Події

Потомки «сейлемских ведьм» требуют реабилитации своих предков

0:00 — 28 лютого 2002 eye 439

Ровно триста десять лет назад начался последний в истории и, пожалуй, самый громкий судебный процесс над ведьмами и колдунами

В течение примерно трехсот лет, с 1484 года, когда по указу папы Иннокентия VIII христианская церковь стала преследовать людей, практикующих магические обряды, и до конца XVIII века Западную Европу сотрясали громкие судебные процессы против ведовства, в результате которых тысячи невинных жертв были преданы мучительной смерти.

На фоне этих масштабных трагедий события, произошедшие в марте-октябре 1692 года в маленькой рыбацкой деревушке Сейлем американской колонии Новой Англии выглядят скромно -- по обвинению в колдовстве были казнены «всего» 19 человек, один умер от пыток, четыре женщины погибли в тюрьме, не вынеся ужасных условий, и одна девочка сошла с ума. Тем не менее «дело сейлемских ведьм» по сей день вызывает огромный интерес -- но не жуткими мистическими подробностями, а тем, что в американской деревушке впервые был обкатан механизм идеологических репрессий, подобных тем, которые пережили наши отцы и деды уже в двадцатом веке.

Чернокожая служанка решила выяснить, не околдовала ли детей нечистая сила

Зачинщицами этой мрачной истории, стоившей жизни многим достойным людям, стали две маленькие девочки: девятилетняя дочь местного пастора Сэмюэла Пэрриса -- Бетти и его одиннадцатилетняя племянница Абигайл. Пастор был человеком мрачным и недалеким, и поэтому детство девочек было не очень веселым. Надо сказать, что протестанты-пуритане вообще очень жестко воспитывали детей, ограничивая круг их чтения только литературой духовного содержания. Сочинения теоретиков-демонологов -- того же Мэтью Хопкинса и известного «обличителя ведьм» из Массачуссетса Коттона Мэзера -- были единственными источниками, питавшими детскую фантазию. В книге Мэзера, между прочим, описаны припадки, которые, по мнению демонологов, могут случаться с жертвами ведовства.

Первый «припадок» случился с девятилетней Бэтти в январе: девочка билась в судорогах и выкрикивала какие-то непонятные слова. Через несколько дней подобное стало происходить и с ее двоюродной сестрой Абигайл. Девочки вели себя точно так, как околдованные ведьмами люди, описанные в трудах демонологов, поэтому неудивительно, что местный врач предположил, что виною всему… козни нечистой силы.

Наверняка хороший ремень вылечил бы истеричных девчонок от «припадков», но никому не пришло в голову применить такое простое средство. А бедная глупая чернокожая служанка пастора -- Титуба решила, на свою голову, точно выяснить, не околдовала ли девочек нечистая сила. Негритянка облила мочой девочек кусок мяса, сожгла его и обгорелые остатки скормила псу. На ее беду, эти манипуляции увидели соседи и не замедлили рассказать обо всем пастору. Тот, в свою очередь, набросился на девочек, а они уже хорошо отрепетировавшие свои «припадки», забились в судорогах, и Бэтти прохрипела: «Титуба!»

Несчастную негритянку арестовали 29 февраля 1692 года -- эта дата и стала началом позорного процесса над ведьмами.

Фамилии неугодных произносились в присутствии юных истеричек, и те называли их во время очередного «припадка»

Вскоре к Титубе присоединились еще две белые женщины: Сара Гуд и Сара Осборн, чьи имена выкрикнула племянница пастора Абигайл. Допрос женщин судья Готорн должен был провести в церкви при большом стечении народа, но когда обвиняемых ввели под своды молельного дома, девочки вновь забились в «припадке». Гуд и Осборн отрицали обвинения в колдовстве, а насмерть перепуганная служанка… призналась, что летала на шабаш и околдовала девочек. Она также рассказала что, кроме Сары Гуд и Сары Осборн, на шабаш с ней летали… еще шесть ведьм во главе с чернокнижником, «нездешним высоким мужчиной».

Взоры всех жителей городка обратились на юных истеричек, ставших в одночасье героинями. Славе Элизабет и Абигайл отчаянно завидовали все сверстницы. Разумеется, у двух «припадочных» тут же объявились подражательницы. Сначала «припадками» стала страдать подружка Бэтти Энн Патнэм, затем еще несколько юных девиц.

Но если в конце февраля арестовали всего лишь чернокожую служанку, нищенку и бедную фермершу, то через месяц «охотники на ведьм» посягнули на столпов местного общества: была арестована старая Ребекка Нэрс, известная своей праведной жизнью. Между прочим, на старуху указала семейка Поттеров -- местные люмпены, отчаянно завидовавшие благосостоянию семьи Нэрс. Поттеры явились со своими подозрениями к пастору Пэррису. Выслушав их, Абигайл… забилась в «припадке» и обвинила старую Ребекку в ведовстве. К ней присоединилась Энн Патнэм, которая заявила, что старуха… свела в могилу четырнадцать ее сестер и братьев.

Последующие события развивались по классической схеме, хорошо знакомой нам из истории… сталинских репрессий. Убогие неудачники во главе с пастором Сэмюэлом Пэррисом доносили на цвет местного общества. Механизм доносов был прост -- нужные фамилии произносились в присутствии «припадочных», и те называли их во время очередного «припадка». К счастью, эпидемия доносительства не распространилась дальше Сейлема. А причиной тому стал курьезный случай. «Жертв ведовства» вывезли в соседний поселок Эндовер, и те принялись обвинять местных жителей. В ответ один торговец… подал иск о клевете, требуя компенсации ущерба в тысячу фунтов. После этого кампания по выявлению «идеологических диверсантов» сошла на нет -- «стукачи» были напуганы перспективой судебных разбирательств.

