Для некоторых любителей дармовщины «выход в свет» является не развлечением, а способом накормить свою семью
Декабрь богат всевозможными вечеринками и банкетами, посвященными наступающему Новому году и Рождеству. Проходят торжества, как правило, в ресторанах или ночных клубах, и гостей туда приглашают заранее. Но что интересно: как бы ни старались организаторы, без посторонних эти мероприятия никогда не проходят. К «халявщикам» или «профсоюзам» (так называют непрошенных гостей) уже привыкли и считают их неотъемлемой частью закрытых кампаний. А что же сами любители дармовщины? Для многих из них «выход в свет» является не развлечением, а способом накормить себя и свою семью.
-- Для меня всегда остается загадкой, каким образом эти типы просачиваются на закрытые презентации, -- рассказывает Алина, генеральный менеджер одной столичной компании, занимающейся организацией вечеринок, презентаций, банкетов и конференций. -- Мы тщательно составляем списки гостей, курьеры развозят пригласительные и вручают их лично в руки, я инструктирую охранников, а иногда вместе с ними стою на входе. И все равно на банкете непонятно откуда появляются два--три «профсоюза». Мы ведь их уже в лицо знаем! Но все без толку. Вот например, недавно мы организовывали конференцию для одной немецкой фармакологической фирмы. В программе были встречи с украинскими коллегами, посещения выставок, исторических мест Киева, лекции и заключительный банкет. Два дня я провела с иностранными фармакологами, более того, я видела наших докторов, с которыми общались немцы, и всех знала в лицо. Все было замечательно до прощального банкета. Как по сценарию известного американского фильма, в разгар застолья поднялся солидный мужчина и на хорошем английском языке произнес тост о необходимости развивать сотрудничество и дружбу. Взглянув на него, я обомлела: это был вездесущий «профсоюз» Слава. Чтобы избежать скандала, я не стала вызывать охрану, а сама подошла к этому наглецу и попросила его покинуть закрытое торжество. Славочка, ничуть не смущаясь, ответил: «Алиночка, хотя мы лично и не знакомы, но знаем друг друга не первый день. Я не опозорю вас. Пожалуйста, разрешите мне дождаться десерта. Я обещал принести сыну тортик».
Через Алину мне удалось познакомиться с «легендарным» Славой, который с радостью рассказал о своих нелегких «профсоюзных» буднях.
-- Вы не подумайте, что я какой-нибудь попрошайка или бездельник, -- сразу выпалил Владислав. -- Совсем наоборот. Я работаю день и ночь, просто бизнес мой несколько своеобразный.
-- Да, собирать тортики на банкетах -- это действительно необычный способ обеспечения семьи. А вы не пробовали просто ходить на работу, получать зарплату и на эти деньги покупать своему ребенку сладости?
-- Я доцент, возглавляю экспериментальную лабораторию одного в прошлом очень серьезного института. И что? За открытия, которые мы с коллегами делаем, платят 260--400 гривен в месяц! А у меня семья, молодая красивая жена, очень смышленый сын -- мне их нужно кормить, одевать, учить! Уезжать за границу я не хочу, хотя предложений было много, вот и выкручиваюсь. А «халявщиком» я стал случайно.
-- Как же?
-- Однажды нас с супругой пригласили на свадьбу. Женился незнакомый мне человек, но его брат был моим подчиненным, готовился защищать диссертацию. Вот меня и пригласили как нужного человека. В назначенное время с цветами и электрочайником (по тем временам большая редкость) я явился в ресторан. Нас с женой никто не встретил, и мы решили самостоятельно найти «своих». Банкетных залов в этом заведении было несколько. Но мы об этом не знали. Оставив пальто в гардеробе, мы поднялись на второй этаж и наткнулись на невесту, которая вместе с подружками покуривала около туалета. «Поздравляем с законным браком, -- выпалил я и вручил смущенной девушке цветы. -- А где же счастливый муж? Мы и для него припасли подарки!» -- «Игорь пошел провожать своего брата, ему стало нехорошо. Но сейчас вернется», -- прощебетала невеста. «Опять сердце?! Теперь понятно, почему он нас не встретил. Тогда я представлюсь самостоятельно. Вячеслав Федорович -- начальник брата вашего супруга. А это моя жена -- Анюта». Слова «начальник брата вашего мужа» произвели магическое действие. Невеста буквально поволокла нас в зал. Там мы попали в надежные руки ее мамы. Новоиспеченная теща полюбила нас с первого взгляда: усадила на лучшие места, все время заботливо подкладывала в тарелки разные вкусности и подливала спиртное напитки. Мы мило беседовали о красоте невесты, шикарности свадьбы, потом перешли к погоде, искусству и, естественно, к карьерному росту родственников.
Вечер пролетел легко и незаметно. Когда мы собрались уходить, теща вручила моей супруге огромный пакет и сказала: «Так плохо едят гости, все осталось, мы и половины на стол не выставили. Вы заберите это, покушаете дома, и готовить не придется на выходных». После недолгих препирательств мы согласились взять пакет с едой и, простившись, отправились в гардероб одеваться. Каково же было наше удивление, когда в холле мы встретили моего подчиненного здорового и невредимого. Оказалось, что свадьба его родственника проходила на третьем этаже, а мы забрели на чужую. Разбирая дома сумку с продуктами, мы с женой очень веселись, сравнивая себя с семейством из фильма «Кудряшка Сью». Тогда мы и подумать не могли, что через пару лет презентации и банкеты будут кормить нас не в шутку, а всерьез.
