«Алло, это «ФАКТЫ»?» -- вопрошали читатели, прорвавшиеся сквозь раскаленную прямую линию редакции, чтобы пообщаться с министром обороны Украины генералом армии Владимиром Шкидченко. «Если вы целились в «ФАКТЫ», то попали!» -- констатировал сидящий у нас в гостях глава военного ведомства, бывалый артиллерист.
-- Добрый день! Можно задавать вопросы уже, да? Военнослужащий запаса Козмиренко Владимир Владимирович, из Киева. Я прослужил 27 лет в армии, жена у меня тоже служит. Живем в 13-метровой квартире вчетвером: больная теща, мы, ребенок. Я сплю на кухне -- мне уже под 50! Два с половиной года на матрасе, почти в армейских условиях. Уже не знаю, куда обращаться
-- Владимир Владимирович, безусловно, это существование ваше -- другого слова подобрать невозможно! -- недопустимо для любого человека. Что я могу сказать? Бесквартирных в Вооруженных силах сегодня 48800 человек, по Киеву -- более семи тысяч. Мы за 2001 год сдали три с половиной тысячи квартир. Поставили себе задачу в текущем году сдать их не меньше. Вы говорите -- «к кому обращаться»? Кроме должностных лиц, у нас есть гарнизонная жилищная комиссия, которая отвечает за соблюдение очередности. Я бы мог посоветовать обратиться туда. А со своей стороны, обещаю вам проверить соблюдение законности.
-- Я -- льготник, участник ЧАЭС -- четыре с половиной месяца был на ЧАЭС в 86-м году. Участник боевых действий. И хотелось бы на старости лет хоть какой-то угол иметь.
-- Передайте мне письмо-заявление. Обещаю, что внимательно разберусь.
-- Добрый день, Киев. Это Николаев на проводе. Ангелов Леонид Яковлевич, заместитель исполнительного директора судостроительного завода имени 61 Коммунара. На акватории нашего завода находится недостроенный крейсер «Украина». Как вам известно, судьба корабля относительно его достройки и последующего использования пока не решена. Хочу попросить вашего указания соответствующим службам Министерства обороны -- заключить с нашим заводом договор на содержание корабля на акватории завода в 2002 году и одновременно изыскать возможность компенсировать затраты завода на поддержание крейсера и обеспечение условий проживания личного состава на нем в течение 2000 и 2001 годов, которые в сумме составляют два с половиной миллиона гривен.
-- Леонид Яковлевич, крейсер -- солидная машина, имеет значение для безопасности государства, при любом варианте его необходимо достроить. Тут я с вами полностью солидарен! И понимаю, что Министерство обороны имеет долг перед заводом. Но, увы, мы не можем, не дожидаясь оформления государственного оборонного заказа, изыскать два с половиной миллиона. Ведь министерство ограничено правовыми нормами, у нас нет свободных денег. Прорабатывается решение финансирования завершения строительства крейсера отдельной строкой бюджета.
-- Добрый день, Владимир Петрович. Вас беспокоит жена военнослужащего. Сейчас в его части проверяют «тревожные чемоданы». Туда входит много чего Сказали закупить компасы и счетчики радиофона. Что, покупать в магазине за собственные деньги? Может, Министерство обороны централизованно для всех офицеров закупит?
-- Я сдерживаю смех Простите. Вы знаете анекдот, когда муж жене приносит полполучки и говорит, что с него за танк высчитывают? Я не хочу ни в чем подозревать вашего мужа, но требовать счетчик, измеряющий радиацию, -- это глупость!
-- А компас? Сказали, он должен быть проверен метрологической службой.
-- Да вы меня разыгрываете! «Проверен метрологической службой»?
-- Ну да! А что, покупать компас в туристическом магазине?
-- Ну конечно же. По нему он будет искать работу, если заблудится в лесу. Ракета не будет наводиться по этому компасу.
-- (Расхохоталась). Это было зачитано в части как приказ.
-- Ну назовите воинскую часть. Или номер приказа. Можете назвать?
-- Н-не хотелось бы неприятностей. (После паузы). ВВС!
(Обращаясь к журналистам. )
-- «Тревожный чемодан». На моей памяти он существовал всегда. Это личные вещи, начиная от предметов гигиены, продуктов на одни сутки, фонарик, ручка, бумага и конверты -- словом, все, что необходимо человеку, внезапно оторванному от дома.
-- А спиртное?
-- Запрещается! Но бороться тяжело. Зимой можно положить теплое белье. В воинских частях часто проводятся тревоги, проверки боеготовности. Военнослужащий должен находиться на службе с этим чемоданом. Офицер сам, за свой счет складывает свой чемоданчик. А компас и, если нужно, счетчик для измерения радиации находятся в его полевой сумке, которая комплектуется за счет воинской части.
-- Алло, я попал в «ФАКТЫ»? Подполковник Забужко Александр Михайлович, город Киев. Я сейчас увольняюсь, и меня интересует возможность получения квартиры. У меня трое детей.
