Культура та мистецтво

Светлана светличная: «на вопрос, почему не вступаю в партию, я ответила: «партбилет мне будет только мешать. Ведь я играю таких героинь как анна сергеевна в «бриллиантовой руке»

0:00 — 12 грудня 2002 eye 322

Сорок лет назад будущий секс-символ советского экрана впервые снялась в кино

В историю кинематографа заслуженная артистка России Светлана Светличная вошла как одна из наиболее популярных кинозвезд 1960--1970 годов, хотя ею сыграны 98 ролей в спектаклях ведущих театров и всего 23 -- в кино. Даже те зрители, кто редко ходил в кинотеатры, в первую очередь запомнили ее ослепительной блондинкой Анной Сергеевной из нестареющей гайдаевской комедии «Бриллиантовая рука». И хотя сыграла Светлана Светличная в фильме всего лишь эпизод, в памяти осталась на долгие годы.

Она будто неподвластна времени -- все та же яркая голливудская красота, очарование и какое-то необъяснимое внутреннее сияние. Вызывающе стройная, моложавая, до черноты загорелая в любое время года, веселая и радушная -- такая она сегодня, женщина и актриса Светличная.

«Наверное, я могла бы работать в кабаре стриптизершей»

-- Не кажется ли вам, что роль обольстительной Анны Сергеевны создала определенный стереотип, который преследует вас всю жизнь?

-- Вы правы, лавры, конечно, были, но я ничего не получила, кроме огорчений. Я действительно стала любимицей мужчин. Если б не этот фильм, у меня был бы совершенно другой творческий путь. Меня стали преподносить как самую сексуальную актрису в СССР. Правда, мне и самой так казалось: играла таких женщин с легкостью. Не проходя школы стриптиза, я могла бы тогда, наверное, работать в кабаре стриптизершей.

-- Трудно было сниматься?

-- Зато какие актеры! Никулин, Папанов, Миронов! Представьте, как придирчиво на пробах рассматривал меня в купальнике Гайдай. Во время съемок я очень боялась, когда мне предложили сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала. Юрий Никулин быстренько снял все комплексы. Он сказал: «Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!» Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились! Мой танец был чистой импровизацией. Думаю, сейчас я бы лучше станцевала!

-- Кстати, вы были коммунисткой?

-- Нет, только «сочувствующей». Меня на собеседовании в райкоме перед зарубежной поездкой как-то спросили: «А почему вы не вступаете в партию?» И я ответила: «В кино я играю таких героинь, как Анна Сергеевна в «Бриллиантовой руке». Партбилет мне будет только мешать».

Между прочим, сцену, где я раздеваюсь перед Никулиным, сначала запретили, и целый год картина выходила на экраны «кастрированной». Потом, правда, все вернули на место.

-- Что принесли вам лавры секс-символа?

-- Когда листаешь страницы прошлой жизни, понимаешь: сыграй я не Анну Сергеевну, а, скажем, Катюшу Маслову, моя творческая биография сложилась бы совсем иначе. Только в театре можно быстрее утвердиться в драматической пьесе. Однако сейчас я не жалею. Это картина, которую я люблю. Неважно -- большая роль или маленькая. Я поняла, что нынче живу за ее счет.

«Хозяин квартиры, которую я убирала, говорил, что не может видеть у себя в домработницах Светличную»

-- Вы, наверное, были детстве пай-девочкой?

-- Всегда хотела стать актрисой. В крайнем случае -- солдатом или врачом. Гоняла в футбол с дворовыми мальчишками. Наверное, в другой жизни я была мужчиной. Мне очень нравятся мужские партии в танцах, мужской одеколон, терпкие запахи, сигареты, смокинг, джин с тоником…

-- Тогда какие же мужчины вам нравятся?

-- В юности была влюблена в Алена Делона и Марчелло Мастроянни. До сих пор люблю Володю Ивашова. Он был моим мужем 35 лет. Володя пришел к нам во ВГИК худющим, долговязым и очень робким юношей, похожим на длинноногого журавля. В одном этюде нам нужно было целоваться. Мне показалось, что он с трудом заставляет себя даже дотронуться до меня. Я очень переживала, а потом выяснилось, что он просто цепенел от робости. Но узнала я об этом после замужества. Помню его слова: «Светка, я, кажется, тебя люблю». (Они познакомились в институте, после того как Ивашов сыграл главную роль в фильме «Баллада о солдате», принесшую ему мировую известность. В дальнейшем на съемочной площадке они встретились лишь дважды: в короткометражке «Тетка с фиалками» и в «Герое нашего времени». -- Авт. ).

