Події

Пройдя за одиннадцать лет не только школьную программу, но и университетский курс, 17-летняя юля болотина совсем не устала

0:00 — 27 лютого 2002 eye 2532

Ее отец убежден, что вундеркинда можно сделать из любого ребенка

Таких отцов, как Виталий Иосифович, еще поискать. 17 лет назад, когда «роды с мужем» считались смелым экспериментом, Виталий Болотин, прильнув к приоткрытому окну одноэтажного роддома, ободряющими возгласами помог жене произвести на свет их первую дочку и с первых же дней занялся ее воспитанием. В год и четыре месяца Юля уже говорила целыми предложениями, в три с половиной читала, в шесть пошла в школу, а в 15 поступила на третий курс университета.

Не давал отец «расслабиться» и второй дочери Регине, уверяя окружающих, что при разумной организации учебного процесса, вундеркинда можно сделать из любого ребенка. Болотин готов это доказать, работая в школе, однако с его университетским дипломом инженера-системотехника, -- пусть даже красным! -- в школу преподавать не берут. Удивленный этим, Виталий Иосифович написал в редакцию «ФАКТОВ».

Маленького Виталика дворовые мальчишки дразнили «ходячей энциклопедией»

В небольшой квартирке на одной из тихих улочек Днепропетровска меня встретили две очаровательные девочки, которые с готовностью рассуждали на любые темы, высказывая неординарные для их возраста суждения, и то и дело отвлекались на игры с котами, которых оказалось четверо. Дети как дети, только учатся, перескакивая через классы. Родители уверяли: это их заслуга. Дескать, уделяли детям много внимания. Но в разговоре выяснилось, что Юля с Региной не первые вундеркинды в роду. Самого главу семейства в детстве дразнили «энциклопедией». Виталий уже в два года (!) умел читать и писать, свидетельством чему является «историческая» открытка, на которой малец собственноручно начертал каракули «первое мае 1956 года». Так, может быть, все дело в генах?

Виталий Иосифович рассказывает, что его, позднего ребенка (маме было 37, а папе 45, когда он родился) родители тоже очень рано приобщили к интеллектуальному труду. Они обращались к нему как ко взрослому, обсуждали самые разные проблемы. Мальчик учился в математическом классе, побеждал на областных, республиканских и всесоюзных олимпиадах по физике и химии, и по окончании школы выбрал физический факультет Днепропетровского университета (по специальности ЭВМ), который закончил с красным дипломом.

Когда 28-летний Виталий женился на 22-летней Анечке и у них родилась дочь, глава семейства стал воспитывать Юлю так же, как воспитывали его родители. Отцу было важно, чтобы девочка с юных лет умела отстаивать свое мнение, и он прибегал к маленьким хитростям. Завидев бегущую собаку, молодой папаша восклицал: «Смотри, какая кошка!». «Это не кошка, это собака!», -- возражала кроха.

Юля говорит, что учиться с папой ей было очень интересно. Происходило это всегда в форме игры. Таблицу умножения они изучали, качаясь на качелях, а стихи -- на ночь, вместо того, чтобы читать традиционную «Курочку Рябу».

В школу девочку отдали в шесть лет. Но тут обнаружилось, что у ребенка плохой почерк. За почерк снижали оценку, и малышка никак не могла понять, почему подружке за грамотный диктант ставят пять, а ей четыре. Целый год Юля пыталась выправить почерк, изводя тетрадку за тетрадкой, но усилия были тщетными.

К тому же на некоторых уроках девочка откровенно скучала: дети учили то, что она с папой уже прошла. Виталию Иосифовичу было жаль, что драгоценное время используется так непродуктивно, и он решил сэкономить его, перескочив с дочкой через класс. Изобретательный отец нашел и понятную для ребенка мотивацию: «Хочешь, Юля, на целый год меньше писать? Значит, давай перейдем из первого класса сразу в третий!»

Программу за второй класс девочка освоила с помощью родителей на летних каникулах. На экзамен Болотины явились всей семьей. Но мама Аня так переживала, что осталась за дверью, и в класс Юля вошла с папой. Чтобы дочка не волновалась во время ответов, он крепко держал ее за руку.

Экзамен малышка выдержала и дальше переходила из класса в класс без особых переживаний. А окончив в 12 лет 9-й класс, поступила в колледж автоматики и телемеханики на специальность «компьютерные сети и системы». Проучившись три с половиной года в колледже, девушка в числе сильных учеников перешла на курс радиофизического факультета Днепропетровского национального университета, который заканчивает… в 17 лет и собирается получить высшее экономическое образование без отрыва от работы.

Младшая дочка Болотиных, Регина, как и старшая сестра, пошла в школу в шесть лет и перескочила через второй класс. Сейчас девочка учится в 8-м, а ей… 11 лет. Регина делает успехи в изучении английского языка, знает толк в программировании, прекрасно танцует.