-- Вы стоите на очереди?..
-- Конечно!
-- В Киевском гарнизоне в этом году предполагается построить и получить из разных источников 269 квартир. Остальное зависит от того, какая у вас очередь. То, что семья многодетная, должно быть учтено.
-- Я получу компенсацию за неиспользованное обмундирование?
-- На сегодня компенсация за неполученное обмундирование не предусмотрена.
-- (Выпаливая). Это прямой провод? У меня есть возможность переговорить с министром? Кругликова Елена Васильевна из Львова. Уважаемый господин генерал, пользуясь случаем, хочу обратиться к вам в надежде получить разъяснение. Я жена военнослужащего, учительница по профессии. Мой супруг полковник, работает в разведуправлении штаба Западного командования. Два месяца тому ему была сделана операция, но, поскольку его состояние ухудшилось, он был вынужден уволиться в запас по состоянию здоровья как непригодный к воинской службе. На данное время муж находится в госпитале на обследовании и лечении. Он прослужил 33 года календарной службы, имеет 42 года выслуги по льготам. Он начинал службу солдатом, а потом офицером в Прикарпатском округе. За плечами служба на Севере, в Афганистане, Узбекистане С 92-го года продолжает службу в Прикарпатском округе. Семья состоит из четырех человек, дочь -- студентка, сын -- тоже военнослужащий, старший лейтенант. Мы все живем вместе. А уже десять лет стоим на очереди на получение квартиры. В городе Ташкенте, где супруг служил до 92-го года, мы оставили трехкомнатную квартиру и надеялись на новое жилье по основному месту прохождения службы. В данное время занимаем служебное жилье. Что же нас ожидает в ближайшем будущем?
-- Елена Васильевна, это больной вопрос
-- (Перебивая). Я вам передать не могу, как сердце разрывается от хлопот. Муж -- седой, нервный. Семья на грани распада!
-- Я прекрасно понимаю вашу ситуацию. В 92-м я сам возвратился из Закавказья, сдав там жилье. Все это мне известно. Публикация о нашем разговоре с вами будет в газете. Хотелось бы, чтобы ее прочитали некоторые правительственные чиновники. Потому что в бюджете на этот год на строительство жилья Министерству обороны выделено всего-навсего 15 с половиной миллионов гривен. Это смехотворная сумма! Но мы не ограничиваемся этими средствами. Есть утвержденная Президентом «Жилищная программа», которая действует на основании инвестирования. Есть еще законодательная норма, когда за счет полутора процентов от прибыли тоже вводится жилье военнослужащих. И все-таки жилья катастрофически не хватает.
-- Шовкай Людмила Анатольевна, Мукачево, Закарпатье. У меня сын прошел действительную службу в 45-й военно-мобильной дивизии, после этого был в миротворческих силах в Боснии. А сейчас он хотел бы поехать еще раз, обратился с этим вопросом к нашему городскому военкому
-- Действительно, в предыдущие годы мы привлекали к службе в миротворческих подразделениях военнослужащих запаса. Но убедились, что это не лучший вариант! Большинство служили добросовестно, однако после возвращения в Украину немедленно увольнялись из Вооруженных сил. А это не в наших интересах. Люди, получившие высокую подготовку в боевых условиях, должны продолжать службу. Поэтому сейчас мы не привлекаем военнослужащих запаса для миротворческих подразделений. Берем лишь тех, кто служит в данный момент в Вооруженных силах. А ваш сын уже дважды уволился: один раз -- после срочной службы, потом -- после контрактной службы в Боснии. Я правильно вас понял?
-- Думаю, так.
-- Но для него не закрыты двери. Если ваш сын подготовленный военнослужащий, физически развит и так далее, он может обратиться на контрактную службу и имеет шанс попасть в миротворческий батальон.
-- Ну-у, спасибо большое С наступающим праздником!
-- Владимир Петрович, здравствуйте! Вас беспокоит жена военнослужащего Валентина Андреевна. Из Боярки звоню. Сейчас возобновили льготы для военнослужащих -- 50 процентов оплаты жилья. Но нам отказывают в этом. Сказали, нет средств на погашение ваших льгот. Как быть?
-- Валентина Андреевна, с одной стороны, правы те, кто вам это сказал. Принятый Верховной Радой закон о бюджете-2002 восстановил льготы, а механизм их реализации пока еще не отработан. Я считаю своей личной задачей -- как министра обороны и члена правительства -- ускорить отработку этого механизма.
-- Добрый день, Владимир Петрович! Волков Емельян Павлович. Вопрос к вам: при переходе на новые оклады с марта 2001 года нам перестали временно оплачивать премиальные и не показывают это как задолженность
-- Ситуация такова: премиальные и иные дополнительные выплаты, по существующим сегодня документам Кабмина, выплачиваются, исходя из наличия фонда заработной платы. Поэтому, когда фонд не позволяет их выплатить, они не насчитываются в задолженность и восстановлены, к сожалению, не бу-ду-т!
