Культура та мистецтво

Сергей шакуров: «когда меньшиков и три пышногрудые крестьянки бежали голышом из парной в пруд, у оператора вдруг… Закончилась пленка. Досняли… Через год! »

0:00 — 9 січня 2002 eye 2029

На днях народный артист России отпраздновал свой 60-летний юбилей

Сергей Каюмович -- сын известного в Москве охотника, державшего псарню на 16 собак. В 10 лет Сережа занялся акробатикой, а в 18 стал мастером спорта. Правда, после школы из двух увлечений -- театром и спортом -- выбрал первое. И никогда об этом не жалел. Еще бы! После роли в телевизионном фильме по роману братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» о Шакурове заговорили как о талантливом артисте кино, а после «Друга» Леонида Квинихидзе назвали самым модным актером постсоветского периода. Его последняя роль -- князя Мышкина в сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», похоже, принесет ему еще одно звание. Самого сексуального актера…

«Я взрывной. Часто бываю грубым и жестоким»

-- Как вам работалось с Дружининой?

-- Замечательно. Несмотря на то что она -- женщина хрупкая, силы в ней -- под стать здоровому мужику. Работа над картиной шла пять лет. Это не телевизионный сериал, отыгранный за пару дней, а большое, мощное полотно. Материал снят в настоящих интерьерах -- в дворцах Пушкино, Кусково, Ораниенбаума. Светлана благодаря своему обаянию «уломала» музейных работников. Вы же понимаете, что после съемок в любом месте остается пустыня. Но мы пощадили нервы музейщиков. Застелили старинный паркет фальшполами. Уже на них и ставили камеры, светоаппаратуру и… стучали сапогами.

-- Похоже, эта картина по продолжительности съемок побила все рекорды -- целых пять лет!

-- Месяц картину снимали, три стояли. Сами знаете, что сейчас творится в отечественном кинематографе: то денег нет, то пленки, то ролей. Мне пришлось эту роль два года ждать. Съемки «Тайн» -- это вообще анекдот. Простой как-то занял три года. Смотрим, а у мальца, что должен был юного Петра играть, уже усы растут. Или еще случай: снимаем сцену в бане на берегу Финского залива. По сценарию Меньшиков и три пышногрудые крестьянки бегут голышом из парной в пруд. Мотор: бежим, бежим, только в пруд нырять, оператор: «Стоп! Пленка кончилась». А дело было в июле. Так вот, пленка появилась только в ноябре, уже не искупаешься. Досняли через год.

-- Говорят, у вас репутация скандалиста…

-- Бесконфликтно прожить жизнь вообще редко кому удается. Вот Георгий Михайлович Вицин, царство ему небесное, по-моему, был именно таким уникальным человеком: никогда ни с кем не конфликтовал. А я взрывной, часто бываю грубым, слишком жестким. Не терплю компромиссов. Если мне что-то не нравится, тут же об этом скажу. Люди не любят, когда им говорят правду, а я не могу молчать. И такие ситуации возникают у меня постоянно.

-- Из театра дважды уходили тоже из-за своего характера?

-- Не могу сказать, что это было связано с какими-то конфликтами. Из Театра Советской Армии я ушел за компанию с режиссером Хейфецем: у него возникли трения с руководством, а мы дружили… А с Театром Станиславского я расстался, так как там начался спад, и мне стало невыносимо скучно. С тех пор лет пятнадцать, если не больше, живу сам по себе, иногда играю по контракту.

-- А с самим собой тоже конфликтуете?

-- И довольно часто. Вдруг начинаю корить себя, что неправильно живу. Может, обзавестись семьей? Хотя сейчас мне это совсем не нужно. Или уже много лет думаю: надо идти служить в театр. Но так считает один Шакуров, а другой отвечает: зачем тебе это нужно -- опять сидеть в четырех стенах, делать то, что не хочешь, годами репетировать один спектакль… В кино зовут, а в мозгах свербит: зачем повторяться, ты уже переиграл все, кроме, пожалуй, комических ролей. С другой стороны, ничем не заниматься тоже глупо. Утром просыпаешься, солнышко светит, хорошая погода, а на душе… И начинается: чего тянешь резину, давай во МХАТ, к Райхельгаузу, или в Малый театр. Сашка Михайлов зовет: «Сергей, приходи, у нас такая атмосфера замечательная!» Не хочется. Потом опять: елки-моталки, сколько же можно вот так, ты же все-таки артист! И сам себе отвечаешь: «А чего мне не хватает?» Так и существую, но самоедством не занимаюсь.

