На днях народный артист России отметил свое 60-летие
Лев Лещенко -- живая легенда символ советской эстрады ХХ века. Его песни «Соловьиная роща» и «День победы» распевала вся страна. Лев Валерьянович -- лауреат множества международных конкурсов -- «Золотой Орфей» в Болгарии, в Сопоте и многих других. В 1990 году Лещенко создал и возглавил театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство». Кроме того, он преподает в ГИТИСе, пишет книги, продюсирует телевизионные проекты и занимается выпуском собственной водки «Добряк». В 1999 году возле концертного зала Россия была заложена именная звезда «Лев Лещенко».
-- Лев Валерьянович, судя по вашей фамилии, ваши корни, вероятно, в Украине?
-- Мой дедушка по папиной линии родом из Сумской области, там он был главным бухгалтером одного завода. А прабабка родилась в Белой Церкви. Мой отец был военным, поэтому много переезжал. Мою маму встретил в Рязани. А я родился уже в Москве, где и прожил всю свою сознательную жизнь.
-- Это родители увлекли вас музыкой?
-- Я рос в дружной интеллигентной семье, но в нашем роду не было музыкантов. В основном экономисты и военные. И дедушка и мама у меня были бухгалтерами, две родные сестры -- экономисты, папа закончил службу в Управлении погранвойск в Москве, оттуда и ушел на пенсию. Воевал в финскую войну, потом долгое время работал в органах госбезопасности. Моя мама умерла, когда мне едва исполнился год. Какое-то время меня воспитывали бабушка и дедушка, потом -- приемная мать. Отец в 1948 году второй раз женился. Я тогда с родителями жил в приличном доме, в приличном районе -- на Войковской. В нашем доме жили сотрудники органов безопасности, известные спортсмены. Я учился в той же школе, что и Зоя Космодемьянская.
-- Наверняка были отличником?
-- До пятого класса. Потом начал активно заниматься спортом, увлекся театром. Играл в баскетбол за «Динамо», в водное поло, в волейбол. Участвовал в трех кружках в Доме пионеров -- драматическом, художественного слова и вокальном. В общем, заполнил свою жизнь до предела, так что учиться было некогда. Готовился только к экзаменам. Я способный человек, многое хватал на лету. Поэтому и получал хорошие оценки. Впрочем, вскоре мой хормейстер настоял, чтобы я сконцентрировался на занятиях пением, поэтому мне пришлось бросить все остальное. Мой репертуар, с которым я выступал на школьной сцене, в основном состоял из песен Утесова.
-- И после этого ваша музыкальная карьера пошла по накатанному пути?
-- Вовсе нет. Мое увлечение музыкой не принимали всерьез, и сразу после окончания школы мне пришлось самому зарабатывать на жизнь, но так, чтобы быть ближе к искусству. Отец устроил меня рабочим сцены в Государственный Академический Большой театр СССР. Там я проработал лишь год, и затем перед самой армией столько же слесарем-сборщиком на заводе точных измерительных приборов.
-- Где вам довелось служить?
-- В Германии, в танковых войсках. У нас был свой кружок художественной самодеятельности. На одном из вечеров, где собралось командование, мне предложили перейти в ансамбль песни и пляски. Там я пел в квартете, исполнял сольные номера, вел концерты, читал стихи. Уже там я решил, что буду поступать в театральный институт. А в сентябре 1964 года стал студентом ГИТИСа.
-- С музыкой не расставались?
-- Учась в институте, за время летних каникул с концертными бригадами мы побывали в самых отдаленных уголках нашей страны. По окончании института я был распределен в Московский театр оперетты. Хотя там мне досталось много ролей, я все же чувствовал, что мое призвание в другой области, и вскоре мне представилась возможность осуществить свою мечту. На Гостелерадио СССР был объявлен конкурс: набирали солистов-вокалистов. Пройдя конкурс, я был утвержден. Приобрел здесь большой опыт, потому что работа была самая разнообразная: фондовые записи романсов, народных и советских песен, мне довелось петь партию Порги в опере Д. Гершвина «Порги и Бесс». Работал с симфоническим оркестром под управлением Георгия Рождественского. Мы записали ораторию Родиона Щедрина «Ленин в сердце народном». Записывался также с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Юрия Силантьева. Принимал участие и побеждал в разных международных конкурсах.