-- Это Пономаренко Юрий Николаевич из Николаева. Сапер инженерных войск, уволенный в запас. Я разработал миноискатель новой конструкции
-- Юрий Николаевич, лучше будет, если вы мне напишите и пришлете короткую информацию о своем изобретении.
-- Владимир Петрович, я хотел бы испытать это дело в Ливане -- на разминировании. Чтобы для государства принести пользу и для себя, конечно, тоже.
-- Юрий Николаевич, сначала надо испытать дома, в Украине
-- Хорошо, я напишу письмо и буду ждать ответа.
-- Елена Николаевна из Черкасс. Собирается ли наше военное ведомство выплачивать ущерб родственникам погибших в злосчастном Ту-154, сбитом над Черным морем во время совместных учений украинских и российских ракетных войск?
-- Не хочу, чтобы это жестко прозвучало, но определение размера ущерба -- это не компетенция Министерства обороны.
-- Сейчас идет объединение ВВС и ПВО. Зачем это делается?
-- Главная причина -- улучшение взаимодействия при действии в одной среде.
-- Больше гарантий, что не попадут в свои самолеты?
-- Безусловно!
-- А вы сами, говорят, охотник?
-- На днях я стал членом общества охотников и рыболовов.
-- Много убиваете животных?
-- На последней охоте даже стрелять не стал Знаете, у нас есть много армейских анекдотов, в том числе и про Войска ПВО. Там говорят, что если собрались на учение, то уже оценка «удовлетворительно», если выехали -- «хорошо», а если вообще не попали -- уже «отлично»! На охоте самое большое наслаждение мне доставляет общение с природой.
-- Петр Никифоренко, летчик. Пока учился, мечтал о небе. А в реальности оказалось, что летаю не больше 12--15 часов в год! Какая уж тут боевая квалификация?
-- Проблема есть. Сейчас мы пошли по пути создания передовых сил обороны, куда выделены наиболее боеспособные части. Им мы даем лучшее финансирование. Уже в 2001 году летчики этих частей налетали от 20 до 40 часов. Тоже мало, но в то же время это шаг вперед.
-- А для поддержания необходимого уровня профессионализма сколько часов, на ваш взгляд, нужно?
-- Это зависит от рода авиации. Самая общая цифра -- хотя бы до 100 часов. Увы, проблема горючего актуальна для всех воинских частей. В 2002 году мы получили из бюджета 67 процентов от минимальной потребности Вооруженных сил. На денежное содержание и на заработную плату -- точно по времени и в размерах, предусмотренных бюджетом. Практически полностью получаем на электроэнергию. На продовольствие -- примерно половину необходимого. А на остальные нужды -- так Значительно меньше, чем предусмотрено.
-- Может, нужно быстрее сокращать Вооруженные силы. Тем более если это запланировано.
-- Большинство людей скажет: не тянете, сокращайте Вооруженные силы! Но я бы просил всех понять: сокращение армии не дает немедленного сокращения расходов! Для того, чтобы сократить часть, нужно выплатить выходные пособия офицерам, передать на хранение технику, рекультивировать землю. Это все расходы. Поэтому содержать полк дешевле, чем его расформировать! Да, через два-три года после сокращения полка станет заметен экономический эффект, поскольку уже не нужны будут деньги на этот полк. Но, чтобы пойти на решительное сокращение, сначала нужно значительно увеличить бюджет. К сожалению, у нас этого не понимают.
-- Алло? Это министр? У меня медицинский вопрос. Почти половина наших миротворцев заболела малярией в Сьерра-Леоне. Интересно, вновь отправляющиеся туда бойцы снова будут принимать таблетки, сертифицированные нашим Минздравом, или все-таки прислушаются к рекомендациям медиков ООН?
-- Хочу отметить, что процент заболеваемости в нашем батальоне не так уж сильно отличается от того же показателя в других контингентах. Но сейчас мы вообще рассматриваем вопрос прекращения пребывания нашего батальона в Африке. Климат уж слишком неподходящий для наших военнослужащих, влажность страшная, сорок градусов жары. Все эти насекомые, гады. Но нельзя это делать обвально, тем более что батальон имеет специфическую задачу. Мы обеспечиваем бронетранспортерами и грузовыми машинами другие контингенты, обучаем их правилам вождения. В основном мы свою функцию выполнили: передали технику, научили, поэтому рассматриваем вопрос о сворачивании. Пока я не могу говорить о конкретных сроках. В любом случае миссия ООН просила нас не делать этого до мая -- до завершения выборов в Сьерра-Леоне. А на днях к ротации готовится вертолетный отряд.
-- Сколько ООН платит нам за участие в миротворческих операциях?
-- ООН платит за аренду каждого автомобиля, бронетранспортера, вертолета. Военнослужащие получают от 500 до 900 долларов в месяц. Общий объем выплат ООН позволяет нам иметь небольшую прибыль.
Прямую линию подготовили Мария ВАСИЛЬ и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»