«Молитва за гетьмана Мазепу», показанная в Сочи на «Кинотавре», как и ожидалось, вызвала там неоднозначную реакцию
Недавно российский министр культуры Михаил Швыдкой выступил с гневной речью по поводу украинского фильма «Молитва за гетьмана Мазепу», который был показан на недавно закончившемся фестивале «Кинотавр» в Сочи. Российский чиновник рекомендовал прокатчикам не выпускать картину на российские экраны. «Я считаю, что фильм в известной степени искажает историю и не пойдет на пользу отношениям России и Украины», -- заявил Михаил Швыдкой, добавив, однако, что «министерство культуры не имеет полномочий запретить показ в России этого фильма».
Мы решили взять комментарий по поводу этого высказывания у режиссера картины Юрия Ильенко. Жарким июльским деньком «ФАКТЫ» нашли знаменитого режиссера на даче, где он скрывался от жары. В связи с высоким давлением медики порекомендовали Юрию Ильенко покой, поэтому он даже не смог съездить на «Кинотавр» представить свою картину. Вот что сказал «ФАКТАМ» режиссер:
-- Есть факт запрета фильма Как бы ни трактовали слова министра, но когда он говорит, что не рекомендует прокатчикам-дистрибьютерам приобретать этот фильм, это не что иное, как запрет! Хотя вы же прекрасно понимаете, что впрямую сегодня слово «запрещаю» вряд ли кто-то осмелится сказать. Естественно, прокатчики -- люди зависимые. Сейчас на киноэкранах море насилия, бездна сексуальных извращений, и все это, в том числе такие идеологические отморозки, как «Брат-2», просто выплеснули на рынок. И почему-то из всего бушующего моря насилия, порнографии, грязи находят объект, подлежащий запрету! Это характеризует уже не столько фильм, сколько саму «демократию по-русски». Мне, имеющему опыт закрытия четырех фильмов, это крайне печально и больно. Но тогда меня закрывали коммунисты, я понимал, что это идеологическая борьба и я -- враг. Поэтому если я осмелился сказать ТАКОЕ, значит, я подлежу, с их точки зрения, анафеме и закрытию.
Анафема продолжается, анафему начал Петр, анафему продолжает Швыдкой. Но у этого события есть вторая сторона -- Швыдкой мне сделал колоссальную услугу! Думаю, вряд ли я нашел бы рекламного агента для раскрутки, подобной той, что сделал российский министр культуры. Что касается извращений исторических -- то вся русская история, написанная Карамзиным ли, Соловьевым ли или новыми русскими историками, -- это все идеологический заказ!
Что касается отношений Украины и России Правда всегда идет на пользу! Я могу с полной ответственностью сказать: лжи в моем фильме нет ни грамма! Я не приукрашивал Мазепу, как утверждают россияне, и не осквернял ни Петра, ни Карла XII Я оперировал фактами, которые всем известны, но никто о них не говорил. Факты надо назвать -- чтобы осмыслить и двигаться дальше. Никакого антирусского момента в моем фильме нет категорически! Его смотрело огромное количество людей, в том числе русские патриоты, а они историю знают великолепно, и они очень высоко отозвались о фильме. В подготовительных записях к поэме «Медный всадник» из истории Петра у Пушкина есть изумительный фактаж, который нигде в русской истории не засвечен. Еще я вас отсылаю к Льву Николаевичу Толстому -- он дал исчерпывающую характеристику, за пределы которой я не вышел. Это второе.
Третье. Дорогие мои, хорошие, это ведь не исторический трактат! Речь идет о художественном произведении! Можно обижаться, конечно Английская история может крупно обидеться на Шекспира за «Ричарда III». То, что делает Швыдкой сейчас, пытаясь перевести стрелку, чтобы придать конфликтность ситуации -- это бестактность историческая и политическая. Это уже проблемы Швыдкого -- не мои! Политикой занимаюсь сейчас не я. Как видите, я сижу на даче и занимаюсь чисто плотницкими и столярными работами. Вы меня оторвали -- я делаю замечательную обшивку внутренней части своей дачи. Ловлю кайф! Совершенно не ссорюсь с Россией А потом, те разговоры о фильме, которые предлагает министр КУЛЬТУРЫ России -- это «невiгластво» просто! Это пацаны в зоне могут так говорить об искусстве! Но, во всяком случае, я ему благодарен. Мы со Ступкой решили, что пригласим Михаила Швыдкого в Киев, поведем в хороший китайский ресторан и там накроем «поляну» -- в знак благодарности.