Події

Знаменитую на весь мир океанскую лодку «одесса», на которой наш соотечественник теодор резвой в одиночку пересек атлантику, чиновники «забыли» за границей

0:00 — 24 грудня 2002 eye 251

Там она станет тренажером для молодых гребцов и ностальгическим развлечением для бывалых спортсменов

… После триумфа, пережитого «Одессой» год назад, лодка стоит в Лондоне: полузатопленная дождями, она вот-вот лопнет от того, что вода в отсеках замерзнет и разорвет сине-желтый корпус суденышка. А ведь, по мнению международного Общества океанских гребцов, эта лодка могла бы стать предметом национальной гордости Украины: на ней впервые в истории бывшего СССР гребец-одиночка, одессит, преодолел на веслах маршрут длиной почти пять тысяч километров через всю Атлантику, причем всего за 67 суток -- это второй результат в мире. Пример более бережного отношения к собственным рекордам ныне демонстрирует Россия: после того как путешественник Федор Конюхов повторил недавно путь Теодора Резвого, лодка россиянина с почестями возвращается на родину, чтобы принять участие в престижнейших международных морских и… автомобильных шоу.

«Планировалось, что лодка вернется в Одессу под залпы салюта»

… Завершив плавание через океан 18 декабря 2001 года, упакованная в контейнер «Одесса» прибыла в Великобританию, чтобы оттуда отправиться к Черному морю, к «родному» городу (лодка построена на английской верфи). Однако планам этим не суждено было сбыться.

-- Власти Одессы обещали выкупить лодку у англичан за 18 тысяч долларов и переправить домой, чтобы в один из ближайших праздников -- первого апреля, или в день освобождения города, на 1 Мая -- суденышко вошло в порт с эскортом, салютом и прочими заслуженными почестями, -- рассказывает Теодор Резвой. -- Планировалось отвести лодке почетное место на морском вокзале… Но контейнер несколько месяцев простоял в британском порту, потом на территории Общества океанских гребцов, затем у одной из тамошних фирм-спонсоров. Ожидание отправки уже обошлось в тысячи долларов. По сей день «Одесса» стоит в Лондоне под открытым небом.

… Недавно на одесском морском вокзале прошло бот-шоу, к участию в котором был приглашен и Теодор Резвой. Но потенциальная «царица бала» -- его океанская гребная лодка, единственная на огромной территории бывшего СССР и Восточной Европы, -- смогла присутствовать здесь только на фотографиях.

Для сравнения: первого декабря нынешнего года у острова Барбадос финишировала лодка Федора Конюхова «Уралаз», повторив маршрут «Одессы», а спустя всего три дня россияне отправили свою лодку в Англию, потому что руководство автомобильного завода «Урал» уже запланировало выставить суденышко на престижном лондонском бот-шоу в январе следующего года. Затем «Уралаз» отправится на аналогичные мероприятия в Дюссельдорф (ФРГ), Санкт-Петербург, Москву и даже в Нижний Новгород на автошоу, где лодка будет представлена рядом с огромными грузовиками марки «Урал»…

«Одесса» опять выйдет в море… в контейнере

-- Зря у нас с пренебрежением относятся к океанской гребле, -- отмечает Теодор Резвой. -- На сегодняшний день это тот вид спорта, в котором Украина может завоевывать престижные позиции. Тем более что в мире представители еще только четырех стран, кроме нашей, смогли пересечь океан на лодке-одиночке. Однако для «Одессы» на 29 декабря запланировано плавание… в контейнере: лодку переправят на Канарские острова -- подальше от дождей, холодов и унизительного ожидания. Возможно, там, на острове Ля Гомера, она станет тренировочной базой для спортсменов, которые планируют переход через океан, и порадует бывалых гребцов, утоляя их ностальгию. Любопытно, что лодка останется такой же сине-желтой, с логотипами спонсоров трансатлантического перехода и с именем города, отказавшегося от нее.

… Тем временем Теодор планирует новый переход через Атлантический океан, задумав стартовать 29 мая следующего года -- как раз на свое 35-летие.

-- Новая лодка под названием «Украина» строится в Великобритании, средства выделили украинское правительство и Общество океанских гребцов, -- говорит спортсмен. -- Это суденышко должно быть лучше предыдущих. Ведь я хочу пройти через северную часть Атлантики -- это маршрут довольно рискованный и длинный. Все гребцы, пытавшиеся проплыть там, стремились его укоротить, но маршрут еще не покорялся одиночкам. Я выбрал более длинный путь, который лишь однажды, в 1896 году, вдвоем одолели американцы норвежского происхождения Харбо и Самюэльсен. Это дистанция примерно в семь тысяч километров.

… Хочется верить, что лодке «Украина» уготована судьба получше, чем «Одессе».