Уроки Болотина, проводимые по оригинальной методике, понравились способным ребятам

Проверив свои педагогические подходы на собственной семье, Виталий Иосифович хотел бы применить их в школе, тем более что в его биографии был период, когда он преподавал в колледже электронику -- целых шесть лет! Но то учебное заведение расформировали.

Болотин попробовал себя в одной из частных школ Днепропетровска, преподавая «Нестандартную математику» с первого по шестой класс. Уроки, которые он проводил по оригинальной методике, понравились способным ученикам -- успехи у них сразу же пошли в гору. А ленивые стали… жаловаться родителям на «слишком требовательного» учителя. Побоявшись, что богатые папеньки заберут слабых учеников из школы, директриса предпочла распрощаться с талантливым сотрудником.

В другой частной школе, где Болотин преподавал математику с 5-го по 11-й, и физику в 7-8-м классах, все складывалось самым лучшим образом, но нагрянула комиссия из гороно -- и директору сделали замечание: как это он допустил к преподаванию человека без специального педагогического образования? Виталия Иосифовича зовут читать спецдисциплины в колледже или университете, однако он уверен, что максимальную пользу детям может принести именно в школе и не понимает, почему система среднего образования отказывается использовать таких энтузиастов, как он, в воспитании юных умов. Логика восстает против того, что людям с дипломами педвуза можно работать в школе, даже если они не умеют общаться с детьми (а таких в наших школах достаточно), а человеку, воспитавшему удивительных детей, нельзя!

Жизненная логика, конечно, на стороне Болотина. А вот закон, как сказал заместитель начальника департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Ярослав Болюбаш, велит Виталию Иосифовичу хотя бы экстерном пройти курс педвуза и получить соответствующий диплом.

Не только в нашей стране раннее развитие детей остается заботой их родителей

Есть, однако, дело, которым он мог бы заняться, пользуясь уже имеющимися знаниями -- создать ассоциацию родителей, заинтересованных в раннем интеллектуальном развитии своих детей. Необходимость подобных объединений очевидна каждому, кто знает, что происходит в последние годы с системой дошкольного образования в нашей стране. Она продолжает сокращаться, и малыши остаются на попечении родственников, а значит оказываются вне поля действия развивающих технологий. Среди пап и мам много хорошо понимающих: потерянных лет не наверстать. Таким следует совместно решать проблемы раннего развития детей. Но как им найти друг друга?

-- Помочь в этом готовы социальные работники, с которыми мы занимаемся на специальных семинарах, -- говорит координатор проекта «Социальное образование в Украине», осуществляемого украинским представительством Христианского детского фонда, доктор педагогических наук Ирина Зверева. -- Один из последних так и назывался «Формирование навыков осознанного родительства и раннее развитие ребенка». Профессор Школы социальной работы университета Далхом (Галифакс, Канада) Гэйл Мак Дугал привезла массу интересной информации, которая пригодится нашим социальным работникам в их деятельности по созданию ассоциаций родителей.

Надо сказать, что не только у нас, но и во всем мире педагоги не определились в отношении раннего интеллектуального развития детей. В разных странах работают отдельные программы, результаты которых далеко не всегда систематизируются -- и это осложняет решение вопросов финансирования проектов, имеющих целью разработку и внедрение развивающих технологий, особенно ориентированных на возраст от рождения до трех лет.

Но несмотря на это, 25 лет наблюдений за участвующими в этих проектах детьми убедили специалистов в том, что раннее развитие играет решающую роль в судьбах ребят. Имея это ввиду, строят свою политику такие страны как Канада и Швеция. Если говорить о последней, то здесь органы местного самоуправления субсидируют программы примерно для половины детей в стране, начиная с рождения до поступления в школу. Дневные группы по уходу за детьми и семейные центры хорошо финансируют и укомплектовывают квалифицированными кадрами. Исследования подтверждают, что девочки и мальчики, чье раннее детство прошло в таких группах, становятся творческими и социально устойчивыми подростками.

А на Кубе программа работы с детьми раннего возраста действует при поддержке ЮНИСЕФ. В ее рамках родители получают консультации о правильном поведении во время беременности и уходу за детьми с момента их рождения. С малышами до двух лет родители занимаются сами, опираясь на советы педагогов и медиков, а с более старшими члены семьи выезжают в культурные и спортивные центры, где с ними работают специалисты. Сравнительные исследования, проведенные в 1998 году среди учащихся третьих и четвертых классов 11 латиноамериканских стран, показали, что кубинские школьники значительно опережают своих однолеток из других стран.

Наверняка наступит время, когда преимущества раннего развития детей будут осознаны на государственном уровне, и не только в нашей стране. Сегодня же вся надежда на родителей -- так что приятных им забот! А социальные работники готовы оказывать им поддержку.