Одной из основных задач в предстоящий паводок станет уменьшение выноса радиации из зоны отчуждения
Год назад «ФАКТЫ» рассказали, что из--за остановки Чернобыльской АЭС через несолько лет отпадет необходимость содержать огромный, протяженностью 18 километров, станционный пруд-охладитель. Уровень воды в нем на семь метров выше, чем в Припяти. Вот вода из него и вытекает. Пока реакторы работали, потери приходилось восстанавливать, закачивая воду из реки мощными насосами. Сейчас тратить на это электроэнергию стало невыгодно. Но и осушить водоем опасно: во время Чернобыльской катастрофы на его дне осело большое количество радионуклидов. Поэтому, прежде чем что-то предпринять, ученые должны предложить приемлемое решение.
-- В рамках международного проекта в минувшем году проведена топографическая съемка дна и уточнен состав загрязнений, -- рассказывает заместитель директора Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института кандидат географических наук Олег Войцехович. -- Уточнение рельефа дна позволило оценить, какая часть пруда осушится при том или ином варианте спуска воды. Скажем, если прежде полагали, что при уменьшении ее уровня на семь метров оголится 30--40% площади дна, то теперь оказалось, что вода уйдет с еще большей территории.
Исследования показали, что на дне сохранилось много мелких частичек ядерного топлива -- на суше они в основном разрушились. (Это так называемые горячие частицы, представляющие повышенную опасность. ) Но, как показывают расчеты, осушение дна не приведет к загрязнению местности. А опасения такие были: говорили об угрозе повторения Кыштыма в миниатюре. Речь идет о радиоактивном загрязнении сел Кыштымского района на Урале. Там осушили озеро, в которое многие годы сбрасывали радиоактивные отходы. Ветром их разнесло по значительной территории. В нашем случае подобного произойти не должно. Тем не менее просчитывается эффективность различных контрмер.
Снимать слой ила слишком дорого, да и свозить его некуда. Приемлемыми ныне считаются три других варианта. Возможно, ничего и не нужно будет делать -- оголившееся дно быстро покроет растительность, которая предотвратит разнос радионуклидов. Второй вариант комбинированный: на отдельных участках можно высадить траву и деревья. И третий -- используя специальную технологию спуска воды, заставить волны стянуть загрязненный ил на глубину, в места, которые останутся покрытыми водой. А отдельные участки затем могут быть дезактивированы.
Кстати, в минувшем году мы получили возможность увидеть, что происходит на осушенных территориях зоны. Пятнадцать послеаварийных лет мелиоративная система на левом берегу Припяти бездействовала, поэтому там были затоплены большие площади. Теперь их осушили, и ученые из Института сельхозрадиологии ведут наблюдения за возможным разносом радионуклидов ветром. Первые результаты обнадеживающие -- существенного распространения загрязненных частиц не будет.
А в Институте кибернетики НАНУ просчитали возможность прорыва дамбы, препятствующей перетеканию воды из пруда-охладителя в Припять. По данными кибернетиков, это приведет к незначительному увеличению загрязнения реки.
Ближайшая задача -- уменьшить смыв радионуклидов в грядущий паводок. В зоне отчуждения наиболее загрязненные участки поймы ограждены от Припяти дамбами. Придется ли применять дополнительные меры, пока не ясно. Все будет зависеть от того, каким выдастся паводок. Первый его прогноз Гидрометцентр Украины должен обнародовать во второй половине февраля.