Не обошлось без накладок и в самом Сейлеме. Когда Абигайл во время очередного «припадка» обвинила жену шерифа, судья пресек ее «откровения». Девчонка немедленно успокоилась и сказала, что обвинила уважаемую даму… шутки ради!

В конце мая малолетние истерички назвали наконец имя мужчины-чернокнижника, руководившего «сейлемскими ведьмами». Им оказался… бывший пастор Сейлема Берроуз. Этому красноречивому и просвещенному Божьему слуге отчаянно завидовал пастор Пэррис. За пастором Берроузом поехали в приход, где он служил, и арестовали старика.

Когда местную трактирщицу повесили как ведьму, один из судей подал в отставку и запил

В середине мая новый королевский губернатор Фипс назначил троих судей во главе с вице-губернатором Стафтоном вести процесс «сейлемских ведьм». Второго июня суд рассмотрел дело хозяйки трактира Бриджит Бишоп, а 10 июня разбитную трактирщицу повесили. Казнь происходила на холме в окрестностях городка. С тех пор это место называется Ведьминым холмом. После казни один из судей подал в отставку и запил. Но если смерть трактирщицы не произвела на жителей Сейлема особого впечатления, то суд над Ребеккой Нэрс и пастором Берроузом едва не закончился… оправданием обвиняемых.

Ребекку судил суд присяжных, и поведение старухи настолько впечатлило их, что они вынесли вердикт «Невиновна»! После этих слов малолетние истерички забились в «припадке» прямо в зале суда, и, глядя на этот спектакль, судья Стафтон вновь отослал присяжных в их комнату, чтобы они хорошенько обдумали свое решение. И те, посовещавшись, изменили его. Когда решалась судьба пастора и еще троих «ведьм», присяжные уже не преподносили суду никаких неожиданностей, и все пятеро были приговорены к повешению.

Казнь состоялась на Ведьмином холме 19 июля. Когда пришел черед пастора Берроуза, мужественный старик твердым голосом прочитал молитву. А ведь все специалисты-демонологи в один голос утверждали, что служителям дьявола не под силу творить молитву! Это потрясло очевидцев казни, и в жаждущей крови толпе даже раздались голоса, призывающие освободить священника. Но увы! Среди очевидцев казни присутствовал видный теоретик демонологии Коттон Мэзер, который объяснил присутствующим, что коварство сатаны безгранично, и чем удачнее маскируется колдун под праведника, тем он сильнее и страшнее. В итоге Берроуз, Ребекка Нэрс и еще три женщины были повешены.

Второго августа повесили шесть ведьм, 22 сентября -- семерых. Казалось, впереди еще предстоят казни -- ведь в тюрьму попадали целые семьи. Один из арестованных пытался вступиться за жену и погиб от пыток, еще трое умерли, не вынеся ужасных условий. Но тут истерия вокруг ведьм начала сходить на нет.

Как только «ведьм» выпустили из тюрьмы, все «припадочные» девочки «чудом» излечились

Назывались несколько причин, по которым в Сейлеме прекратили преследовать ведьм. По одной из них, якобы после последней казни одной из девочек явилась казненная ведьма и сообщила, что была оклеветана. (Может, в маленькой негодяйке просто пробудилась совесть, однако она побоялась признаться напрямую, что отправила на виселицу невиновного человека. ). Но, скорее всего, процессы были прекращены не без вмешательства губернатора, прислушавшегося, наконец, к здравым суждениям просвещенных людей, называвших процесс против ведьм настоящим мракобесием. Губернатор послал отчет о работе суда в Англию, затем сместил своего заместителя Стафтона с должности, отложил дальнейшие казни, а позже… засекретил материалы процесса.

В январе следующего, 1693, года «ведьм» начали освобождать из тюрем. Курьезная история приключилась с двумя беременными женщинами, казнь которых отложили до родов. Формально они уже были казнены, и им пришлось пережить несколько лет судебных мытарств, прежде чем их вновь признали живыми.

Следующим шагом было… отстранение пастора Сэмюэла Пэрриса от должности. Жители Сейлема не могли простить ему не только то, что по его вине пострадали невиновные, а еще и то, что увлеченные с его легкой руки «охотой на ведьм» жители городка совершенно забросили все дела, и в результате остались без урожая.

Между прочим, после того, как невиновных стали отпускать, все юные создания немедленно излечились от «припадков». Но год триумфа не прошел для истеричных девиц даром: репутация их была безнадежно испорчена, и впоследствии только две из них смогли выйти замуж.

… Прошло триста лет. О скандальном процессе жителям Сейлема и туристам напоминали лишь дорожный указатель с изображением ведьмы и надписью «Место исторического процесса -- 10 миль» и созданный местными краеведами «Музей охоты на ведьм». Но сама история не забылась.

В 1957 году некоторые из осужденных были оправданы. А совсем недавно потомки пяти казненных в конце XVII века «ведьм» -- Бриджит Бишоп, Элис Паркер, Маргарет Скотт, Вильмот Редд и Сюзанны Мартин -- потребовали реабилитации своих родных. «309 спустя они достойны казенных чернил, -- говорит Паула Кин, учительница сейлемской средней школы и историк-любитель. -- Если бы это касалось меня, я бы хотела, чтобы мое имя вписали в закон».

Драматические события, произошедшие в Сейлеме, легли в основу пьесы известного американского драматурга Артура Миллера.

Но, между прочим, последняя «ведьма» -- настоятельница монастыря, обвиненная в колдовстве -- была сожжена в Германии почти через шестьдесят лет после описываемых событий -- в 1749 году.