Культура та мистецтво

Тамара гвердцители: «я выхожу на сцену только из левой кулисы, играю исключительно на черном рояле, на гастроли беру с собой двух любимых кукол»

0:00 — 30 січня 2002 eye 2694

На днях народная артистка отпраздновала свой юбилей

Последние пару лет на все вопросы о личной жизни Тамара Гвердцители отвечать отказывалась. Боялась сглазить. «Пройдет время, эмоции поутихнут -- тогда расскажу», -- кокетливо отвечала она… Теперь можно приподнять завесу тайны. Дело в том, что не так давно певица вышла замуж. Супруг моложе Тамары, но, кажется, это именно тот мужчина, о котором она мечтала.

«Нас расписали только после того, как Сергей заявил, что он погибает»

-- Ну теперь-то вы готовы ответить на вопрос, счастливы ли вы?

-- Рядом со мной любящий, нежный и верный друг. Надеюсь, самые счастливые дни мы проживем вместе. У нас замечательные отношения. Случилось так, что несколько лет назад после гастролей в Израиле, а потом в России я сильно простудилась. Мне стали колоть антибиотики. Реакция организма на уколы была такой острой, что я не могла даже ходить. Тогда один из моих приятелей позвонил своему другу -- хирургу Сергею Георгиевичу Амбатьело, ведущему сотруднику Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева -- и попросил посмотреть меня. А уже на следующий день меня положили в больницу. Мы с Сережей оба к тому моменту были даже не то чтобы одиноки, а раздавлены одиночеством. Так и возник наш роман…

-- Встреча 2001 года стала для вас судьбоносной?

-- Да, из-за болезни я не смогла поехать встречать Новый год в Америку к маме и сыну. Сидела дома с подругой и смотрела телевизор. Вдруг неожиданно приехал Сергей -- с подарками, игрушками, а потом… остался.

-- Предложения руки и сердца пришлось долго ждать?

-- Оно было сделано в качестве подарка в день моего рождения в прошлом году. Мы сразу же отправились в ЗАГС. Но расписывать нас не спешили, объяснив, что по закону должно пройти какое-то время. Тогда Сергей написал заявление, что он погибает, чем рассмешил работников ЗАГСа. Они сжалились и расписали нас.

-- У вас с супругом совершенно не похожие профессии. Из-за этого возникают проблемы?

-- Сложность в том, что Сережа -- «жаворонок», а я -- «сова». Мы иногда приходим домой и можем разговаривать до утра, а вставать ему в 7 часов. Бывает, его неожиданно вызывают на операцию, а я свободна -- тогда еду вместе с ним и сижу у него в кабинете. Меня в его клинике уже все хорошо знают.

«Однажды на концерте я так взмахнула ногой, что моя туфелька полетела в зал»

Сейчас вся семья Тамары Гвердцители переехала в Москву. Этого момента она ждала несколько лет. Кстати, московское правительство помогло известной певице обменять свою небольшую двухкомнатную квартиру на окраине Москвы в Кожухове на просторные апартаменты в центре города. Совсем недавно Гвердцители закончила ремонт и переехала в новую квартиру.

-- Тамара, ремонтом вы занимались?

-- Я не спец в этом деле и не в силах уследить за всем. Обязанности по ремонту взвалил на свои плечи мой муж. А вот обставляла квартиру я по своему вкусу. В моей квартире есть места, напоминающие мне о родном Тбилиси, о доме, в котором я выросла. Мне кажется, ни одна итальянская фирма не сделает такое мягкое кресло, какое сохранилось у меня! У меня стоит мебель, чудом вывезенная из Грузии, статуэтки, подаренные мне еще в 10-летнем возрасте на первых гастролях.

-- Вы довольны своей судьбой, тем, что жизнь сложилась именно так, а не иначе, или все-таки что-то хотелось бы изменить?

-- Я по жизни человек не капризный и не придирчивый, поэтому пусть все будет так, как есть. Сегодня, слава богу, здоровы мои родные и близкие, у меня есть любимый человек, дорогое мне дело, призвание. Для меня очень важно, что, несмотря ни на что, я продолжаю заниматься делом, которому посвятила всю жизнь.

-- Вы боитесь перемен?

-- Нельзя сказать, что я уж очень их боюсь -- главное, чтобы перемены были к лучшему.

-- Глядя на вас, создается впечатление, что вы очень сильная женщина. Скажите, чего боится Тамара Гвердцители?

-- Ужасно боюсь самолетов. Если есть возможность, поеду поездом, хотя времени больше потеряю. Это, пожалуй, все, что меня пугает.

-- А как насчет недостатков?

-- Мне кажется, я слишком мягкая. При такой работе надо быть жестче. Но это вовсе не означает, что я слабая. Конечно, если нужно, я вдруг перестаю быть просто женщиной и становлюсь артисткой Гвердцители, предельно собираюсь и проявляю характер. А еще мне не хватает самоуверенности. Есть уверенность в себе, но это совершенно разные вещи.

