Події

Разрабатывая план похищения из черниговского музея семи ценных полотен, преступники четыре(! ) раза беспрепятственно проникали в здание, не потревожив охрану и «обманув» сигнализацию

0:00 — 9 липня 2002 eye 422

В Чернигове завершился судебный процесс над членами группы, совершившими одно из самых резонансных преступлений прошлого года -- похищение из хранилища местного художественного музея семи полотен русских и западноевропейских мастеров

Прошлогодней краже из музея предшествовало разбойное нападение, при котором были похищены десять ценнейших экспонатов

-- В начале сентября прошлого года мы получили оперативную информацию о том, что никому не известный ценитель живописи Виталий Григоренко (имена «героев» публикации изменены. -- Авт. ) ищет покупателя на картину стоимостью в несколько тысяч долларов, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник УМВД Украины в Черниговской области Михаил Манин. -- Нас эта информация заинтересовала, тем более что с момента совершения разбойного нападения на Черниговский художественный музей в 1997 году ни одно из девяти похищенных тогда полотен до сих пор найти не удалось. Вскоре стало известно и то, какие картины предлагаются на продажу. На встречу с покупателем продавец прихватил буклет Черниговского художественного музея и в нем, в числе других, указал на одну из похищенных в 97-м картин.

Из досье «ФАКТОВ»

В 1997 году дерзкий налет на музей в Чернигове лишний раз доказал, что за такую «работу» берутся профессионалы. Двое неизвестных в масках связали охранника и вынесли из музея десять ценнейших экспонатов. Защитные устройства не сработали -- незадолго до ограбления преступники блокировали проходящую через канализационную систему сигнализацию.

Судя по перечню похищенного, грабители точно знали, что им нужно. Стоимость «пропажи» специалисты оценили в 3,5 миллиона долларов. Можно сказать, что только по счастливой случайности одна из наиболее ценных картин не была похищена -- вероятнее всего, она просто… не поместилась в автомобиле, и преступникам пришлось от нее отказаться. Позже «Концерт» Х. Тербрюггена (XVII век) -- один из самых дорогих музейных экспонатов, выброшенный(!) в кусты, обнаружил местный рыбак и вернул полотно музею.

Предложив на продажу похищенный в 1997 г. экспонат, продавец дал правоохранителям слабую надежду на то, что и остальные восемь украденных полотен все еще в Украине. Возникло предположение, что они вообще… не покидали Чернигов, а находятся в устроенном преступниками тайнике. Но его поиски результатов не дали. Да и не могли дать. Как выяснилось в ходе следствия, Григоренко на встрече с потенциальным покупателем указал на этот экспонат по ошибке: в буклете репродукция украденной в 1997 году картины была расположена на той же странице, что и другая -- не из числа похищенных, на которую преступники в то время уже «положили глаз».

Куплю-продажу назначили на 4 сентября.

-- За Григоренко стали следить. Установили круг его знакомств, чем он занимается, и поняли, что это ребята серьезные, -- продолжает М. Манин. -- Сам Григоренко -- недоучившийся студент архитектурного института -- работал реставратором, затем организовал собственную фирму. Его приятель -- бывший спецназовец Игорь, уволенный за дискредитацию службы. Двое других -- ранее судимый житель Чернигова Руслан и коммерсант из России Валерий.

-- Игорь, будучи хорошо осведомленным о методах работы милиции, мог почувствовать засаду или заметить слежку. Поэтому он представлял для нас наибольшую опасность, -- вступает в разговор заместитель начальника областного управления по борьбе с организованной преступностью Николай Навара. -- Как выяснилось после задержания, он таки что-то заподозрил, раз вызвался сопровождать покупателя в соседнюю страну, чтобы удостовериться в «подлинности» бизнесмена. И консультировал остальных членов группы, как себя вести в экстремальных ситуациях.

Понаблюдав за этой группой пару дней, оперативники обратили внимание на то, что последние четыре года фирма, которую возглавлял Виталий, проводила ремонтные работы в музее, поэтому бизнесмену, видимо, было известно, где установлена сигнализация и на какие «раздражители» она реагирует.

