Політика

Народный депутат александр рымарук: «если депутат пришел в верховную раду не для участия в бесконечных политических баталиях, а чтобы принимать законы, то нужно находиться в той части парламента, которая этим занимается»

0:00 — 17 грудня 2002 eye 350

Уход из «Нашей Украины» народных депутатов несколько подпортил предновогоднее настроение ее лидеров. Самая большая фракция украинского парламента, насчитывавшая в начале своей деятельности 119 штыков, к концу года уменьшилась до 103 человек. Только с конца ноября ее ряды покинуло семь народных депутатов. Столь массовый уход сторонников Виктор Ющенко мотивирует давлением на депутатов фракции. Между тем, отбросив эмоции, присущие парламентским оппозиционерам, и взглянув на ситуацию трезво, можно разглядеть истинные мотивы фракционного развода между депутатами и экс-премьером. Об этом корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал парламентарий Александр Рымарук, перешедший из фракции «Наша Украина» в парламентское большинство.

-- Александр Иванович, каковы мотивы вашего перехода?

-- Народный депутат, по моему мнению, обязан думать прежде всего о выполнении основной задачи -- о решении конкретных проблем своих избирателей. А постоянно находясь в оппозиции решать их очень трудно. Оппозиция, бесспорно, нужна, это атрибут демократического общества. Но у нас она из процесса законотворчества самоисключилась по причине чрезмерного увлечения оппозиционными идеями. Они становятся своеобразной самоцелью, заслоняющей прямые обязанности народных депутатов. Поэтому, если руководствоваться необходимостью каждодневного принятия законов, нужно находиться в той части парламента, которая этим занимается.

А увлечение политическими играми зачастую приводит к парадоксальным ситуациям. Например, член фракции разрабатывает определенный закон. Позже, как того требует регламент, он выносится на рассмотрение парламента. В этот же день, случайно или нет, Верховная Рада рассматривает еще один документ, который фракция расценивает как политически неприемлемый и поэтому принимает решение вообще не голосовать. Часто бывает, что голосовать просто некому, поскольку депутаты фракции отсутствуют в сессионном зале. В результате законопроект своего же коллеги фракция бойкотирует. Не из-за того, что он плохой, а потому, что депутаты выполняют решение фракции. Но когда в пылу политических страстей не проходят необходимые для страны экономические, да еще и законопроекты депутатов -- членов своей же фракции, тогда возникает масса вопросов.

-- Вы можете привести конкретные примеры такой ситуации?

-- Да. Я являюсь членом рабочей группы по разработке Налогового кодекса. Принцип его прохождения в Верховной Раде таков: сначала рассматриваются конкретные законы, скажем по налогообложению физических лиц, по налогу на прибыль, НДС и так далее. Потом законопроекты включаются в Налоговый кодекс, который принимается в целом. Рабочая группа определила сроки принятия кодекса -- это март-май следующего года. Но для этого необходимо обсудить еще примерно 12 составляющих кодекс законов.

И вот в один из четвергов, когда в Верховной Раде проводится голосование, рассматривается закон о прибыли, подоходном налоге, другие. «Наша Украина» за него не голосует, потому что в этот же день на повестке дня стоит какой-то политический вопрос. Вот только один из примеров, когда мы вольно или невольно откладываем принятие таких важных для страны законов. Подобные случаи вызывают у народных депутатов, входящих в оппозицию, естественное желание пересмотреть свои позиции и принять более прагматичную. Ведь мы пришли в парламент не ради политических баталий.

-- Как правило, руководители покинутых народными депутатами фракций не скупятся на разного рода нелицеприятные отзывы о своих коллегах. Парламентские радикалы из блока Тимошенко обвиняют таких чуть ли не в предательстве национальных интересов. Какую реакцию вызвал ваш уход, а также уход других депутатов у руководства «Нашей Украины»?

-- Никаких политических разногласий с руководством «Нашей Украины» у меня нет. Просто я стремлюсь больше внимания уделять законотворческой деятельности и меньше политике. И вообще, на мой взгляд, основная роль в работе парламента должна отводиться комитетам, то есть профессиональной стороне работы, а не фракциям. Понятно, фракции нужны. Но если они создаются только как инструмент политического противостояния, то это попросту мешает работе, а межфракционная борьба существенно тормозит деятельность парламента. Нельзя противоречия между фракциями по политическим вопросам рассматривать как повод для приостановки законотворчества. Я сторонник достижения консенсуса, а не разделения Верховной Рады на политические сектора, когда прямые обязанности забываются. Можно понять наших политиков -- не за горами президентские выборы, но нельзя подчинять этому всю работу фракции. У меня есть желание работать сейчас. Поэтому не нужно делать трагедии из межфракционных переходов. Это рабочий момент. В конце концов, я ушел во фракцию парламента нашей, а не какой-то другой страны.