-- Восемь лет назад вы вместе с супругом, народным артистом России Владимиром Ивашовым, в знак протеста ушли из Театра-студии киноактера. Каково было в полном расцвете сил остаться без работы?

-- Мне к этому, увы, не привыкать… В свое время из-за плохого состояния здоровья я вынуждена была отказаться от главной роли в фильме Сергея Герасимова «Любить человека». После этого меня не снимали в кино целых десять(!) лет. Было невообразимо тяжело…

Раньше, когда еще был жив Володя, я нервничала из-за того, что могла бы сыграть значительно больше ролей. Но пробиваться всегда сложно: и тогда, и сейчас. Вот не было бы у Наталии Белохвостиковой любящего мужа-режиссера, может, она снялась бы в каком-нибудь эпизоде и все. Сейчас меня это уже не волнует, я очень спокойно отношусь к тому, что не работаю ни на сцене, ни в кино. У меня нет ностальгии и беспокойства. А если что-то появится, это должно так меня зажечь, что я буду плохо спать в ожидании репетиций и встреч с режиссером.

-- Извините за вопрос, но на что вы жили все эти годы?

-- Материально было очень сложно. Володя работал на стройке. Я тогда еще не получала пенсию, поэтому ходила убирать чужую квартиру. Мыла окна и полы, стирала. Хозяин сначала растерялся, говорил, что не может видеть у себя в домработницах Светлану Светличную, но я его успокоила: «Пусть вас это не смущает». Я только недавно отказалась убирать у него. И не потому, что не могу больше этого делать, а потому, что теперь встала на ноги.

Человек с возрастом меняется. Один приобретает внутренний стержень, а другой начинает хиреть. Сейчас меня ничто не пугает. Единственное, что я желала бы себе, своим друзьям и всем людям, -- чтобы они не болели. Зимой я бегаю босиком по снегу. Мне это нужно, я освобождаюсь от плохих мыслей. Когда преодолеваю очередную трудность, говорю себе: «Ай да Светка! Ай да молодец!»

-- Какой подарок мужа вас сразил просто наповал?

-- Сразу два подарка. В первый раз -- когда была беременна Алешей. Как-то возвращаюсь домой уставшая, с большим животом (я очень переживала, как выгляжу: вдруг останусь толстой!), открываю дверь, а ступить некуда: вся квартира в розах. Миллиона не было, но больше тысячи, это точно. Во второй раз это была ветка сирени к Новому году. Сейчас трудно представить, но двадцать лет назад получить сирень из Парижа было просто невозможно. Володя как-то ухитрился договориться с экипажем загранрейса, и я получила такой французский подарок.

-- Володя всегда был щедрым?

-- Цветы любил дарить, а вот с остальными подарками как-то не очень получалось… По моей вине: у нас были разные вкусы. Муж привозил очень респектабельные, элегантные подарки, и большую часть я передаривала подругам и знакомым, потому что мне нравились более хулиганские вещи, мне хотелось чего-нибудь экстравагантного, чтобы сразу обращали внимание. Я могла оголиться сверх меры, покуражиться. В конце концов Володя обиделся и вещи привозить перестал.

-- У вас двое сыновей, и ни один из них не стал актером. Почему?

-- Когда они были маленькими, то рвались сниматься. В фильме «Осенние колокола» старший, Алексей (сейчас ему уже 41 год), играл богатыря, а младший, Олежка, -- маленького царевича. Ему было тогда всего четыре годика (сейчас 30 лет). Я воспользовалась отсутствием отца и дала согласие на съемки.

-- А почему отец был так против?

-- Он нахлебался горечи в свое время и не хотел, чтобы они в профессии были так зависимы, как он.

-- В одной передаче вы как-то сказали, что сыновья стали вашими только после смерти Володи.

-- Он очень много уделял им внимания, они же парни. Я только кормила. Когда надо было наказывать, лупила я. Володя раз в жизни дал им оплеуху, зато так долго потом переживал… Он брал их на охоту, научил столярному делу, водить машину, шить. Они были его детьми и совершенно спокойно обходились без меня. Уже когда Володи не стало, сыновья почувствовали, что я им дорога. Я ведь уже бабушка: у старшего растет дочка.

