Події

Убив милиционера при ограблении фирмы, преступник ухитрился отсидеть год за недонесение по этому же делу и был отпущен на свободу… По амнистии

0:00 — 22 лютого 2002 eye 257

А наводчик и участник преступления за свои «труды» не получил ни копейки

Справедливость восторжествовала лишь четыре года спустя, когда пятеро из семи участников вооруженного налета на фирму были приговорены Киевским апелляционным судом к различным срокам -- от шести лет до пожизненного заключения.

В субботу и воскресенье на фирме могло храниться до полумиллиона долларов

Сотрудники «Титана», охранявшие офис фирмы «Ультра ЛТД», считали водителя директора ООО «Белая медведица» Бориса Горбунова своим парнем. Оба предприятия находились в одном помещении, охранники и водители были в приятельских отношениях и вместе проводили свободные минуты во время обеденного перерыва. Некоторые даже дружили семьями.

-- Кручусь, как белка в колесе, -- пожаловался однажды Горбунов своему куму Сергею. -- Директор то туда посылает съездить, то сюда. Целый день мотаешься, даже пообедать не всегда успеваешь. А зарплата маленькая. Фирмы богатые, что у нас, что у соседей, а денег нормальных не платят. Представляешь, они и сами не знают, сколько у них денег. Охранники рассказывали, что иногда в субботу и воскресенье вся дневная выручка лежит в кабинете их директора как попало. И только в понедельник ее увозят инкассаторы.

-- А сколько там может быть денег одновременно? -- поинтересовался Сергей.

-- Наверное, до полумиллиона долларов. Может, чуть меньше.

-- Ого! Действительно богатая фирма, -- согласился кум.

Некоторое время к этому разговору приятели не возвращались. А в свой день рождения Сергей как бы невзначай спросил Горбунова:

-- Ты все еще работаешь на той фирме, о которой рассказывал? -- И, получив утвердительный ответ, предложил: -- Нужно поговорить. Есть дело.

Когда кумовья остались на кухне одни, Сергей предложил Борису нарисовать схему расположения кабинетов фирмы. Возможно, если бы Горбунов отказался тогда выполнить просьбу Сергея, трагедии бы не произошло. Но Борис согласился и, вырвав листок из ученической тетради, набросал подробный план помещений фирмы «Ультра ЛТД». С этого момента, решил Горбунов, отступать было уже поздно.

На место преступления Борис приехал на общественном транспорте

-- Вдвоем нам не справиться, -- предположил Сергей, посвятив Бориса в свой план налета на фирму. -- Нужно найти еще кого-нибудь. Чем больше людей будет участвовать в деле, тем лучше.

Третьим участником банды стал некий Заслонов, который входил в юношескую сборную Украины по вольной борьбе и, как считают специалисты, подавал в спорте большие надежды. Он привел с собой мастера спорта по пулевой стрельбе Павленко, а тот -- еще троих своих товарищей: Костю и двоих чеченцев, Алика и Рустама.

-- Ничего, денег всем хватит, -- заверил Борис Сергея. -- И совсем не обязательно всем платить одинаково. Да они и не должны знать ничего лишнего. Мы же все сами придумали.

Но чем ближе был день, на который намечалось нападение на фирму, тем больше Горбунова грызли сомнения. Однажды во время обеденного перерыва, когда охранники и водители, как обычно, собрались вместе, чтобы обсудить последний футбольный матч киевского «Динамо» и после еды поиграть в бридж, Борис понял, что одного из них придется убить. Кто именно станет жертвой -- не важно. Они все славные ребята, и каждого жалко. Но речь идет о больших деньгах! А убьют того, кто будет охранять офис фирмы в одну из суббот, когда в директорском кабинете наберется крупная сумма денег. В первоначальный план налета входило только оглушить охранника, связать и забрать деньги. Но ведь он узнает Бориса, если тот будет участвовать в операции наравне с другими!

Своими опасениями он поделился с Сергеем и предложил изменить план операции.

-- Это исключено, -- ответил кум. -- Как же нам охранник в одиннадцать вечера откроет двери? Нас-то он не знает. Твое участие необходимо.

-- Тогда охранника придется убить, -- сказал Борис, и перед его мысленным взором чередой прошли все, с кем он сидел за одним столом во время обеденного перерыва.

-- Полмиллиона долларов того стоят, -- заверил друга Сергей.

Решили, что убивать охранника будет Павленко. Со спортом он давно покончил и основательно присел на наркотики, но навыков в стрельбе не потерял. Павленко согласился, не колеблясь ни секунды. Налет на фирму наметили на субботний вечер.

В назначенный день и час все, кроме Сергея, собрались неподалеку от офиса на улице Богдана Хмельницкого -- организатор преступления дожидался исполнителей с деньгами у себя дома. Задерживался только Борис. Накануне операции он несколько раз уточнил, что должен после ограбления получить 30 процентов от похищенной суммы. Никто особенно не возражал, лишь бы он в последний момент не струсил и не заявил в милицию. Но Борис все-таки приехал на место встречи, причем на общественном транспорте.

