Первый, пока экспериментальный автомобильный комплекс «Поток-М» не имеет аналогов в Украине. Да и среди стран СНГ похвастаться подобной техникой может только Россия
Не исключено, что, когда закончатся испытания, некоторые детали комплекса будут усовершенствованы, и у подразделений ГАИ таких систем станет больше. По мнению специалистов, уже в следующем году их необходимо как минимум десять -- это ощутимо поможет в борьбе с автомобильными ворами.
-- Главное преимущество нового комплекса в том, что угнанный автомобиль можно «выловить» из общего транспортного потока, -- говорит заместитель начальника ГУ ГАИ МВД Украины, начальник Научно-исследовательского центра по безопасности дорожного движения полковник милиции Владимир Душник. -- То есть инспектору ГАИ теперь не надо будет останавливать автомобиль, сверять номера его агрегатов с указанными в техническом паспорте.
Комплекс, который можно установить на любую машину (в данном случае для удобства инспекторов -- это микроавтобус), состоит из двух видеокамер и компьютерного оборудования. Видеокамера сканирует номер движущегося автомобиля и «высвечивает» его на дисплее компьютера. Тут же появляется информация о владельце транспортного средства. Одновременно -- за считанные секунды! -- номер «прогоняется» через все «криминальные» базы: не числится ли указанный автомобиль в розыске по Украине, странам СНГ и нет ли его в базе данных Интерпола.
К тому же программа позволяет установить, принадлежит ли номерной знак именно этой машине, что немаловажно, ведь угоняя автомобиль или перегоняя ворованный из-за рубежа, злоумышленники зачастую устанавливают номера, снятые с другого транспортного средства.
Если автомобиль находится в розыске, на дисплее появляется соответствующие данные, к тому же компьютер предупредит об этом инспектора звуковой информацией: «Внимание! Автотранспортное средство разыскивается!». Неподалеку от микроавтобуса с автокомплексом стоит патрульный автомобиль ГАИ, который сможет сразу же начать преследование угнанной машины и задержать ее. Комплекс мобильный -- он будет работать на улицах в разных районах Киева, и зачастую там, где случаи угона случаются чаще всего, а также на стационарных постах при выездах из столицы. Поездит комплекс и по дорогам Украины.
Хотя система только проходит испытания, уже есть результаты ее работы: в первые же дни удалось задержать две находящиеся в розыске машины. Вскоре на микроавтобусе с комплексом установят камеру инфракрасного излучения, и сканировать номер можно будет даже ночью. База данных угнанных транспортных средств обновляется постоянно, а вскоре сведения об украденной машине появятся в компьютере, как только в дежурную часть поступит сообщение об угоне.
Введению новых методов борьбы с автоворами ГАИ не зря уделяет особое внимание. Каждый день в Украине угоняют несколько машин. Наиболее часто «незаконно завладевают» (так теперь в Уголовном кодексе определен угон) автомобилями ВАЗ -- «восьмерками», «девятками», «копейками», среди иномарок популярностью пользуются «Ауди», «Мерседесы» и «Фольксвагены». Сотрудники ГАИ установили, что кражи определенных марок машин во многом зависят от времени года: зимой «лидируют» джипы -- на заснеженных дорогах эти автомобили повышенной проходимости чувствуют себя превосходно. В декабре прошлого года увеличилось количество угнанных «Ауди» шестой и восьмой серии. Весной и осенью угонщики, как правило, охотятся за переднеприводными машинами -- «восьмерками», «девятками», «Фольксвагенами», а вот летом чаще «уводят» заднеприводные «шестерки», «пятерки», «семерки», «Мерседесы» и «БМВ».
Наибольшее количество краж автомобилей происходит ночью, а также в обеденное время -- с 12 до 14 часов. В столице самыми «неблагополучными» являются проспекты Победы, Маяковского, Героев Сталинграда, Тимошенко, улицы Артема, Закревского, Доброхотова.
