В Киеве разработана программа реконструкции и модернизации городских систем освещения
Говорят, несколько лет назад иностранцев, приезжающих в Киев, прямо таки пугала темнота, окутывающая украинскую столицу с наступлением сумерек. Гости ностальгически вспоминали свои города, где по вечерам ярко светились витрины, улицы, кварталы. По сравнению с ними даже наш более-менее освещенный тогда Крещатик в их глазах сразу тускнел, а что уже говорить о многих улицах на окраинах столицы, погружавшихся ночью в абсолютный мрак
Как отметил директор коммунального объединения «Киевгорсвет» Анатолий Горбунов, около восьми лет -- с 1991 года -- финансирование сетей внешнего освещения Киева осуществлялось по остаточному принципу и предприятию перепадали буквально копейки. С такими деньгами не только осветить город, а даже заменить перегоревший светильник не всегда удавалось. А о капитальном ремонте сетей (по нормам он проводится каждые десять лет на конкретной улице или площади) и говорит нечего.
Лишь несколько лет назад, желая доказать миру, что Киев -- все-таки европейская столица, отрасль начали финансировать. Причем с каждым годом денег выделяется все больше и ситуацию удалось значительно улучшить. Но до мировых стандартов все равно далековато.
Поэтому в столице уже разработана программа реконструкции и модернизации сетей освещения. Речь идет не только о внешнем освещении улиц, магистралей, дворов, но и об архитектурной подсветке домов, микрорайонов, памятников
Прежде всего, надо капитально отремонтировать уличные сети -- многие из них порядком устарели и не выдерживают дополнительных нагрузок, особенно на придомовых территориях, во внутриквартальных проездах. Вот и получается: улица хоть как-то освещена, а рядом во дворе -- темень. Бывает, подключат несколько новых светильников к действующей линии, а она гаснет -- не хватает мощности. Оперативно отреагировать на такие «внеплановые» отключения аварийно-диспетчерская служба не всегда может.
Еще до недавних пор в столице практически не было полноценной системы автоматического наблюдения за сетями освещения. Целые улицы оставались вне поля зрения диспетчера -- светильники могли не включиться вечером или, наоборот, не отключиться утром. Сейчас постепенно внедряются современные автоматические системы телемеханического контроля, разработанные украинскими учеными и не имеющие аналогов в странах СНГ. Они позволяют следить за работой не только всей линии, но и практически каждого светильника. Вскоре завершится монтаж такой системы на всем левом берегу Киева, постепенно подключат к ней и правобережные районы. Уже взяты «под контроль» линии освещения почти всех центральных улиц, магистралей, многих жилых домов.
Все чаще на линиях внешнего освещения монтируются изолированные провода, имеющие ряд преимуществ: они более долговечны и надежны, чем существующие, и, что самое главное, безопасны для прохожих. А ведь это особенно важно в районах частного сектора, где после разгула стихии часто остаются оборванные провода.
К таким изолированным проводам не смогут несанкционированно подключиться любители «бесплатной» электроэнергии, не позарятся на них и охотники за цветными металлами. К тому же такие линии гораздо легче и быстрее устанавливать -- в свое время шестикилометровый участок трассы Киев--Обухов, используя изолированные провода, «осветили» за девять суток и подключили к диспетчерскому центру.
Вскоре планируется ввести своеобразный общегородской стандарт на установку конструкции, кабелей, проводов внешнего освещения -- как подземных, так и воздушных. Ведь многие, выполняя строительные работы или подключаясь к сетям, используют несертифицированную продукцию, прокладывая ее на свое усмотрение.
Постепенно меняют в городе и электрические опоры -- вместо неприглядных железобетонных устанавливают более привлекательные и безопасные металлические. Ведь железобетонная опора, если в нее врежется автомобиль, ломается и может упасть на машину, что порой заканчивается трагически для водителя и пассажиров. Кстати, ежедневно в городе водители сбивают две (!) опоры, в год -- около 700. На их замену также нужны немалые деньги.
Недавно в столице запретили устанавливать на опорах освещения рекламные щиты, что портило внешний вид города. Теперь рекламоносители ставят на отдельные опоры, оборудованные подсветкой, или светящиеся тумбы.
Заменят в Киеве и все устаревшие светильники с ртутными лампами. Новые не только экологически безопасные и энергосберегающие, но и более ярко освещают улицу. Специалисты утверждают, при особом желании такую замену можно выполнить за два года. Красочными и яркими вскоре станут все семь въездов в столицу, осветить планируется подъездные магистрали к городу (в радиусе около 10 километров), дополнительные светильники появятся на отдаленных от центра площадях, Большой окружной дороге. А новый ее участок -- от Гостомельского к Минскому шоссе -- станет образцом европейских стандартов освещения магистралей.
Меняются опоры освещения на реконструированных участках, улицах, где открываются новые троллейбусные линии. Уже в начале марта новые светильники включат на Лесном проспекте, улицах Жукова, Братиславской, где сейчас монтируют троллейбусную линию к станции метро «Лесная».
Как отметил заместитель главы правления АО «Киевпроект» Олег Овдий, дорожные знаки и указатели направлений движения транспорта в городе планируется устанавливать с внутренней подсветкой. При проектировании домов предусматриваются инженерные сети для освещения фасадов. Особенно нуждаются в этом высокоэтажные строения-доминанты: днем они смотрятся красиво, а ночью кажутся темным пятном. Поэтому подсветку станут монтировать так, чтобы осветить фасад, крышу, мансарды, выделить определенные архитектурные «изыски» конкретного дома, элементы лепнины, скульптурные фигуры.
Использовать для подсветок будут не мощные прожекторы, мешающие людям спать, а маломощные светильники, спрятанные в конструкциях строения. Осветить таким образом намерены большинство домов в центральной части города, все его исторические здания, памятники архитектуры, мосты, путепроводы, площади. Правда, для обслуживания высотных зданий понадобятся специальные машины, которых у «Киевгорсвета» сейчас нет. Иногда из-за этого даже возникают проблемы с подсветкой на Крещатике и майдане Незалежности.
На внешне красивых и ярко освещенных улицах случается меньше дорожно-транспортных происшествий, прежде всего наездов на пешеходов. Поэтому особое внимание обратят на светильники возле пешеходных переходов и на магистралях, где чаще всего происходят аварии в ночное время.