«Моя вторая жена не выносила, когда я смотрел по телевизору футбол»

-- В 1984 году вы развелись с первой женой, оставив ей свою квартиру, и женились на актрисе Татьяне Кочемасовой, которая была на 19 лет моложе вас…

-- С Татьяной мы познакомились на съемках фильма «Портрет жены художника» в 1981 году. Она тогда была студенткой Щукинского училища. В общем, я положил на нее глаз. И не только я, не на шутку увлекся и другой популярный актер. Все располагало к сближению: гостиница в Звенигороде, дружеские ужины на берегу Истринского водохранилища до рассвета. Но девушка дала мощный отпор как мне, так и моему приятелю. И меня это завело. Мне повезло: по распределению Татьяна попала в Театр имени Станиславского, где я тогда работал. И после длительной осады мы одновременно развелись и тут же поженились.

-- Тем не менее, через несколько лет вы развелись и с ней.

-- Увы. Однажды я собрал вещи и ушел в никуда. Потом я долго болел… Моя вторая жена, к примеру, не выносила, когда я смотрел футбол по телевизору: два часа я был в полной отключке. На ответственные матчи я ходил болеть на стадион, и это тоже порождало конфликтные ситуации. Так реагируют многие женщины, хотя есть и другие, которые рассуждают иначе: «Боже мой, как хорошо: мужик уходит на целые выходные на рыбалку, сидит себе там довольный на льду, а я делай что хочешь!»

Нужно договориться: мы понимаем друг друга или нет? У тебя девичник? Пожалуйста, иди, ради Бога. А привязывать друг друга к себе бессмысленно. У меня обе жены были актрисы, а это порождает дополнительные сложности: когда работаешь с женой в одном театре и на гастроли вместе -- это перебор. Люди должны друг от друга отдыхать, нельзя все время за ручку ходить.

-- Вы советовались с супругами по творческим вопросам?

-- А как же! И не потому, что не знал, что делать. Просто жизнь-то была общая, актерская… Но я всегда знал, чего хочу, и на мнение жен мне было абсолютно наплевать, хотя я не говорил им об этом.

-- Наверняка еще в школе претендовали на роль лидера.

-- Конечно! Частенько дрался за первенство между пацанами, да и чтобы перед девчонками повыпендриваться. И частенько побеждал, я же спортивный парень был, мастер спорта по акробатике.

-- Родители вас баловали в детстве?

-- Не могу сказать, что они баловали меня своим вниманием. Я рос сам по себе. Отец вообще на меня никак не влиял. Он был охотником, постоянно занят, и мы его очень редко видели. Поэтому моим воспитанием занималась, а точнее сказать, совсем не занималась мама. В семье я четвертый, младший, ребенок. С десятилетним отрывом родился и рос большей частью под присмотром братьев и сестры. А мама никогда не читала мне нотаций, не поучала, не ругала за двойки, прогулы и хулиганство. Даже в школу, когда вызывали родителей, ходили брат или сестра.

«Мне досталась роль Сталина, а Гафт отказался от роли Берии»

-- А как вы, став отцом, строили свои отношения с детьми?

-- Глобальных столкновений между мной и сыном не было. Так, житейские мелочи, какие во всех семьях случаются, это нормально. Сейчас у нас полное взаимопонимание. Ивану уже тридцать четыре года, он отличный парень, трудоголик по натуре, помогает мне в московском Фонде мира, и, честно говоря, я его работой доволен. Младшей дочери шестнадцать, переходный возраст, все совершенно иначе. Но мы с женой разошлись, и с дочкой я вижусь редко. Но я люблю ее, она хорошая девочка.

-- Хотели бы, что бы она по вашим стопам пошла?