«Станислав Ростоцкий сделал мне очень интимный подарок, о котором узнала вся киностудия: кружевные трусики»

-- Каков ваш главный недостаток?

-- Раньше я думала, что это излишняя откровенность. Этим я пошла в маму.

-- Вам часто признавались в любви?

-- Да, поклонников было много. Особенно среди кинозрителей. Но признавались и известные люди. Станислав Ростоцкий объяснился мне в любви даже при Володе. (Правда, он обожал меня еще тогда, когда я снималась в «Тамани» по Лермонтову. ) А однажды сделал очень интимный подарок, о котором узнала вся киностудия имени Горького: преподнес мне кружевные трусики со словами: «Володька, ты не обижайся, вот не смог удержаться и купил Светке такую красоту за границей». Все хохотали до слез.

-- Однако и вы влюблялись в своих партнеров…

-- Влюбчивость -- одна из моих характерных черт, доставшаяся в наследство от отца. Всю жизнь очень симпатизирую Вячеславу Тихонову. Была почти влюблена в Олега Стриженова, когда мы снимались в ленте «Неподсуден». Когда я впервые попала на съемочную площадку фильма «Им покоряется небо», моим партнером был Николай Рыбников. Я представляла, как он меня целует, обнимает, придумывала романтические свидания. Сейчас я даже не уверена в том, что Николай Николаевич вообще замечал меня на площадке.

-- Вы встречались с партнерами по фильмам после съемок?

-- Иногда это были общие концерты, иногда -- кинофестивали. С Андреем Мироновым, например, я просто дружила.

-- К вопросу о поклонниках и шарме. Как вам удается так выглядеть?

-- Действительно, я не могу разочаровать своих почитателей, поэтому пользуюсь своими очень простыми методами, чтобы иметь свежий вид. Для ухода за собой использую натуральные продукты. А вообще, лучший эликсир -- влюбленность. Даже если в данный момент рядом с вами нет человека, в которого можно влюбиться, любите друзей, природу, солнце, море, животных! Самое главное -- сохранить это чувство любви. Тогда внутри рождается гармония, которая озаряет весь ваш внешний облик. У нас в доме всегда жили собаки, кошки… Домашние любимцы снимают стресс, который добавляет лишние морщинки.

-- Кстати, вы никогда не изменяете своему имиджу «роковой блондинки»?

-- Почему, раньше я часто меняла прически. А в молодости даже мечтала быть бритой под ноль. Сейчас есть две такие певицы из «Полиции нравов», но они вульгарные, а я мечтала о другом образе. С тех пор у меня сохранилась страсть к маленьким шапочкам, шляпкам, косынкам. Волосы мне всегда мешали. Я была и синего цвета, и черного. Стрижки были разные… Но сейчас это моя постоянная прическа, меня по ней узнают. Кланяются как бы не только мне, а… полюбившемуся образу.

-- Вы любите ходить по магазинам?

-- Обожаю. Очень люблю покупать подарки. Вообще магазины меня успокаивают. В дорогие не хожу даже из любопытства: а вдруг меня узнают? А не купить неудобно… Самое интересное, что своим туалетам я сейчас уделяю больше внимания, чем при Володе. Даже на прогулку с собакой крашу глаза. Короткие шорты -- и вперед!

-- Говорят, вы еще и спортсменка со стажем.

-- Гимнастику делаю вот уже девятнадцать лет. В последнее время стала прислушиваться к себе. Иной раз встаю и ничего делать не хочется. Тогда я даже с собакой не иду на дальние дистанции.

-- Кстати, как вам удалось остаться молодой?

-- Мой последний фильм назывался «Держись за облака», я так всю жизнь и делаю! Если честно, запас актерских возможностей не израсходован даже на четверть…

-- Есть ли сейчас какие-нибудь предложения сниматься?

-- Да, но я отказываюсь сразу после прочтения сценария. Мой принцип: лучше красиво уйти, чем сниматься в плохом кино. Лучше остаться в памяти зрителей такой, какой они меня любят. Безусловно, что-то снимается и стоящее, но без меня. А пока свободное время использую для себя -- все еще учусь любить… Поэтому и выгляжу хорошо. Думаю, Володе было бы приятно увидеть меня такой…