Пожар на шахте «Украина» Государственной холдинговой компании «Селидовуголь» (город Украинск Донецкой области) вспыхнул в 1. 50 в воскресенье на горизонте 570 метров. В это время под землей находились 114 горняков, 85 из них работали в опасной зоне. Самостоятельно или с помощью горноспасателей на поверхность вышли 79 человек. Тринадцати оказали медицинскую помощь, позже двоих в состоянии средней тяжести (отравление продуктами горения) отправили в реанимационный центр клинической больницы Донецка. Тела 35 погибших шахтеров подняли на поверхность только к восьми часам вечера того же дня.
Как сообщил «ФАКТАМ» заместитель руководителя Госдепартамента по надзору за охраной труда Владимир Радченко, уже в 2. 25 на шахту прибыли подразделения горноспасателей. К аварийно-поисковым работам приступили 27 отделений военизированных горноспасательных частей, восемь поисково-спасательных групп и 18 врачей.
Родные и близкие тех, кто не вышел с первой партией горняков еще ночью, с трех часов утра уже осаждали небольшой пятачок напротив входа в административно-хозяйственный комплекс шахты «Украина». Они заглядывали в глаза сотрудникам Донецкого областного управления милиции и дежурившим врачам «скорой»: «Ну, скажите же что-нибудь!». Те, увы, ничем помочь не могли. В течение дня люди изнывали от страшной жары и духоты. На запыленных лицах шахтерских детей оставались белые дорожки от слез -- после этой аварии 48 несовершеннолетних ребят потеряли своих отцов. У двух погибших -- Анатолия Адаменко и Николая Пантилеева -- остались по четверо детей. (После того как фамилию проходчика Пантилеева прочли первой в списке погибших, его супругу Ольгу увезла карета скорой помощи).
-- Я больше в шахту не полезу, -- говорит отец 27-летнего Николая Пантилеева, 35 лет проработавший на этой шахте и в день трагедии находившийся на больничном с переломом руки. -- Хватит мне того, что Коля погиб. Кстати, младший -- 25-летний Виктор, машинист горновыемочных машин -- чудом спасся год назад: он в Донецке на шахте имени Засядько работает и был в тот день выходной, когда погибла тьма народу (в августе прошлого года в результате взрыва метана на шахте им. Засядько погибли 35 человек. -- Ред. ). Вот только месяц назад останки тех десяти засядьковцев, которых не могли сразу достать, нашли и похоронили Я уж и так 12 лет как на пенсии, и жить еще хочу.
Пантилеев-отец рассказал, что 6-летнего Колю жена Николая Ольга, имевшая уже троих детей от первого брака, назвала в честь мужа. Причем жили Оля и Коля душа в душу. Сережа, Ваня и Леночка обожали своего нового папу. Старший, 15-летний Сергей, ни на шаг не отходил от матери, пока не огласили список, и время от времени сжимал голову руками, всхлипывая и что-то тихонечко шепча.
Фамилии погибших огласили только в пять вечера. Но многие еще раз подходили к работникам профкома шахты, чтобы перепроверить имена своих близких и знакомых -- стоявший во время чтения похоронного списка плач заглушил все звуки. Но и после этого люди не расходились, ожидая, пока поднимут на поверхность тела погибших. Некоторые отказывались верить, что их родных уже нет в живых. 14-летней Любе Чапуриной, дочери проходчика Николая Чапурина, которая была здесь со своими мамой и двоюродной бабушкой, еще утром кто-то из горняков сказал, что якобы видел, как ее отца «скорая» увезла в Донецк. Девочка все еще надеялась: «А может, папа все-таки в больнице?». Увы, среди живых Николая Чапурина не оказалось (это была его последняя смена перед отпуском. До пенсии прокатчику оставалось доработать всего год ).
Машинисту подъема Николаю Хаврелю оставалось до пенсии всего три года. Отца лишились 16-летний сын от первого брака и шестилетняя дочь-инвалид от второго. Супруга Хавреля только вышла из отпуска по уходу за ребенком. Теперь им с дочкой придется нелегко.
Впрочем, всем семьям погибших будет нелегко. Даже когда мужья и сыновья были живы, им жилось непросто. В Украинске давно забыли, что такое горячая вода и отопление. Многие в поисках лучшей доли уезжают, бросая свои квартиры, и платить за коммунальные услуги некому. А в некоторых домах запускать паровое отопление просто опасно: в брошенных квартирах металлодобытчики резво срезают все трубы.
Стоя у ворот ствола шахты, люди плакали и проклинали всех за то, что их ребят, находившихся в каких-то 200--300 метрах от клети (длина ствола составляла 1400 метров), не смогли спасти.
-- Задавило ребят реверсом. Они бы вышли, ведь до клети оставалось всего ничего, -- высказывали свое мнение товарищи погибших. -- А на них дым пошел -- задохнулись
Впрочем, комиссии еще предстоит выяснить, оставались ли живы на момент включения реверса не выбравшиеся из «подземки» шахтеры и могли ли они спастись при том задымлении, которое было в шахте во время пожара.
