В «сенсации», о которой сообщили многие газеты и информационные агентства Украины, не оказалось ничего сенсационного
«ФАКТЫ» в номере от 16 января уже сообщали о трагическом случае, произошедшем в Уманской районной больнице (Черкасская область). Сюда из села привезли роженицу, которой пришлось делать кесарево сечение. Родившегося ребенка врачи пытались спасти, но безуспешно, и он был отправлен в морг, где, якобы, пролежал то ли одни, то ли двое суток. Когда патологоанатом решил сделать вскрытие, то обнаружил, что младенец еще жив, и отправил его обратно в больницу. Специалисты во второй раз попытались спасти малыша, но все их усилия оказались напрасными. Чтобы выяснить, что же произошло с новорожденным, корреспондент «ФАКТОВ» отправился в Умань.
Входя в кабинет главного врача Уманской центральной районной больницы (ЦРБ) Михаила Батюка, я думал, что увижу эскулапа, который, узрев журналиста, замашет руками и категорически откажется давать интервью. К моему удивлению, Михаил Васильевич, печально вздохнув, сказал, что готов к беседе. И вначале рассказал о роженице.
Елене 38 лет, живет она недалеко от Умани, по профессии стоматолог (имя роженицы изменено. -- Авт. ). Когда забеременела, два месяца лежала в райбольнице на сохранении. Рожать собиралась во второй раз, причем первый ребенок появился на свет с помощью кесарева сечения. Сейчас мальчику 12 лет.
-- В селе, где живет Елена, есть врач, которая за нею наблюдала, -- говорит Михаил Батюк. -- За сутки до родов будущая мама перестала чувствовать шевеление ребенка, а когда отошли воды и началось кровотечение, участковый врач срочно доставила ее в больницу. Случилось это 4 декабря после 19 часов. В отличие от большинства районных больниц области, в нашей круглосуточно дежурят двое специалистов -- врач и акушер-гинеколог. Выяснилось, что недоношенность ребенка составляла примерно 10 недель. В связи с кровотечением гинеколог заподозрила отслоение детского места и внутриутробную гибель плода. В больницу срочно вызвали заведующую родильным отделением. Решено было делать кесарево сечение. Когда заведующая извлекла плод, то у него отсутствовали малейшие признаки жизни. Ребенок не закричал, сердцебиение не прослушивалось. Весил младенец 1350 граммов. Врачебная бригада разделилась на две. Одна делала все возможное, чтобы спасти роженицу, а вторая пыталась оживить младенца.
-- Реанимационные мероприятия длились 20 минут, однако сердцебиение и дыхание у ребенка не появились, -- продолжает Михаил Васильевич. -- Никто его в морг не отправлял, до утра он был помещен в палату интенсивной терапии, где за ним наблюдал дежурный медперсонал. В нашей больнице нет морга, и после девяти часов утра дежурный врач отправила медсестру с безжизненным телом младенца в патологоанатомическое отделение городской больницы. Не знаю, что насторожило патологоанатома -- то ли тот факт, что пеленки оказались теплыми, то ли ему показалось, что малыш сделал какое-то движение, -- но он распорядился, чтобы ребенка вернули в больницу.
Кстати, тот самый врач-патологоанатом Юрий Голомазюк делал в итоге вскрытие умершего младенца. Когда я вошел в кабинет, Юрий Михайлович выглядел смертельно уставшим. Судя по всему, он был издерган всевозможными проверками, однако согласился ответить на вопросы.
-- Не знаю, откуда журналисты взяли, что ребенок пролежал «в морге» двое суток, -- говорит врач. -- У нас младенец пробыл не более 20 минут.
-- Почему же вы отправили его в больницу?
-- У него не было выявлено абсолютных признаков смерти, то есть трупных пятен, охлаждения или окоченения тела.
-- Младенец делал какие-то движения?
-- Нет, ничего подобного не было.
-- Что показало вскрытие?
-- Девочка была глубоко недоношена. Основное заболевание -- пневмопатия. Отслоение плаценты привело к тяжелой гипоксии (кислородному голоданию. -- Ред. ). Причина смерти -- ателектазы легких, усложнившиеся асфикcией новорожденной (внутриутробной и интранатальной).
В Министерстве здравоохранения Украины «ФАКТАМ» пояснили, что если данное заключение «перевести» с медицинского языка на общедоступный, то в этом случае речь идет о незрелости легочной ткани, то есть легкие ребенка «слиплись» и не раскрылись. Малышка задохнулась.
По заключению комиссии Черкасского облздрава, которая занималась расследованием обстоятельств данного дела, «при беременности в 29--30 недель родился глубоко недоношенный и нежизнеспособный ребенок», что и привело к его гибели.
Что касается роженицы, то врачам удалось стабилизировать ее состояние и 14 января она была выписана из больницы. По словам Михаила Батюка, ее муж, по профессии учитель, человек верующий. Ни он, ни Елена претензий к больнице не предъявили.
-- Мы все чрезвычайно огорчены и переживаем по поводу случившегося, -- вступает в разговор начмед Уманской ЦРБ Петр Заец. -- Наша больница входит в пятерку лучших в области. В 1999 году открыто новое реанимационное отделение. Родильное отделение оборудовано всем необходимым для оказания помощи матерям и новорожденным. Многие будущие мамы, проживающие в Умани, хотят рожать именно у нас, а не в горбольнице.