Детали операции злоумышленники разработали до мелочей

Готовясь проникнуть в святая святых музея -- хранилище, преступники понимали, насколько тщательно должна быть продумана эта операция. В течение месяца четырежды(!) они проникали в здание -- «пристреливались». По пожарной лестнице «антиквары» забирались на второй этаж, затем, подобрав ключи к двери запасного выхода, беспрепятственно проникали внутрь. Действовали тихо (когда мешала обувь -- шли босиком), и охранник ни разу не заподозрил неладное.

Побродив по чердаку и коридорам, злоумышленники тем же путем возвращались назад. После каждой вылазки они несколько дней наблюдали за сотрудниками музея, выясняя, не обнаружил ли кто незаконного проникновения в здание. Удостоверившись, что все проходит гладко, преступники назначили «день Х». Подготовились основательно -- взяли с собой веревочную лестницу, перчатки, ножовку, продуктов на сутки, сигареты. Дождавшись темноты, Виталий и Игорь «проторенной дорожкой» забрались на чердак. Валерий стоял «на стреме». Четвертого члена группы решили не брать (чтобы потом не делиться вырученными деньгами?).

Пройдя в темноте из одного конца музея в другой, злоумышленники «обманули» не только сигнализацию, но и специальное защитное устройство со световыми лучами. Прекрасно ориентируясь в здании, Виталий без труда разыскал комнату, расположенную над хранилищем. Сняв с пола деревянные доски, Григоренко ножовкой выпилил в нем отверстие и по веревочной лестнице спустился в хранилище, где в течение трех часов выбирал нужные ему картины. Вырезав полотна из рам, он поднялся на чердак и там вместе с Русланом провел весь следующий день. За это время преступники заделали отверстие в потолке хранилища так, что не осталось никаких следов проникновения, а ночью так же беспрепятственно покинули «место работы». Орудия преступления были выброшены в Десну, а картины спрятаны в квартире одного из воров.

В назначенное время Григоренко встретился с покупателем. Тот пришел не один, а вместе с искусствоведом, который должен был определить подлинность полотен и их стоимость. Увидев вырезанные из рамок и скрученные в трубочки картины, эксперт пришел в ужас. Позже в милиции он рассказал, что такого варварства в своей жизни еще не видел. Он подтвердил подлинность работ, но при этом занизил их стоимость: похитители надеялись выручить миллион долларов -- искусствовед снизил сумму почти до ста тысяч долларов.

-- Ни покупатель, ни эксперт не подозревали, что находятся под нашим наблюдением. Не знали они и о готовящейся операции. Их мы в свои планы не посвящали из соображений элементарной безопасности, ведь преступники могли быть вооружены, -- говорит М. Манин. -- Во время задержания у похитителей оказались только пять украденных полотен, два других были спрятаны в тайнике.

-- Мы спросили у задержанных, откуда картины? В ответ услышали, что из музейного хранилища, -- продолжает Н. Навара. -- Директор музея, которую мы тоже попросили приехать, опознала полотна. Увы, среди них не оказалось тех, что были похищены в 1997 году.

-- Есть ли предположения, где они могут быть?

-- Скорее всего, эти картины пополнили чьи-то частные коллекции. И не в Украине…

Из досье «ФАКТОВ»

В 1998 году Черниговский художественный музей пережил еще одно потрясение: сделав подкоп, преступники похитили из него две бронзовые статуэтки. По странному стечению обстоятельств, ограбление 1997 года и кража 1998 года произошли именно тогда, когда фирма Григоренко проводила в музее ремонтные работы (в обоих случаях глава фирмы был в числе подозреваемых). Через некоторое время одну статуэтку похитители все же вернули в музей. А еще ранее, в 1996 году, прямо из выставочного зала было похищено полотно Теодора Каспаруса Смитса «Натюрморт с клубникой» (1657 г. ).

Кстати, вспоминая обстоятельства дела о прошлогодней краже из черниговского музея, М. Манин припомнил любопытный случай, имевший место в мае 2001 года в Нежине. Тогда была пресечена попытка кражи картин из музея, расположенного в здании местного педуниверситета. Ночью в картинной галерее сработала сигнализация. Двоих взломщиков задержали прямо на выходе из вуза, третий пытался спрятаться за шторой в выставочном зале.

