Політика

В киоске в верховной раде продаются книги, провоцирующие недоверие одной национальности к другой

0:00 — 28 грудня 2002 eye 195

Недавно в Киеве, в столичном Доме кино, состоялось всеукраинское совещание руководителей национально-культурных обществ Украины. Это первый в нашем государстве форум, участие в котором приняло свыше 400 общественных организаций, отстаивающих интересы национальных меньшинств. Численность некоторых из них (караимы, крымчаки) -- менее тысячи человек. Лидеры «украинских этносов» обсуждали темы, касающиеся защиты прав и свобод нацменьшинств, финансирования культурных мероприятий и программ образования, внесения изменений в законодательную базу, обеспечивающую этническую политику Украины.

Своей точкой зрения на проблемы украинской национальной и миграционной политики поделились главные инициаторы форума -- председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Геннадий Москаль и президент Ассоциации национально-культурных объединений Украины, народный депутат Александр Фельдман.

В следующем году будет принят новый закон о национальных меньшинствах?

-- Неужели в Украине так остро стоит проблема соблюдения и реализации прав нацменьшинств?

А. Ф. -- За годы независимости у нас в стране не было открытых конфликтов на национальной или религиозной почве. И это наше безусловное достижение. Но потребность в обновлении ряда действующих законов, а также в принятии новых есть. Поэтому во время совещания я передал Геннадию Москалю проект нового Закона «О национальных меньшинствах Украины», предложив Государственному комитету Украины по делам национальностей и миграции стать его соавтором. В законопроекте учтено мнение коллективных членов Ассоциации, а это 70 всеукраинских и региональных национально-культурных организаций. Мы также планируем провести общественные слушания по этому законопроекту. Таким образом, автором закона сможет стать и государство, и сами национальные меньшинства.

Г. М. -- Я думаю, сегодня основная проблема не в сфере реализации прав нацменьшинств, а в мелких вопросах, не всегда результативно рассматриваемых чиновниками в регионах, которые можно было бы решить за 5--10 минут: для одного национально-культурного общества офис подыскать, для другого -- снизить цены на аренду помещений или выделить средства на проведение фольклорного фестиваля… Но это проблема не притеснения прав и свобод, как иногда ее хотят подать. Если бы в Украине действительно наблюдалось притеснение «малых народов», мы давно бы стали мишенью для нападок мировых правозащитных организаций и к нам, как это сейчас «модно», применили бы санкции ЕС.

-- Украинское государство -- полиэтническое. Хотелось бы услышать ваши оценки соотношения уровней толерантности к национальным меньшинствам и ксенофобии в украинском обществе.

А. Ф. -- На мой взгляд, толерантность -- это признание за другим права быть иным, не таким, как ты сам. Воспитывать межэтническую толерантность -- значит формировать в общественном сознании мнение о том, что культурное разнообразие -- это преимущество, а не недостаток. Что, в свою очередь, требует объединения сил общественных организаций и государственных органов. И в этом смысле особая ответственность лежит на политиках и журналистах. Я имею в виду строгое соблюдение ими элементарных норм этики и закона. Но сегодня, к сожалению, даже в Верховной Раде в киоске продаются книги, содержание которых направлено на то, чтобы посеять недоверие одной национальности к другой. Это недопустимо, если мы стремимся к формированию единой политической нации.

Г. М. -- Должен заметить, что мы, пожалуй, единственное государство на постсоветском пространстве, в котором нет острых конфликтов на национальной почве. Такая ситуация поддерживается властями, и в редких случаях возникновения межнациональных обид действует хорошо налаженный механизм реагирования на уровне Администрации Президента, Верховной Рады и Кабинета министров. А с единичными «всплесками» ксенофобии, иногда возникающими в Украине, неплохо справляются местные органы власти.

В Украине около трех тысяч беженцев

-- После распада СССР через восточную и южную границы к нам хлынул новый миграционный поток. В результате в Украине появились тысячи нелегалов. Как можно решить эту проблему сейчас и способно ли наше государство разработать действенную, хорошо функционирующую систему адаптации беженцев и депортации нелегалов?

А. Ф. -- Думается, в этом нам необходимо действовать комплексно, руководствуясь нормами международного права. Во-первых, проблема нелегальной миграции должна стать одной из основных в переговорном процессе с Европейским Союзом. Справедливо, если депортация нелегальных мигрантов и их временное содержание на территории нашей страны будет осуществляться в значительной мере за счет средств ЕС. Ведь Украина объективно выступает в роли своеобразного «миграционного щита» для Евросоюза.

Во-вторых, необходимо упорядочить нашу миграционную политику. А возможно, и подумать об иммиграционных квотах для некоторых групп мигрантов. В-третьих, в случаях, когда некоторые мигранты все же оседают на территории нашей страны, мы должны помочь им интегрироваться в украинское общество. И тут хорошую службу государству могут сослужить общественные организации. Приведу один показательный пример. Ассоциация национально-культурных объединений Украины при содействии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине открыла осенью этого года Центр социальной адаптации беженцев в Харькове. В рамках этого проекта мигрантам, имеющим статус беженцев, помогают изучить украинский язык, узнать о своих правах и юридическом режиме пребывания на территории Украины, получить новую профессию. В итоге беженцы и некоторые другие категории мигрантов, волею судьбы попавшие в нашу страну, не оказываются в теневой криминальной нише, а проходят процесс постепенной социальной адаптации.

Г. М. -- Это одна из наиболее сложных тем в украинской этнополитике. В стране сейчас действует одно из самых гуманных в мире законодательств о беженцах, которое практически уравняло их в правах с нашими гражданами. Сегодня беженцев в Украине около трех тысяч. Они довольно быстро адаптируются, и пока в органах правопорядка за ними не числится никаких преступлений или правонарушений.

Как всегда, есть проблемы с финансированием, из-за чего программы помощи беженцам в Украине не всегда эффективны. Бюджетные средства -- а в 2003 году на нужды беженцев у нас запланировано 2 миллиона гривен -- недостаточны, поэтому мы будем продолжать диалог о взаимопомощи и сотрудничестве с организациями ООН и ОБСЕ.

В большинстве случаев разрозненные попытки со стороны МВД, Погранвойск и иных военизированных подразделений приостановить потоки нелегалов не делают погоды в борьбе с незаконным перемещением через границы. Несомненно, сейчас пришло время создавать такую гражданскую структуру, которая могла бы реально контролировать миграционные потоки. И это должна быть, прежде всего, гражданская организация.

-- Что бы вы пожелали гражданам Украины накануне Нового года?

А. Ф. и Г. М. -- Пускай в наступающем году осуществятся все наши надежды и начинания, а в каждом украинском доме воцарятся мир и согласие!