-- Благодаря приобретенному опыту вы смогли открыть свой театр эстрадных представлений?
-- Не только. Более десяти лет я преподаю в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. У меня учились многие нынешние известные артисты эстрады -- Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева. Юной киевлянке Наталье Королевой я, можно сказать, открыл дорогу на Всесоюзное телевидение. Ладе Дэнс в свое время помогал дружескими советами. Мы с ней, кстати, записали когда-то дуэт.
-- Говорят, вы продюсировали Катю Лель?
-- Я не продюсирую Катю Лель. Я дал ей дорогу в жизнь, она закончила у меня институт, и я познакомил ее с продюсером, который с ней сейчас работает. Я помог ей в становлении. Она приехала из Нальчика, работала у меня в театре. После окончания института стала работать самостоятельно, хотя по-прежнему числится в нашем театре. Сегодня я представляю еще одну студентку -- Олю Сергееву, у нее очень хороший голос. Думаю, на сегодняшний день она одна из лучших певиц российской эстрады. А может быть, и европейской. Буду делать еще один проект с Мишей Веселовым, который тоже как-то связан с нашим театром, хотя и окончил ГИТИС, эстрадный факультет. И уже четыре года работал у нас в театре, сейчас мы начинаем его раскручивать. Так что я помогаю молодежи. С Мариной Хлебниковой три года занимался, с Олей Арефьевой -- есть у нас такой бард, она поет русскую авангардную музыку У меня довольно много учеников. Хотя они не все на виду, я надеюсь, что когда-нибудь они займут свое место.
-- Это правда, что вы интересуетесь астрологией?
-- На мой взгляд, все люди, относящиеся к какому-то знаку Зодиака, имеют что-то общее в характере, в поведении. Поначалу мне это казалось просто рядом любопытных совпадений, пока я не наткнулся на одну статью по астрологии, в которой прекрасно объясняется, почему так происходит. Всякий раз, когда закладывается фундамент новой жизни, Земля находится в каком-то определенном положении по отношению к Солнцу и планетам Солнечной системы. В этом смысле Земля является своеобразной лупой, в которой фокусируется космическая энергия этих небесных тел. Естественно, что часть энергии передается каждой новой жизни, зарождающейся именно в данный час, день, год. Скажем, мы, Водолеи, получаем от светил одну дозу космической информации, а идущие вслед за нами Рыбы -- уже другую. Отсюда, вероятно, и то мое «шестое чувство», благодаря которому я всегда практически безошибочно определяю в каждом встреченном мною новом человеке родственное по знаку Зодиака существо. Я сразу узнаю Водолея по манере себя вести, по разговору, выражению глаз.
-- Говорят, Водолеи -- хорошие друзья.
-- Действительно, я человек дружелюбный, у меня масса знакомых. Хотя, вы сами понимаете, настоящих друзей много не бывает. Давно дружу с Владимиром Винокуром и Вячеславом Добрыниным. Моя жена Ирина рождена под знаком Близнецов. Уже более 20 лет мы живем в полном, абсолютном, понимании, это и есть, по-моему, счастье.
-- Она тоже музыкант?
-- Моя жена окончила дипломатический факультет университета в Будапеште, училась в аспирантуре МГУ, но после того как мы поженились, стала ездить со мной на гастроли, поэтому аспирантуру пришлось оставить. Семья заняла в ее жизни первое место. Кстати, женщин-Близнецов я узнаю интуитивно. Бывает, разговариваю с кем-либо и вдруг спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, вы случайно не Близнец?». И практически всегда угадываю. Моя первая жена, Алла, тоже Близнец.
-- Вы с женой так долго вместе, для семей артистов это не типично
-- Возможно, у нас уже нет какого-то горячего запала, но для меня жена значит очень много. Мы настолько сроднились, что это стало привычкой, каким-то стабильным чувством. Даже самое приятное занятие может наскучить, однако, с другой стороны, появляется вера, что тебе это нужно.
-- Ваша жена -- поклонница вашего творчества?
