Україна

Принят закон, согласно которому выделенные из бюджета деньги на выплату компенсаций по вкладам в сбербанке ссср всегда будут делить между вкладчиками поровну

0:00 — 16 липня 2002 eye 197

Недавно Верховная Рада приняла в новой редакции Закон «О внесении изменений в Закон «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины».

Старый закон, принятый в 1996 году, уже давно требовал модернизации, так как не отвечал на многие важные вопросы, связанные с выплатой компенсаций, в частности, на два самых главных -- где взять деньги и как их разделить.

Попытки внести в закон изменения, которые позволили бы ускорить и упорядочить процесс возвращения гражданам вкладов в бывшем Сбербанке СССР, предпринимались уже давно. Особенно активно трудился прошлый состав парламента. Рассматривалось огромное количество законопроектов, как фантастических, так и вполне реальных. Незадолго до выборов депутаты дважды принимали изменения к закону, однако Президент налагал на законы вето.

Такая непреклонность Президента объясняется тем, что в запале предвыборной гонки депутаты являли просто неслыханную щедрость, обещая вернуть людям такие суммы, с которыми абсолютно не способен справиться наш довольно тощий бюджет. Например, в последнем отклоненном Президентом законопроекте предлагалось закончить все выплаты до 1 января 2015 года. А поскольку общий размер вкладов, подлежащих компенсации, составляет около 130 миллиардов гривен, то, в случае принятия этого закона, правительству уже в следующем году пришлось бы выплатить вкладчикам 9 миллиардов гривен. Таких денег у государства нет, возразил Леонид Кучма и наложил на закон вето.

Кроме того, депутаты предлагали ввести в закон норму, согласно которой вкладчики смогли бы получить на руки только половину начисленных им денег. Остальные средства предполагалось разрешить использовать только для выплаты долгов за коммунальные услуги и текущих платежей. Это положение также вызвало возражения Президента. По его мнению, такой порядок будет стимулировать неуплату за коммунальные услуги и приведет к дискриминации прав вкладчиков, которые своевременно проводили соответствующие расчеты.

К тому же ранее предлагавшиеся законы не устанавливали четкого порядка разделения между вкладчиками выделенных из бюджета сумм. Закон содержал лишь упоминание о том, что компенсационные выплаты производятся в зависимости от возраста вкладчиков, размера вклада и других обстоятельств. А правительство ежегодно издавало постановление о порядке распределения денег. В результате они доставались в основном вкладчикам старше 80 лет и ветеранам войны.

Однако в конце прошлого года Конституционный суд признал, что распределение средств по возрасту и «другим обстоятельствам» не соответствует Основному Закону. Поэтому правительству в этом году пришлось искать новую форму разделения денег. Как уже известно нашим читателям, решено выплачивать каждому вкладчику по 50 гривен, независимо ни от каких других обстоятельств.

Очевидно, такая система выплат показалась депутатам удачной, и они закрепили ее в новом законе. Отныне выделенные в бюджете деньги будут всегда делить поровну между всеми вкладчиками.

Более того, новый закон уже не содержит норму об обязательной оплате коммунальных услуг за счет вкладов. Вкладчики смогут распоряжаться всеми полученными деньгами по своему усмотрению.

Также Верховная Рада пошла навстречу Президенту, отказавшись от установления в законе срока окончания выплат.

Однако новый документ содержит положение, которое ставит под угрозу подписание его Президентом. Депутаты решили, что на компенсацию вкладов правительство обязано ежегодно выделять средства в размере не менее 1% валового внутреннего продукта. Учитывая, что, по прогнозу правительства, ВВП в будущем году составит около 260 миллиардов гривен, нетрудно подсчитать, что в новом бюджете на компенсации вкладов нужно выделить не менее 2,6 миллиарда гривен.

Напомним, что в нынешнем году на эти цели предполагается истратить 500 миллионов, и Президент заявил, что финансовые возможности государства позволяют увеличивать эту сумму не более чем на 100 миллионов гривен в год. Значит, в 2003-м можно ожидать выделения 600 миллионов гривен. Таким образом, не исключено, что 2,6 миллиарда окажутся непосильной суммой для бюджета. Следовательно, Президент снова будет вынужден отклонить принятый закон и посоветовать депутатам найти сначала источники финансирования столь значительных выплат.