-- А каким образом вы поставили дело «на поток»?
-- Все получилось само собой в перестроечный период. С зарплатами стало плохо. И иногда, когда меня действительно приглашали на презентации и конференции с участием иностранных партнеров, я, чтобы не ужинать дома, старался поплотнее наесться на фуршетах. Кроме того, на подобных мероприятиях всегда раздавали проспекты, брошюры, красиво упакованные в бумажные кейсы. Как правило, в эти чемоданчики еще вкладывались ручки, брелки или другие мелкие сувениры. «Трофеи» радовали не только моего сына, но и меня. Постепенно я стал замечать, что отправляюсь на званые вечера, как на охоту. Я даже обзавелся соответствующей экипировкой.
-- Какой?
-- Во-первых, купил себе сумку-дипломат. Очень удобная вещь, она раскладывается до размеров небольшого чемодана и при этом сохраняет вполне приличный вид. А огромное количество отделений и кармашков (их жена заранее выстелила полиэтиленовыми пакетами) позволяет быстро забрасывать в них разные продукты, не превращая их в кашу: бутерброды не смешиваются с салатами, колбасой, печеньем или тортиками. Во-вторых, я обзавелся специальным костюмом, во внутренний карман которого вшил плоскую пластиковую флягу. Сначала присматривал флягу из нержавейки, но потом отказался от этой идеи.
-- Тяжело носить?
-- На входе в некоторые рестораны или банкетные залы охрана проверяет посетителей с помощью металлоискателя, а мне не нужно привлекать к себе внимание. В мой пиджачный резервуар вмещается больше двух литров коньяка.
-- Откуда узнаете о предстоящем банкете или фуршете?
-- Практически во всех состоятельных иностранных и наших фирмах у меня есть знакомые, которые не знают, что я «профсоюз». Иногда они мне звонят и спрашивают, приду ли я на фуршет или презентацию. Я у них все выясняю, а потом звоню в оргкомитет и резервирую себе место. Бывает, о грядущей вечеринке пишут в изданиях, посвященных развлечениям и культурной жизни города.
-- А как вы проходите на закрытые мероприятия?
-- Через двери. Главное -- не суетиться на входе. Меня всегда умиляет, как тщательно охранники проверяют у гостей пригласительные, а иногда и документы. Конечно, это их работа, но зачастую блюстители порядка останавливают не нас, а настоящих приглашенных. На презентации нужно приходить вовремя, а лучше пораньше. Подходишь к охраннику и с отсутствующим выражением лица говоришь, к примеру: «Факты». Издалека показываешь удостоверение и стремительно проходишь к гардеробу или же, не давая им опомниться, задаешь вопрос: «В каком зале конференция?»
-- Что же вы показываете вместо удостоверений?
-- Да их и показываю. У меня есть ксивы практически всех газет и телевизионных каналов. Сделал я их сам на компьютере. Потом, потратив две гривни, заламинировал и теперь пользуюсь. Журналистом представляться особенно удобно, ведь меня в некоторых заведениях знают в лицо, но считают не шаромыжником, а известным человеком. Правда, если на входе, кроме охраны, стоят организаторы, лезть нельзя, нужно подождать, пока их кто-нибудь отвлечет. Но так проходить можно на обычные мероприятия, а на «крутые» закрытые банкеты лучше пробиваться вместе с женой.
-- Почему?
-- Объясню на примере. В канун прошлого Нового года я узнал, что одна крупная нефтяная компания устраивает банкет. Охрана на мероприятии такого класса очень высокая. Но мы с женой разработали план. В назначенное время моя супруга стала рядом со входом в ресторан. Дождавшись, когда к дверям подъехал дорогой автомобиль представительского класса, она со слезами бросилась к мужчине и, рыдая, стала просить о помощи. Суть ее просьбы сводилась к следующему: мол, на минутку вышла к машине за сумочкой, пригласительный остался в зале, а охранники не пропускают обратно. Естественно, бизнесмен провел ее. А через какое-то время моя жена снова вышла на улицу и совершенно спокойно вернулась в зал, но уже под руку со мной.
-- Ну и как долго вы будете работать «журналистом» или «человеком из общества»?
-- Не знаю. На этих банкетах я обзавелся полезными знакомыми. Может быть, устроюсь к кому-нибудь из них на работу. Правда, вряд ли я перестану ходить на ресторанную охоту. Я честно скажу, мне это очень нравится. Придумать, как прорваться, как набрать побольше деликатесов, получить подарок или выиграть что-нибудь в лотерею. В этом году я принес домой много дорогих вещей: набор столовых приборов на двенадцать персон известной немецкой фирмы, хрустальные пепельницы, два кожаных портфеля, два сотовых телефона, лайковые перчатки, горнолыжные очки и шапочки с шарфами, письменный набор, перьевую ручку с позолотой и невероятное количество дорогой косметики и туалетных вод от ведущих торговых марок. Если бы я покупал все эти вещи, мне бы пришлось потратить более трех тысяч долларов. Так зачем отказываться от удовольствия получить все это даром?