Спорт

Анатолий карпов: «я самый низкооплачиваемый посол в мире с зарплатой один доллар в год»

0:00 — 26 грудня 2002 eye 249

На днях двенадцатый чемпион мира по шахматам обыграл своего извечного соперника Гарри Каспарова

Выдающийся российский гроссмейстер Анатолий Карпов, наверное, один из самых занятых людей в мире. Турниры, матчи, благотворительная деятельность, руководство несколькими крупными общественными организациями, наконец, семейные заботы (маленькой дочке Карпова всего три года). Немного свободного времени для интервью «ФАКТАМ» появилось у знаменитого шахматиста лишь в самолете.

Японского бизнесмена, собирающегося пожертвовать чернобыльцам шесть миллионов долларов, перехватили прямо у трапа самолета и повезли в Кремль

- Анатолий Евгеньевич, для многих людей, родившихся в Советском Союзе, вы на протяжении многих лет были символом успеха, баловнем судьбы. Случались ли в вашей жизни трудности, разочарования?

- В 1985 году, после проигрыша матча на первенство мира Каспарову, для меня наступил тяжелый период. Травля была жуткая — с гонениями в прессе и на телевидении. Секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев, которого Каспаров в автобиографии назвал своим крестным отцом, дал указание, чтобы Карпова, мол, в жизни страны не было, а в шахматах — как получится. На посту президента Советского фонда мира меня должна была сменить космонавт Светлана Савицкая. Однако времена наступили другие, люди стали иначе относиться к своей роли, своему праву выбора. Поскольку я не был номинальным руководителем, а работал серьезно, меня уважали. Когда, несмотря на серьезное противодействие члена Политбюро, одного из влиятельнейших людей в стране, я был переизбран руководителем Фонда мира, а затем стал народным депутатом, меня оставили в покое.

- Тогда же вы начали помогать чернобыльцам?

- О трагедии в Чернобыле мы узнали сразу, поскольку отделение фонда мира действовало и на атомной станции. Уже на следующий день после аварии наша организация выделила несколько миллионов рублей для помощи пострадавшим. Японский мультимиллионер выписал чек на шесть миллионов долларов, но мы тогда были неопытными, деньги сразу не взяли, а пригласили его в Москву на благотворительный телемарафон. В аэропорту, прямо у трапа самолета, японца перехватили, посадили в машину и повезли в Кремль, к Яковлеву. Больше мы своего дарителя не видели. Дошли ли средства по назначению, я не знаю…

Сейчас у нас в Москве работают два диагностических центра и клиники, которые оказывают бесплатную помощь ликвидаторам и жителям чернобыльской зоны. В качестве посла детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) я занимаюсь проблемой ликвидации дефицита йода в организме человека. Недостаток йода не только напрямую связан с состоянием щитовидной железы и эндокринной системы, но и влияет на умственное развитие и память. По нашим подсчетам, больше половины населения России, Украины и Белоруссии имеют такие проблемы. Хотя выход простой — перейти на прием пищи с использованием йодированной соли. Кстати, Сталин, обладавший очень хорошей памятью, всегда носил с собой флакончик с йодом.

- Послами детского фонда ООН являются самые популярные люди планеты, известные политики, звезды спорта, шоу-бизнеса. Украину, например, представляют братья Кличко…

- Никаких материальных выгод эта работа не приносит. Я — самый низкооплачиваемый дипломат в мире. Зарплата посла ООН чисто символическая — один доллар в год. Кличко стали послами недавно, а самый большой стаж деятельности на территории СНГ у меня и у Пугачевой — три с половиной года. Алла Борисовна была как бы ведущей по России. В ее задачу входила агитация борьбы со СПИДом. Правда, энтузиазма у выдающейся певицы хватило примерно на полгода, после чего она стала заниматься обычной деятельностью. Для меня же участие в общественной жизни и занятие благотворительностью — обычное состояние уже больше двадцати лет.

- Не страдает ли от такой нагрузки ваша личная жизнь?

- Телефон в моей московской квартире звонит не переставая. Моя первая жена просто не выдержала такого образа жизни. Со второй женой — Натальей — мы познакомились в 1983-м в Москве, в одной общей компании. Ей тогда было 19, мне — 31. Шахматами она не интересовалась, знала лишь мое имя и фамилию. Через месяц-полтора я позвонил ей домой и поздравил с 8 Марта. Любовь пришла позже, после длительного общения. Сейчас у нас уже дочка. По образованию жена — историк. Занималась наукой: изучала древнерусские рукописи, писала статьи. Потом увлеклась живописью, устраивала выставки современных художников.

Наше общее увлечение — бальные танцы, особенно любим латиноамериканские. Мы посещаем чемпионаты мира и Европы. Я надеваю смокинг, она — бальное платье, и мы танцуем в перерывах. А еще — японская кухня! Во всех странах, где только приходится бывать, обязательно идем в японские рестораны. Вообще, жена говорит, что в семейной жизни я добрый, покладистый. Но когда я работаю над шахматами, она ворчит, что для домашних дел я уже не существую. Очень за меня переживает, когда я играю, просто места себе не находит.

«То, что меня называют символом брежневской эпохи, воспринимаю с юмором»

- Вас называли символом брежневской эпохи. А как складывались отношения с другими руководителями страны?

- То, что меня называют символом эпохи Брежнева, воспринимаю с юмором. В 1978-м Леонид Ильич вручал мне орден. В той же группе награжденных был и Горбачев. А подружились мы с Михаилом Сергеевичем лишь через двадцать лет, во время моего матча с Анандом в Лозанне, где он болел за меня. С Ельциным я познакомился в 79-м, когда приезжал в Свердловск. Тогда он был руководителем области. Десятиминутная встреча должна была быть протокольной, но затянулась на три часа. Я пожаловался, что в Свердловске до сих пор нет шахматного клуба, и он тотчас созвал малое бюро обкома партии. Через два года я получил новогоднюю открытку от Ельцина с припиской от руки: «Шахматный клуб готов. Когда приедете?» У нас с Борисом Николаевичем сразу возникло полное взаимопонимание.

- А из ведущих мировых политиков кто вам больше всего запомнился?

- Сильное впечатление оставило общение с бывшим президентом США Джимми Картером, недавно ставшим лауреатом Нобелевской премии. С ним мы встречались на территории бывшей Югославии по поводу различных программ ООН. Для своего возраста (ему за 80) он удивительно активный человек. Уйдя с поста лидера страны, Картер раскрылся по-новому. Он приносит огромную пользу своей общественной деятельностью.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в шахматном мире и шансы Руслана Пономарева в предстоящем матче с Гарри Каспаровым?

- Руководство Международной шахматной федерации предало интересы тех людей, которые обеспечивали ему поддержку. Из четырех чемпионов мира ФИДЕ какие-то права сегодня имеет один Пономарев. Украинец — обладатель официального звания, и он совершенно правильно настаивает на сохранении титула в случае ничейного счета в матче с Каспаровым. Привилегии, которые Каспаров получает от ФИДЕ, не в интересах шахмат. Вместо объединения это может привести к еще большему расколу.

Если Каспаров и Пономарев все же договорятся о регламенте матча, то Руслану предстоит тяжелый поединок. В последние годы он занимается шахматами очень серьезно, но при подготовке ему придется провести громаднейшую работу. У Пономарева больше энергии, у него крепче нервы, он упорнее в защите. Он моложе. Каспаров, особенно при игре белыми, ужасно расстраивается, когда не получает преимущества. Ему не нравится играть равную позицию, и он быстренько бежит на ничью. У Пономарева другой подход. Он все время готов к борьбе, и это его преимущество.