-- Вы прекрасно выглядите. У вас есть свой секрет молодости?

-- Нет. Я не бегаю, не хожу в спортивный зал, не делаю зарядку. На это у меня просто не хватает времени -- с вокзала на концерт и опять на вокзал или в аэропорт.

-- Неужели не удается иногда побаловать «себя, любимую»?

-- Иногда балую (смеется): ем «запрещенный продукт» -- мороженое, хотя это очень вредно для связок. Но могу это себе позволить только летом.

-- Как вы обычно отдыхаете?

-- Отдых для меня начинается с того, что я могу утром поздно встать. Люблю, когда рядом мама, люблю почитать какой-нибудь незатейливый роман, обязательно лежа. Еще люблю отдыхать на природе. Мне нравится гулять по морскому берегу, наблюдать закат. Я вообще «морской» человек, южный, люблю солнце, тепло, море, запах кофе и весь южный ритм жизни.

-- Артисты -- народ суеверный. У вас есть свои хорошие и дурные приметы?

-- Помимо суеверий в обычной жизни есть и чисто профессиональные. Я, например, выхожу на сцену всегда только из левой кулисы. Очень люблю, чтобы мама перед концертом за руку меня подержала -- это к успеху. А еще играю только на черном рояле, сесть за белый инструмент для меня -- плохая примета. Во все поездки, на все гастроли вожу с собой двух любимых с детства кукол. Это мои талисманы, они постоянно рядом.

-- Курьезы на сцене часто случаются?

-- Не часто, но бывают. Помню, как-то выступала в Краснодаре с номером, где не только пела, но и танцевала. И настолько увлеклась, что не рассчитала свои силы и так сильно взмахнула ногой, что моя туфелька полетела в зал.

-- И как вы вышли из положения?

-- Очень просто: в зале оказался настоящий принц (смеется), вынес ее на сцену и мне, как Золушке из сказки, надел на ногу. А с туфелькой вынес бутылку шампанского. Такой вот рыцарский поступок.

-- Я слышал о вашей коллекции концертных нарядов…

-- С восемнадцати лет я собираю и бережно храню все костюмы, в которых в разные годы выходила на сцену.

-- Устроить аукцион не было желания?

-- Зачем? Я постоянно сохраняю свою форму: не худею, не толстею, поэтому время от времени надеваю их.

«В десять лет я была на официальном приеме у Брежнева»

В жизни Тамары был такой интересный эпизод: когда она выходила замуж за главного режиссера студии дрампрограмм грузинского телевидения, на их свадьбе была сама Маргарет Тэтчер. Правда, не потому, что Тамару так уж хорошо знали в Англии, просто именно во время их регистрации Тэтчер привезли показать лучший в Тбилиси ЗАГС.

-- Кем по национальности вы себя считаете?

-- Даже не знаю… Моя мама -- еврейка. В трехлетнем возрасте из Одессы я попала в Грузию и, казалось бы, должна была полностью стать восточной женщиной, но.. Нас с братом воспитывали сразу в двух древних традициях. Мама все делала по-грузински, но с еврейским акцентом. Как бы это объяснить -- представьте себе сациви с фаршированной рыбой… Если бы во мне не текла еврейская кровь, вряд ли я стала артисткой, да еще в Грузии.

-- В детстве вы были такой же серьезной?

-- Что вы, наоборот, я была жуткой шалуньей. Дружила в основном с мальчишками, играла в «мужские» игры (смеется). Причем все это часто заканчивалось прищемленными пальцами или разбитыми коленками и локтями. Смотрю свои детские фотографии, вспоминаю и удивляюсь, какой эмоциональной, впечатлительной я была.

-- Любовь к музыке проявилась в раннем детстве?

-- Мама говорит, что петь я начала раньше, чем говорить, в десять месяцев, а в три года пыталась подбирать мелодии на детском рояле. Уже в десять лет пела в очень известном в то время ансамбле «Мзиури». Мы объездили всю Европу. Визиты на высшем уровне, приемы высокопоставленных гостей, официальные встречи Брежнева -- во всех мероприятиях мы принимали участие. Это был действительно большой успех. В общем, я была классическим ребенком без детства.

-- В Грузии традиционно большие семьи. Кого вы включаете в понятие «семья»?

-- Действительно, в Грузии очень большие семьи, с огромным количеством родственников. Моя мама -- преподаватель русского языка и литературы, папа -- кибернетик. Самый любимый человек в моей жизни -- 16-летний сын Сандро, который недавно вернулся из США, где получал образование. Конечно, мой муж Сергей. А еще у меня есть брат, он инженер, сейчас живет в Тбилиси, у него двое детей, и куча тетушек.

-- Сын не собирается пойти по вашим стопам?

-- Сандро увлекает режиссура, он очень хорошо рисует. Вообще он, как все современные дети, очень «компьютеризированный» мальчик -- у него развито творческое начало. Пойти по моим стопам? Да нет. Я бы этого и не хотела. У каждого должен быть свой путь…