-- Боже упаси! Наоборот, все время ее отговариваю, постоянно приводя в пример Наташу Гундареву: «Посмотри, что за жизнь?! Ни тебе нормальной семьи, ни детей, постоянно в разъездах и гастролях -- жизнь дурацкая. А теперь еще и заболела… »

-- Вы ощущаете себя на свои 60 лет?

-- Нет, конечно! Посмотрите на меня. Какие 60?! И хирургических подтяжек, в отличие от моих коллег, делать не собираюсь. Все мужики начали заниматься своими лицами, и ладно бы известные артисты, так и политики туда же! Полный бред!

-- К какой работе вы относитесь серьезней -- в кино или в театре?

-- В кино я валяю дурака. Для меня кинопроцесс -- хобби. К нему я серьезно не отношусь, хоть и делаю порой серьезные вещи. Театр -- вот настоящая работа. Она требует длительной подготовки. Нужно найти пьесу, художника, композитора. Одна из недавних моих серьезных работ -- роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова. Она потребовала штурмовой тренировки, огромного количества репетиций. Режиссер спектакля -- Виктор Шамиров -- не мой человек. Он решил Лермонтова подмять под себя. Ввел в спектакль мат. Попытался напичкать авторский текст всяческими глупостями. Я все это выбросил. А заодно и режиссера приструнил. Теперь спектакль идет под моим чутким руководством.

-- Какую из своих ролей считаете лучшей?

-- Лучшая роль впереди. Какая -- не знаю. Ничего не загадываю. К счастью, сейчас у меня много работы.

-- Да, вам грех жаловаться на творческий простой, ведь вас снимают не только у нас в стране, но и за рубежом…

-- Это правда. Не так давно снялся в картине Анджея Вайды «Пан Тадеуш». Поляки хорошо меня знают по прежним работам. Например, по картине «Эскадрон» Юлиуша Махульского. Я знаком с польскими актерами, занятыми в «Пане Тадеуше», поэтому быстро адаптировался.

-- А языковые проблемы?

-- Действительно, были сложности со старопольским языком. Ассистент Вайды выслал мне кассету с медленно наговоренным текстом. Тогда я как раз поехал с Натальей Гундаревой на неделю в Сочи. Но вместо отдыха повторял на пляже, как попугай, весьма странные для окружающих слова. Отдыхающие не переставали удивляться…

-- Вам удалось даже сыграть вождя всех времен и народов -- товарища Сталина…

-- Как мне досталась роль Сталина -- это особая история. Сидели сценаристы и перелопачивали фотографии артистов, искали подходящего. Сидевший тут же художник решил побаловаться: выудил из кипы фото, пририсовал брови, усы и китель. Сценаристы глянули: «Ой, кто это?» На обратной стороне фотографии увидели мою фамилию и утвердили на роль. А роль Берии решили дать Гафту, он отказался впоследствии -- Валя вообще мужик со странностями.

-- Обычно вы отказываетесь от небольших ролей, однако, будучи уже известным, снялись в маленькой роли в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»…

-- Петр Тодоровский отдал мне сценарий в мосфильмовском коридоре и сказал: «Сережа, предлагаю тебе главную мужскую роль». Я вечером уезжал в Ленинград, поэтому сразу ничего не ответил и пообещал перезвонить. И вот часов в девять вечера звоню в Москву Петру и хохочу: «Дочитываю предпоследнюю страницу сценария, а мой герой все еще не появился. Что же это за главная мужская роль?» Но, несмотря ни на что, сниматься согласился, потому что понимал: сыграть роль без единого слова не так-то просто. Я сыграл человека, о котором говорится на протяжении всего фильма и чьего появления все с нетерпением ждут, а он появляется только в самом конце фильма -- его привозят к загсу на милицейском ГАЗике. Смешно сказать, но снимался я всего полдня!

-- Александр Каюмович, вы суеверный человек?

-- Есть немного. Это уже и не суеверие, а закон жизни, основанный на практике. Не люблю загадывать на будущее, не обсуждаю планы. Как сболтну что-нибудь заветное -- все, никогда не осуществится, уже проверено. Поэтому ни о чем не рассказываю, молчу до последнего момента. Этим настоящие мужчины отличаются от женщин: те обязательно целую гору всего напридумывают и раззвонят на всю страну…