Оказалось, что все трое -- жители Донецкой области. Прочитав в журнале для учителей о юбилее Нежинского педуниверситета, они обратили внимание на статью о «жемчужине вуза» -- коллекции редких книг и живописи XIV--XVII веков, подаренной учебному заведению в 1845 году наследником князя Безбородько. Стоимость коллекции исчислялась миллионами долларов! В надежде на то, что вуз не в состоянии обеспечить должную охрану ценностей, злоумышленники и задумали кражу. В течение недели они наблюдали за работой университета, посещали картинную галерею, продумывая детали преступления. Чтобы попасть в галерею, им необходимо было преодолеть «полосу препятствий» -- подняться на верхний этаж и пройти несколько комнат. Они проложили себе путь за одну ночь, пробив в стенах и потолке сквозные отверстия. Куски штукатурки и цемента «ценители прекрасного» аккуратно складывали в обычный… зонтик, а потому никаких следов не оставалось. Но преступников подвела неосведомленность -- они не знали, что одна из выбранных ими картин была подключена к сигнализации.

На суде адвокаты представили воров… спасителями гибнущих художественных произведений

Окруженный со всех сторон парком, Черниговский художественный музей (некогда женская гимназия) не производит впечатления процветающего заведения. Стены старинного здания наводят на грустные мысли. Говорят, на нижнем этаже еще сохранились фрагменты бывших классных комнат, но и они, вероятно, будут скоро завалены. Долгое время музей был закрыт для посетителей, и только сейчас он начал «расправлять крылья» -- приводятся в порядок фондохранилища, готовятся выездные выставки. К таким переменам отчасти подстегнули руководство музея и события минувшей осени. Его директор Ирина Ральченко убеждена, что бездействие музея в последние годы во многом стало причиной случившихся краж и ограбления (при ней имела место лишь неудавшаяся кража в сентябре прошлого года).

-- После случившегося мы приняли все возможные меры безопасности, -- говорит Ирина Григорьевна. -- Но ведь от вора нет запора. Один приходит в музей, чтобы работать и хранить культурные ценности, другой -- чтобы ими насладиться, третий -- чтобы их похитить. Те, что обокрали нас, наказаны (Виталия Григоренко как организатора преступной группы приговорили к семи годам лишения свободы, его подельников Валерия и Игоря -- соответственно к трем и четырем. Руслан осужден условно. -- Авт. ). Но только один из них -- бывший спецназовец -- признал свою вину и, по-моему, искренен в своих словах. Совсем иначе повел себя организатор кражи Григоренко. На суде он заявил, что не нанес ущерба картинам, потому что -- представьте только! -- аккуратно их вырезал. Остальные, тоже благодаря защите, предстали перед судом чуть ли не спасителями гибнущих художественных произведений.

Кстати, картины, на которые посягали преступники, были отправлены в Киев на оценочную экспертизу, сейчас они вернулись в музей. Мы оценили эти полотна в 78 тысяч долларов -- это стоимость, приближенная к аукционной. В Киеве же установили свою «госцену» -- 136 тысяч гривен!

-- А не слишком ли большая цена для музея -- за несколько лет три громких кражи и ограбление?

-- Но что делать? Закрыть музей? Возможно, кого-то это и устроило бы. Но если бы музей не прекращал свою работу из-за недостаточного финансирования, у людей не возникали бы мысли, что хранящиеся здесь экспонаты никому не нужны. А тем временем в каталоге культурных ценностей, похищенных из музеев и культовых сооружений Украины, Черниговская область находится на «почетном» втором месте. Есть чем гордиться?

P. S. Как сообщает интернет-проект «Украина криминальная», согласно статистике, во всем мире правоохранителям удается «отловить» лишь восемь процентов историко-культурной контрабанды, в то время как бизнес на антиквариате постоянно растет и по обороту денежных средств уступает лишь наркобизнесу и торговле оружием…

P. P. S. Автор благодарит Центр общественных связей УМВД Украины в Черниговской области за помощь в подготовке материала.