Голоданием 25-летней Натальй Лукьянчук врачи «загипсовали» больную поджелудочную железу. Благодаря этому женщина не погибла от тяжелейшего панкреатита, развившегося сразу после родов
Узнав из местных газет о том, что мать двоих детей в крайне тяжелом состоянии госпитализирована в Винницкую районную больницу и у нее мало шансов выжить, многие виннитчане искренне переживали за нее. Старики предлагали сдать свою кровь, хоть в преклонном возрасте быть донорами для них небезопасно, незнакомые люди оставляли в больнице по 10-15 гривен на лекарства женщине, приносили продукты и одежду для маленьких Наташиных сыновей Лишь через два месяца упорной борьбы за ее жизнь, применив жестокий, но действенный метод лечения, медики сообщили: угроза миновала, и разрешили похудевшей на 30 килограммов пациентке пить понемногу кефира.
-- У Натальи после родов развилось нагноение брюшной полости, вызванное отмиранием поджелудочной железы. Погибшую часть железы пришлось удалить, но из-за послеоперационных осложнений пациентка еще более месяца оставалась в критическом состоянии, -- говорит доктор медицинских наук профессор, руководитель Винницкого центра хирургии поджелудочной железы, печени и желчных путей Тарас Кадощук. -- Дело в том, что в послеродовом периоде организм женщины совершенно беззащитен -- младенец вместе с грудным молоком «забирает» ее иммунитет.
-- Кормя новорожденного Влада грудью, я ела за двоих, опасаясь, что ему не хватит молока. Вот поджелудочная и не выдержала, наверное, столь обильной и жирной пищи, -- рассуждает Наталья. -- Помню, однажды ночью сын заплакал и я, чтобы покормить его, попыталась встать с постели. Но из-за невероятной боли в животе даже сдвинуться с места не смогла. Попросила моего брата Сашу приготовить малышу кашку из молочной смеси (слава Богу, на всякий случай купили коробочку, чтобы со временем докармливать ребенка). А жуткая боль не проходила
Медики предупреждают: часто люди, внезапно почувствовав сильную боль в животе, пытаются приглушить ее болеутоляющим. Становится легче, а болезнь тем временем прогрессирует! Такое самолечение, бывает, стоит человеку жизни, особенно если это заболевание поджелудочной железы -- панкреатит. Поэтому если «прихватила» опоясывающая боль в животе, немедленно обратитесь к врачу.
-- Нагноение в брюшной полости -- перитонит -- и отравление всего организма развиваются столь молниеносно, что медицина часто оказывается бессильной, -- признается доктор медицинских наук профессор, заведующий кафедрой хирургии медицинского факультета N 2 Винницкого государственного медуниверситета Владимир Шапринский. -- Наталье понадобилась не одна операция, чтобы остановить процесс разложения железы. К счастью, даже оставшаяся небольшая ее часть сумела поддерживать естественный гормональный фон в организме, благодаря чему у пациентки не развился сахарный диабет, что часто случается после подобных операций.
-- Более месяца Наталья голодала -- ни глотка воды и никакой пищи. Только так, обеспечив поджелудочной железе полный покой, можно было подавить происходящий в ней гнойный процесс, -- говорит анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации Винницкой областной клинической больницы Владимир Чеботарев. -- Необходимое количество жидкости и питательных веществ в организме восполняли через вену. Только плазмы и других растворов Наталья получала до пяти литров в сутки!
Наталья, по образованию медсестра, говорит, что ранее никаких серьезных проблем со здоровьем у нее не возникало. Во время беременности чувствовала себя нормально, роды прошли благополучно, сынишка родился здоровеньким, розовощеким и после своего появления на свет радостно улыбался маме
-- Хорошо, что я не уехала с мужем -- он у меня военнослужащий -- в Россию, в Красноярский край. Перед его отъездом мы решили, что мне с сыновьями лучше пока остаться у мамы, -- рассказывает Наталья. -- Случись эта беда в отдаленном от цивилизации поселке, где жила наша семья, успели бы меня довезти в больницу? Все два месяца, проведенных в борьбе с собственной смертью, я думала лишь о детях. Придя в сознание в реанимации, загадывала единственное желание -- выжить, чтобы мои маленькие сыновья не остались сиротами. А ведь задуманные под Новый год желания обязательно сбываются!