Помимо выявления угнанных машин, новый автокомплекс планируют задействовать во время проведения специальных операций, когда необходимо, скажем, зафиксировать, какие автомобили выезжали из города. Это поможет правоохранителям находить преступников, скрывающихся на машине. К тому же автокомплекс поможет максимально точно подсчитать, сколько транспортных средств проезжает через определенный перекресток, путепровод, развязку -- это позволит принять правильное решение об их реконструкции, режиме работы светофоров, нанесении дорожной разметки, определении главной и второстепенной дорог
Идея использования видеокамер не нова для украинской Госавтоинспекции. В свое время на некоторых перекрестках столицы установили скрытые камеры наблюдения за дорожным движением. За первую же неделю беспристрастный объектив зафиксировал 85 нарушений правил дорожного движения -- в основном проезд на красный сигнал светофора. Но уже через две-три недели таких случаев были единицы: водители, зная о наблюдении, стали осмотрительнее. Тогда камеры решили установить на нескольких патрульных автомобилях, и сейчас они могут зафиксировать процесс нарушения. Если водитель отказывается признать свою вину, инспектор прилагает видеозапись к протоколу и передает в суд -- с таким доказательством оспорить факт нарушения и уйти от ответственности водителю вряд ли удастся.
Кроме угонов, волнует сотрудников ГАИ и сказывающиеся на безопасности дорожного движения неблагоприятные погодные условия. Нынешняя зима необычайно щедра на мороз и снегопады. В западных регионах Украины постоянно бушуют настоящие снежные циклоны, немало снега выпало и на остальной территории страны. От таких капризов погоды первыми страдают водители -- на дорогах заторы, аварии. Во многом столь сложная ситуация на магистралях возникает из-за нехватки снегоуборочной техники, посыпочных и горюче-смазочных материалов для нее.
Как отметил начальник отдела контроля за перевозкой опасных грузов и состояния дорог ГУ ГАИ МВД Украины полковник милиции Константин Шаповалов, практически во всех дорожных хозяйствах, обслуживающих магистральные дороги, технику к зиме подготовили лишь на 70--80 процентов, а топлива запасли только половину от необходимого.
А ведь во Львовской и Закарпатской областях -- сложные горные дороги, да и снега там выпало много. Имеющаяся техника изношена, давно устарела, быстро ломается, а заменить ее нечем. Вот и получается, что 30-километровый участок горной дороги обрабатывают всего два (!) пескоразбрасывателя, хотя эффективно работать они могут лишь на пятикилометровом участке.
Пытаясь сэкономить посыпочные материалы, дорожники часто нарушают технологию уборки дороги. Проезжую часть обрабатывают песчано-солевой смесью не за час-два до начала снегопада, а когда снег уже пошел. Время потеряно, и обработка теперь ничего не дает -- на дорогах уже образуется наледь и возникают заторы. Не так просто убрать с проезжей части и накат (утрамбованный снег) -- его приходится рвать грейдерами, а кое-где вместе с глыбами льда отрывают и куски асфальта.
К сожалению, водители зачастую лишены достоверной, а главное, оперативной информации о состоянии на дорогах. Поэтому в управлении ГАИ составили специальную карту «проезжаемости» магистралей -- на ней указано, какие участки заснежены, где движение закрыто, где образовались заторы или произошли аварии, а где, наоборот, можно двигаться без ограничений. Из регионов постоянно поступает свежая информация, и карта обновляется.
Вскоре планируют сообщать водителям дорожную обстановку посредством радио -- на волнах разных диапазонов, мобильных телефонов и пейджеров. Переговоры с компаниями уже ведутся. Но самый оптимальный вариант -- устанавливать такие электронные карты возле крупных городов Украины с соответствующими обозначениями. Однако для этого необходимы огромные средства.
Среди других планов -- информационные щиты на магистралях с указанием температуры воздуха, предупреждениями о погодных условиях в областях (снег, гололед), заторах на дорогах, скорости движения по магистралям. А еще крайне необходимы на дорогах дежурные телефоны, чтобы водитель мог сообщить о случившемся несчастье. Ведь из-за отсутствия средств связи помощь зачастую приходит слишком поздно.
Руководство ГАИ уже предусмотрело порядок, чтобы во всех пунктах технического обслуживания автомобилей, торговых заведениях и других размещенных вдоль дорог объектах обязательно были установлены стационарные (сетевые) или мобильные телефоны, причем вызов экстренных служб должен осуществляться бесплатно. Мобильный телефон в таких случаях даже предпочтительнее -- помощь прибудет из ближайшего населенного пункта.
Телефонные аппараты для вызова экстренных служб когда-то установили на некоторых магистралях, но вскоре их или раскурочили, или вдребезги разбили. Совсем свежий пример: на участке объездной дороги возле Львова поставили снегозащитные щиты. Уже на следующее утро их не оказалось -- за ночь «увели». А хищение дорожных знаков и вовсе приобрело просто массовый масштаб.
Для оказания помощи водителям планируется увеличить число стационарных постов ГАИ на магистралях, а участки между постами станут постоянно патрулировать мобильные экипажи.