По мнению мэтра нашего отечественного тренерского корпуса, приглашение иностранцев в украинские клубы — вынужденная мера
6 января главному тренеру киевского «Динамо» Валерию Лобановскому исполнилось 63 года. Мы от души его поздравляем. А накануне своего дня рождения самый именитый украинский тренер встретился с журналистами. Причем разговор оказался совсем не предпраздничным. Говорили о проблемах и буднях не только киевского «Динамо», но и всего украинского футбола.
- Валерий Васильевич, не считаете ли вы ошибкой свое решение двухлетней давности возглавить сборную Украины и при этом остаться главным тренером «Динамо»?
- Дело в том, что опыт совмещения работы с клубом и в сборной был у меня и раньше — еще со времен Советского Союза. Почему я на сей раз взвалил на себя такую ношу? На момент принятия мною решения в сборной было много динамовцев. Я с ними работал, знал о состоянии и возможностях каждого. Потом же по разным причинам группа киевских игроков «выпала», и «Динамо» перестало быть базовым клубом национальной команды. Появилось два таких клуба — «Динамо» и «Шахтер». Вот этого я и не предполагал. Теперь-то я понимаю, что в моем возрасте совмещать столь ответственные посты не следовало. Поверьте, одна игра в сборной стоит пяти матчей в клубе и отбирает год жизни. Тренер сборной должен ездить, смотреть игроков, беседовать с ними. Но для этого он должен иметь много времени и здоровья. А мне уже, к сожалению, не 40 лет
- В зимнее межсезонье киевское «Динамо», как правило, укомплектовывается исполнителями, которых сразу хотят видеть в основном составе команды. В этом же году в команду приходят главным образом молодые ребята, которым вряд ли удастся в ближайшее время пробиться в «основу». На сегодняшний день основной состав не нуждается в усилении, или в «Динамо» вот-вот появятся известные игроки?
- Мы-то пригласили несколько игроков, в том числе и Зидана, но он отказывается. По каким причинам — я не знаю. А если серьезно, то те, кто сидят на скамейке запасных, пусть даже в сильных западных клубах, нам не нужны. У них есть имя и больше ничего. Существует другой путь — приглашать молодых, талантливых игроков, из которых можно со временем сделать хороших футболистов. Именно такая стратегия избрана нами.
Когда в 1974 году я первый раз возглавил «Динамо», это уже была команда звезд. И мне говорили: «Какое отношение вы вообще имеете к этой команде?» Да, я не готовил эту команду, не занимался селекцией. Я принял коллектив, перед которым стояли определенные задачи: выиграть чемпионат СССР, Кубок страны и не опозориться на международной арене. Но, оценив свои возможности, мы поставили перед собой другие цели и в итоге через год завоевали Кубок кубков и Суперкубок Европы.
А ведь дальше-то мы сами готовили игроков. Успех «Динамо» в 1986 году не случаен. Мы 3--4 сезона шлифовали мастерство таких футболистов, как Рац, Бессонов, Заваров, Евтушенко, два года — Беланов. И пройдя через 7-е место в чемпионате СССР в 1983 году, через 10-е место в 84-м, на следующий год мы создали коллектив, который-то постепенно и взбудоражил Европу. Видите, сколько времени было потрачено на подготовку футболистов в частности и команды в целом. Поэтому сейчас по объективным причинам мы не показываем тот результат, который от нас требуют болельщики. Невозможно за один год с новыми игроками сделать новую сильную команду. Я не волшебник. В этом плане мне понравилось высказывание одного из тренеров «Ливерпуля», который после завоевания командой Кубка УЕФА сказал: «Мы шли к этому шесть лет».
Вот вы говорите: «Киевское «Динамо» укомплектовывается второразрядными легионерами». Ну если они второразрядные, так чего ж вы тогда требуете от нас побед? Игроки-то малоизвестные, ни одна из их сборных не попала на чемпионат мира. Тогда вы должны по-другому ставить вопрос. Надо реально оценивать свои возможности. В «Динамо» есть один легионер, фамилию которого я называть не буду. Так вот, как-то я у него спросил: «Ты знаешь, что такое нацеленная передача?» На что он ответил: «Это надо по голове попасть кому-нибудь». Сейчас, правда, он уже знает, что это такое, и делает нацеленные передачи.