Ей уже разрешено понемногу пить кефир, компоты из кураги и изюма, есть постные супы. Каждый день Наташина мама Оксана Яковлевна привозит в больницу этот «ассортимент» из пригородного села, где они живут. Острого, копченого, жареного и бульонов по-прежнему нельзя. Такая диета -- надолго
Чтобы пища не казалась Наталье слишком невкусной, вместе с ней супчики ест и навещающий маму в больнице восьмилетний сын Костя. А еще рассказывает, как быстро растет младший братишка, как учится держать головку и сидеть. С особой гордостью говорит и о том, что вместе с папой, вернувшимся из России, научился стирать пеленки и ползунки.
-- Наташа у нас так вкусно печет, готовит, а сейчас ей приходится довольствоваться лишь вкусными запахами, -- сочувствует дочери Оксана Яковлевна. -- Даже страшно подумать, что мы пережили. Я твердо верила: дочь даже с того света вытащу. Врачи самоотверженно боролись за ее жизнь, но говорили: лекарств покупать на сутки, не более, потому как завтра они могут уже не понадобиться. А я все равно покупала на следующие сутки, и на следующие В день на медикаменты уходило около тысячи гривен. Часть расходов взяла на себя больница, но этого было недостаточно. Пришлось просить помощь в областном управлении здравоохранения, в райгосадминистрации, в сельхозуниверситете, где я работаю вахтером. Спасибо всем, кто отозвался. Я всегда верила в доброту окружающих, ведь сама в детстве осталась сиротой и выжила только благодаря тому лучшему, что есть в людях.
-- Мама за время моей болезни полностью поседела, -- с грустью говорит Наташа. -- Трудно пришлось родным, пока не приехал мой муж: мама постоянно находилась рядом, за детьми ухаживал мой брат Саша, отпрашиваясь с занятий в училище. Мы -- дружная семья, поэтому нам всегда все удается Знаете, за два года работы медсестрой в России я убедилась, что страховая медицина необходима. У нас с мужем есть страховые полисы, ежемесячно на нужды медицины удерживается шесть процентов из нашей зарплаты. Зато когда случается беда, не надо переживать о том, где взять необходимые средства на лечение. Считаю, что и в Украине пора активнее внедрять страховую медицину.
-- Изредка панкреатит обостряется во время беременности и в послеродовом периоде вследствие гормональной перестройки, происходящей в организме женщины. Одной из пациенток, пребывающей на последних месяцах беременности, из-за этого пришлось делать кесарево сечение, -- вспоминает профессор Тарас Кадощук. -- К счастью, маму и обоих детишек удалось спасти. (Кстати, оба выросли и, закончив медуниверситет, работают врачами. ) У Натальи, кроме прочего, пусковым механизмом для развития панкреатита стала желчекаменная болезнь. Впрочем, сегодня у пациентки хорошие перспективы. Если побережет себя, будет здоровой и трудоспособной. Вообще же смертность при заболеваниях поджелудочной железы довольно высока, операции на ней сложны. Выполненные в нашем центре многочисленные разработки по хирургии поджелудочной удостоены Государственных премий Украины, тысячи проведенных операций позволили спасти жизнь большинству пациентов. Кроме того, мы разработали схему комплексного консервативного лечения больных острым панкреатитом, а также схему профилактики и лечения его осложнений.
Многие приобретают панкреатит еще в детстве, отведав, к примеру, свежего жареного мяса. Спустя три-четыре дня боль в животе у ребенка проходит, но с годами любая большая нагрузка на поджелудочную железу может обостриться этим тяжелым недугом. Так что хорошо все, что в меру. И не следует терпеть боль, надеясь, что болезнь пройдет. В различных клиниках Украины успешно лечат поджелудочную, в том числе хирургическим путем, так что самое главное -- вовремя обратиться за помощью к специалистам.