нос показать.

А еще мои актеры были в таком возрасте, что у них то и дело «сыпались» молочные зубы. У Питера Пена оба передних зуба выпали, и мы сделали ему на присосках протез. Когда начали расти коренные, искусственные перестали держаться и то и дело выпадали…

После небольшого творческого перерыва режиссер-постановщик снова приступил к работе. К нынешнему Новому году на экраны выходит фильм Леонида Нечаева «Сверчок» по Диккенсу. Как говорит сам мастер, это -- семейное кино. В картине снялись Филозов, Филиппов, Сидихин. Свою последнюю роль сыграла Татьяна Окуневская.

-- Сказок для детей вообще не снимают, поэтому решил снять «Дюймовочку». Сценарий написала Инна Веткина… 20 лет назад! Тогда снять не удалось. Уже известно, что жабу будет играть Света Крючкова (смеется), а жабика -- ее сын. Чудесный, потрясающий парень. Они до того смешные в паре! Бюджет, думаю, будет не меньше двух миллионов долларов.