Собравшиеся пеняли и на несвоевременные выплаты. На шахте, по словам родственников погибших, только заканчивают выплату зарплат за январь и начинают платить за февраль. Зарплата на этом предприятии в среднем 500 гривен, но дают ее частями -- по мере поступления оплаты за отгруженный энергетикам уголь. Например, январскую выдавали трижды, но так еще и недодали. А о мартовской, апрельской и майской пока даже не слышно.
-- Леса нет ни палки: впереди крепим тем, что сзади снимаем. Самоспасатели старые, у них уже давно истек срок годности, -- твердили в один голос горняки, пришедшие к стволу. -- Металла нет. Орошения по транспортерной цепи не было -- многие трубы срезаны. Наверное, их сдали в металлолом. Системы пожаротушения мы тоже не наблюдали. И ведь сам Бог предупреждал несколько раз: возгорания раньше уже были, но их удавалось локализовать. (Бог действительно был до сих пор милосерден к шахте «Украина»: со времени ввода в строй этого предприятия в 1963 году это первый случай массовой гибели горняков).
Время от времени разговоры на пятачке стихали, и все, как по команде, поднимали головы вверх, где начинало двигаться колесо подъемника: знали, что в этот момент поднимают очередного погибшего или сразу нескольких
Пока в Украинске оплакивали погибших, в Донецке врачи боролись за жизнь пострадавших. Как сообщила «ФАКТАМ» заведующая отделением реанимации Донецкого клинического территориально-медицинского объединения Алла Дацко, состояние двух горняков, поступивших к ним, тяжелое: у шахтеров отравление угарным газом и продуктами горения, ожоги верхних дыхательных путей. В реанимации находится также сын одного из погибших горняков -- 28-летний проходчик Юрий Лозовой. Вместе с отцом, 52-летним Алексеем Ильичем, он работал в одну смену
Еще десять горняков, выведенных из зоны задымления, находятся в Донецкой областной больнице профзаболеваний. Их состояние заместитель главного врача Геннадий Токарев оценил как удовлетворительное.
Среди пострадавших четыре женщины: мастер связи Татьяна Христофорова (ее госпитализировали в центральную больницу соседнего города Селидово), слесарь телефонной связи Антонина Игнатова и ламповщицы Галина Донченко и Людмила Тымчишина. По их словам, они четыре часа провели в задымленных помещениях.
К расследованию причин трагедии приступила правительственная комиссия во главе с первым вице-премьер-министром Украины Олегом Дубиной.
Кабинетом министров принято постановление о выделении семьям пострадавших 4 млн. грн.
-- Окончательно о причинах и обстоятельствах возникновения пожара говорить пока нельзя, -- сообщил «ФАКТАМ» первый замначальника Госдепартамента по надзору за охраной труда Владимир Радченко. -- По предварительным данным, пожар возник на выработке, которая оборудована ленточными конвейерами. По всей вероятности, возгорание угля произошло в результате подштыбовки углем, вызвавшей трение механизмов ленточного конвейера. (Подштыбовка -- это наслоение угольной пыли на движущиеся части работающих конвейеров, которое может усилить трение этих механизмов и вызвать возгорание). Пыль загорелась, а от нее -- и сама лента конвейера. Не исключено, что это чья-то халатность. Правда, версия о самовозгорании угля поставлена под сомнение -- не исключено, что причиной пожара стало короткое замыкание в электросети.
Данный случай свидетельствует о низком уровне техники безопасности и охраны труда на предприятии.
Прокуратурой Донецкой области по факту аварии возбуждено уголовное дело.
За последние 15 лет это четвертый пожар на украинской шахте, повлекший массовую гибель горняков
Как сообщила «ФАКТАМ» специалист по связям с общественностью информационного центра Госдепартамента по надзору за охраной труда Оксана Попова, случаи массовой гибели горняков в результате пожара в шахте довольно редки (в основном причиной таких трагедий является взрыв). За последние 15 лет были зафиксированы только три случая:
-- 29 июня 1991 г. в результате возгорания ленты конвейерного штрека на шахте «Южнодонбасская N 1» (Донецкая область) погибли 32 человека;
-- 21 августа 1992 г. взрыв газа и последовавший за ним пожар унесли жизни 17 горняков шахты им. Скочинского (Донецкая область);
-- 11 марта 1996 г. в следствие пожара на конвейерном штреке шахты «Суходольская-Восточная» (Луганская область) погибли восемь человек.
P. S. Почти одновременно с трагедией в Украинске ЧП произошло в Днепропетровской области. Поздно вечером 6 июля загорелось деревянное крепление на горизонте более тысячи метров шахты «Батькивщина», принадлежащей Криворожскому железорудному комбинату. В шахте находились 60 горняков. К счастью, всех удалось вывести на поверхность. Утром 7 июля пожар был ликвидирован.