Деньги хранились в кабинете директора в трех сумках и… коробке из под сигарет

В половине двенадцатого ночи младший сержант милиции Александр Федоренко, охранявший офис фирмы «Ультра ЛТД», увидел, что к помещению приближаются трое мужчин. Одного из них -- Бориса, водителя директора соседней фирмы «Белая медведица», сержант знал очень хорошо. Во время недавнего дежурства обсуждал с ним детали своей предстоящей свадьбы. Когда стоишь в одиночестве на посту целую ночь, так хочется с кем-то поговорить! А тут еще радостное событие -- они с невестой определились с датой предстоящего торжества. Тогда Борис зашел в офис перекинуться с охранником парой фраз, но, всегда приветливый и разговорчивый, он ушел как-то очень быстро. Теперь же, широко улыбаясь, Борис шел к офису с двумя хорошо одетыми молодыми людьми. (Павленко, чтобы выглядеть солидно, занял у приятелей длинное дорогое пальто и норковую шапку).

Когда Федоренко вышел навстречу поздним гостям, Борис все с той же улыбкой протянул охраннику для приветствия руку и представил своих товарищей.

-- Понимаешь, были с друзьями в гостях, выпили пива, -- объяснил Горбунов. -- В туалет страсть как хочется. Не впустишь?

Все прошло именно так, как было запланировано. Потеряв всякую бдительность, Федоренко впустил поздно вечером в офис незнакомых людей, а сам пошел впереди, указывая, где находится туалет. Он что-то рассказывал на ходу своим будущим убийцам, не заметив, что Бориса рядом уже нет.

-- Я не хотел, чтобы его убивали, -- рассказывал на следствии Горбунов. -- Я боялся этого, и поэтому, как только предоставилась такая возможность, убежал с места событий. Я хотел убежать как можно дальше до того, как услышу выстрел, да не успел. Когда раздался хлопок, я понял, что все уже кончено. Но ничего не мог изменить.

А между тем, выстрелив охраннику в затылок, Павленко выбежал на улицу и позвал чеченцев, которые ждали в машине, чтобы те помогли взломать дверь в кабинет директора, где, как сказал Горбунов, должны были храниться полмиллиона долларов.

Деньги в кабинете директора действительно хранились достаточно небрежно: вся наличность лежала в трех сумках и… в коробке из-под сигарет. Погрузив все это в две машины, преступники, не пересчитывая свою добычу, отправились на квартиру к Сергею. Поделить награбленное решили в тот же день.

Борис не вышел на связь со своими сообщниками, и основную сумму денег поделили между собой чеченцы, Павленко и Заслонов. Значительно меньшая сумма досталась Сергею. Косте же, который исполнял во всей этой операции только функции водителя, перепало всего сто гривен. Горбунову, сбежавшему из офиса, решили ничего не давать.

Стрелок-наркоман все валил на своих друзей-чеченцев

Пятеро из семи участников преступной группы ударились в бега. Павленко, которому досталась самая крупная сумма денег, уехал со своими друзьями-чеченцами в Москву. В Киеве остались лишь Сергей и Борис.

Павленко, видимо, поставил перед собой задачу потратить за короткий срок как можно больше из доставшихся ему ста тысяч долларов. Он жил в самых дорогих гостиницах белокаменной, посещал самые шикарные рестораны, заказывал в номер дорогих проституток.

Павленко задержали в Киеве год спустя. Он всю вину сваливал на своих друзей-чеченцев. Дескать, приехали к нему домой и привезли сумки с деньгами, по их словам, вырученные от продажи рыбы. Пригрозили, что если он расскажет кому-нибудь об этом, то его убьют. А потом и вовсе увезли с собой в Чечню, где держали в качестве пленника. В результате убийца получил два года лишения свободы за недонесение, а уже год спустя вышел на свободу по амнистии.

Но через четыре года после совершения преступления Павленко, уже не один, а с сообщниками, снова оказался на скамье подсудимых. Теперь уже как главный обвиняемый по делу об убийстве милиционера и ограблении офиса.

-- Павленко оказался тертым калачом, -- рассказывает старший прокурор отдела работы с кадрами Киевской городской прокуратуры Валентина Олешко, выступавшая на процессе в качестве государственного обвинителя. -- За несколько лет до описываемых событий он уже находился под следствием по делу о хищении в особо крупных размерах. Дело отправлялось на доследование шесть (!) раз, но его вину так и не удалось доказать. И в этот раз он перекладывал все на чеченцев, зная, что они находятся в розыске. И, действительно, в первый раз он вышел сухим из воды. Во второй раз ему это сделать не удалось. А вот Горбунов постоянно жаловался, что обвинение слишком жестоко к нему, мол, он ведь никого не убивал. Тогда мне пришлось вспомнить историю самого известного в мире предательства. Ведь не Иуда убил Христа, но именно его имя в веках покрыто позором. Горбунов, кстати с которым не рассчитались за выполненную работу, так и не получил свои «тридцать серебряников».

Киевский городской суд под председательством судьи Дзюбина вынес приговор пятерым из семи (чеченцы по-прежнему находятся в розыске) участникам банды. Горбунов приговорен к 15 годам, его кум Сергей -- к восьми, Заслонов -- к тринадцати, а Костя, выполнявший роль водителя, -- к шести годам лишения свободы. Убийца милиционера Павленко был приговорен к пожизненному заключению.

P. S. Фамилии, названия фирм и некоторые детали в публикации изменены, так как участники налета на фирму еще имеют время обжаловать приговор Киевского апелляционного суда в Верховном суде Украины.