Події

Штрафы за многие серьезные нарушения правил дорожного движения после принятых поправок в админкодексе просто смехотворны -- от 8 до 17 гривен

0:00 — 12 лютого 2002 eye 254

Как результат, в прошлом году, согласно официальным данным украинской Госавтоинспекции, резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах страны

К сожалению, все больше случалось аварий, в результате которых погибали и получали серьезные травмы участники дорожного движения. Столь печальная тенденция наблюдается и с начала нынешнего года: в Украине каждые 24 минуты регистрируется ДТП, ежедневно (!) гибнут 15, травмируются почти 140 человек. Статистика напоминает скорее оперативные сводки из зоны боевых действий.

Что же случилось с участниками дорожного движения? Ведь еще в конце позапрошлого года сотрудники ГАИ отмечали, что за пять лет (с 1995-го) ситуация значительно улучшилась, а число аварий и количество пострадавших неуклонно сокращались.

«Только в прошлом году на дорогах Украины погибло шесть тысяч и травмировано 38 тысяч человек!»

-- Как известно, в прошлом году Верховная Рада внесла несколько существенных поправок в Кодекс Украины об административных правонарушениях, -- рассказал «ФАКТАМ» заместитель главы Администрации Президента Украины, руководитель Главного управления по вопросам деятельности воинских формирований и правоохранительных органов Николай Белоконь. -- Согласно этим поправкам значительно уменьшились суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения, а государственные органы лишились многих механизмов реализации своих полномочий.

Кардинально изменился порядок наложения штрафов: теперь окончательное решение по вопросам ответственности за нарушение правил дорожного движения принимают суды. Голосуя за поправки в Админкодекс, наши парламентарии руководствовались, очевидно, добрым намерениями, пытаясь адаптировать систему наказаний к мировым стандартам. Однако почти за год действия столь либерального закона многие убедились: наши участники дорожного движения еще не готовы к столь серьезным послаблениям, далеко не каждый осознает, как важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Ведь речь идет об ответственности не только за свою, но и за жизнь других людей!

Желание приблизить нашу систему к западным образцам (где нарушение законов дорог, скорее исключение) негативно повлияло на дисциплинированность водителей и пешеходов, привело к всплеску аварийности. Почувствовав определенную безнаказанность, участники дорожного движения все чаще позволяют себе грубо нарушать правила. Как результат, только в прошлом году на дорогах Украины произошло более 35 тысяч дорожно-транспортных происшествий, погибло шесть тысяч и травмировано 38 тысяч человек! Все больше случает аварий, жертвами которых становятся несколько человек.

Госавтоинспекция же сейчас лишена многих эффективных механизмов, позволяющих влиять на ситуацию. Ведь сотрудники ГАИ вправе только составить админпротокол о нарушении правил, передав его затем на рассмотрение суда, а в некоторых случаях лишь ограничиться замечанием водителю. Наказание, определенное судом, не всегда отвечает тяжести правонарушения, а решения некоторых судей бывают и вовсе необоснованными.

«Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие происходит по вине нетрезвых водителей»

-- Более того, за последнее время 50 тысяч админпротоколов, направленных в суды, так и не были рассмотрены, а нарушители избежали ответственности, чем нарушен главный принцип административного права -- неотвратимость наказания, -- с горечью говорит Николай Белоконь. -- А это, как известно, порождает безнаказанность. Один лишь пример: из 248 тысяч водителей, задержанных за рулем в состоянии алкогольного опьянения, суды лишили права управлять транспортными средствами… только каждого тринадцатого нарушителя.

Были случаи, когда дела против пьяных водителей вовсе закрывались, или любителям ездить «подшофе» выносилось устное предупреждение (вместо штрафа от 255 до 340 гривен или лишения прав на срок до двух лет). Следует ли удивляться, что каждое десятое ДТП происходит по вине нетрезвых водителей. Ежедневно сотрудники ГАИ задерживают почти 700 таких нарушителей, причем кое-кого по нескольку раз за небольшой отрезок времени!

Более 80 процентов тяжких ДТП происходит из-за превышения скорости более чем на 20 км/час, нарушения правил обгона и проезда перекрестков. Штрафы за многие серьезные нарушения просто смехотворны -- от 8 до 17 гривен, а бывает, что водитель вообще «отделывается» только предупреждением. Ответственность же за превышение скорости до 20 км/час теперь не предусмотрена -- по городским улицам можно безнаказанно ездить со скоростью до 80 км/час. Да и пешеход, перебегающий улицу в непредусмотренном месте (это стало причиной 15,8 тысячи ДТП, 2700 человек погибли, 14200 ранены!) в лучшем случае заплатит штраф, не превышающий восьми гривен.

Работники милиции сейчас не имеют права изымать номерные знаки (а это было одним из способов запрета эксплуатации автомобиля), в итоге выросло число ДТП из-за технических неисправностей транспортных средств. Кроме того, водители стали массово нарушать правила остановки и стоянки -- улицы крупных городов густо заставлены машинами.

Одним словом, законодательные нововведения никак не посодействовали укреплению дисциплины участников дорожного движения. Поэтому в Верховную Раду уже подан законопроект, который в значительной степени устраняет указанные недостатки в Админкодексе. И есть надежда, что здравый смысл и весомые аргументы позволят положительно решить этот вопрос. Ведь сегодня ни один водитель или пешеход -- даже самый исполнительный! -- не может быть уверен, что не станет жертвой злостного нарушителя правил дорожного движения.