-- К моему творчеству, как и ко всей современной эстраде, она относится с иронией. Больше увлекается зарубежной музыкой, классикой, научной литературой по психологии, философии, медицине. Жена работает сейчас в моем агентстве помощником режиссера, занимается немножко рекламой.
-- Вам тоже не чужда тяга к писательству?
-- Я пробовал писать еще в 60-х годах. Тогда вышла моя книга «От Лещенко до Лещенко», а в прошлом году -- моя мемуарно-биографическая книга «Апология памяти». Это своего рода эксперимент. Она заинтересует, скорее всего, поклонников моей музыкальной культуры, а, может быть, и поклонников других исполнителей, о которых я пишу: Добрынина, Кобзона, Филиппа Киркорова, Вали Толкуновой, Сони Ротару, Марины Хлебниковой.
-- Фильм снимать не собираетесь?
-- Я продюсировал музыкальный фильм, который сняли года четыре назад к Дню победы, «Военно-полевой романс». В Украине его, наверное, не видели, его демонстрировали на московском канале ТВЦ. В нем старые песни, песни военных лет исполняли известные артисты. По аналогу «Старых песен о главном». Видовой фильм. Я думаю, это один из лучших фильмов, которые рассказывают об этих днях, о событиях войны через песни. Все это здорово сделано и режиссерски, и актерски
-- А вы не собираетесь его показать по какому-нибудь другому каналу, чтобы все могли посмотреть?
-- Это собственность канала. Несмотря на то, что деньги на фильм доставал я. Тем не менее, руководство канала считает его своей собственностью. Мы, кстати, на ТВЦ делаем программу, она называется «Стар и млад». Я -- ее продюсер. С помощью этой программы мы помогаем многим исполнителям выйти на профессиональную сцену. В передаче каждая звезда выводит молодого исполнителя и представляет.
-- Вы -- мэтр эстрады. В былые времена вы участвовали в правительственных концертах, которые проводились в узком кругу? Часто ли вам доводилось общаться с кем-нибудь из высшего руководства?
-- Конечно, за 30 лет я бывал в разных «узких кругах», на правительственных приемах. Сейчас особая настроенность на демократические отношения. И очень просто общаться с нашим руководством. Я хорошо знаю и премьер-министра нашего, и президента, и многих министров. Бываю и у многих олигархов, с которыми дружу. Более того, иногда устраиваю спецмероприятия, праздники, фестивали в рамках своего театра, на которых бывают эти люди.
-- Вы можете сравнивать руководителей прошлых и нынешних?
-- Разговаривая со сверстниками, я всегда схожусь с ними во мнении в том, что тогдашнее руководство государства было в десятки раз скромнее, рачительнее и порядочнее, чем нынешнее. Все они ушли и уходят из жизни, имея в карманах одну пыль! Я это знаю -- вижу их в больнице Четвертого управления. Да, они имели привилегии, им давали квартиры, путевки, они лечились бесплатно. Но у нас все лечились бесплатно! Я не могу сказать, что при Брежневе особенно кого-то унижали Путин же на меня производит впечатление человека глубоко патриотичного, который хочет что-то сделать. Поэтому я не приемлю критику в его адрес -- пока мы не присмотрелись к нему, пока человек себя не проявил. Ельцин, я считаю, за 10 лет ничего не сделал. По-человечески мы с ним в очень хороших отношениях. Я дважды бывал на его дне рождения (он у нас в один день). Считаю, что Борису Николаевичу нужно было значительно раньше уйти, до того, когда он стал часто болеть. Для того чтобы управлять такой страной, надо работать восемнадцать часов в сутки, а не два.
-- В теннис вы с ним не играли?
-- Нет, хотя теннис люблю. Играю, когда есть возможность. В основном, летом, зимой нет времени. Хотя раньше активно играл. От спорта у меня осталась только ежедневная зарядка по утрам, тренажеры, которые у меня дома стоят, на даче, настольный теннис, бильярд Из пассивных увлечений спортом это футбол, я -- заядлый болельщик. Постоянно езжу за границу на интересные международные матчи. Мне важна атмосфера стадиона. В Москве хожу постоянно на футбол, болею за московское «Динамо». Мой директор -- большой поклонник киевского «Динамо», я тоже люблю киевское «Динамо». Пожалуй, это вторая команда после московского «Динамо», которую я люблю.