Мы пытаемся поднять на другой уровень и коллективную игру, и индивидуальное мастерство. Сделаем это быстрее — отлично, медленнее — тоже хорошо. Главное — двигаться вперед и создать конкурентоспособную команду.
- Как вы относитесь к тому, что соперников «Динамо» в чемпионате Украины материально стимулируют со стороны?
- Как доказать, стимулировал, не стимулировал? Как запретить это делать? На Западе, кстати, тоже такое существует, но только в конце чемпионата. Причем об этом пишут в прессе: мол, эта команда стимулирует другую, чтобы та отобрала очки у конкурента. Стимулировать же с первого тура — ненормально.
- Скажите, в поединках плей-офф с немцами сборная Украины была обречена сразу же после того, как узнала, кто будет ее соперником, или итог двухраундовой дуэли мог быть иным?
- Итог всегда может быть другим. Это футбол. Сборная Румынии, к примеру, в обоих матчах со словенцами имела подавляющее преимущество, но выиграть не смогла и осталась за бортом чемпионата мира. Мы могли одолеть немцев, но по разным причинам так сложилась игра. Если послушать журналистов, то Андрей Гусин — спаситель сборной Украины. Дескать, играй он в Дортмунде с первых минут, все сложилось бы для нас намного удачнее. Но ведь Андрей полгода болел, после чего тренировался очень короткое время. Мы боялись обидеть талантливого парня Тимощука, играющего на той же позиции. Как же мы его не поставим в состав, а поставим Гусина? Уже по ходу матча нам пришлось заменить Тимощука, на что он потом сказал: «Я не знаю, почему меня заменили». Мы же, когда посмотрели расшифровку его действий, ужаснулись — 58 процентов брака! И это игрок средней линии Ведь именно в полузащите все начинается, зарождаются атаки. Хотя в любом случае один игрок не может все решить. Да и четыре футболиста ничего не сделают, если остальные семеро играют ниже своих возможностей.
Многие тренеры сейчас жалуются на новый регламент проведения матчей плей-офф. Так же не бывает, чтобы 10 ноября обе команды отдали все силы игре, а к 14 ноября полностью восстановились! За столь короткий срок игроки не восстановятся! Человеческий организм не подчиняется ни лозунгам, ни призывам. У него свои законы.
- Каково ваше мнение по поводу приглашения в Украину иностранных тренеров?
- Мы пытаемся попасть в Европу, и рано или поздно это произойдет. И если сейчас на Западе существует свободное передвижение рабочей силы, единая валюта, то что в этом плохого?
Консервативные англичане впервые пригласили иностранца тренировать свою сборную, но они знают о его возможностях, видели его работу. Другое дело, что может дать этот тренер. Ведь есть тренеры типа аргентинца Даниэля Пассареллы. Он сидит весь такой вальяжный, нога за ногу: «Я знаю, как вывести «Парму» на 4-е место в чемпионате Италии». В итоге 5 матчей, 5 поражений. Его снимают с работы, он кладет деньги в карман и уезжает. Но есть тренеры, которые беспокоятся о своем имидже. Такие, как наставник миланского «Интера» Эктор Купер. Так почему же нам в Украине не нужен такой тренер? Правда, существует еще и проблема менталитета. Иностранец не знает менталитета украинского футболиста. Если поставить перед ним задачу, как перед западным профессионалом — это провал. Должны быть совсем другие подходы.
- Перед Новым годом один из динамовских игроков сказал в интервью, что между вами и футболистами существует определенная дистанция, и что легче подойти с какой-то проблемой к первому вице-президенту клуба Игорю Суркису, чем к вам
- Понимаете, есть разные подходы к игрокам. Один тренер наведывался к футболистам в семьи, пил с ними чай. Это подход. Есть тренеры на Западе, которые приглашают игроков к себе домой на ужин. Те приходят с женами, сидят, разговаривают. Я знаю тренера, который после матча вносит в раздевалку ящик шампанского. Игроки пьют, братаются. Наверно, кому-то это по душе. У меня совсем другой подход. Я стараюсь никого не обидеть. Пусть на меня пожалуется тот, кого я хоть раз обидел. Ко мне заходят игроки, я со многими беседую, решаем проблемы. Такое общение я считаю оптимальным.