Події

«я не хотел убивать! Просто боялся потерять авторитет в глазах друга», -- говорил на следствии антон

0:00 — 23 липня 2002 eye 315

Рассказ двоих одиннадцатиклассников о том, что они зарезали неизвестного мужчину, все знакомые воспринимали… как шутку или браваду

Перед самым Обуховом (Киевская область) «Жигули» вдруг резко притормозили и прижались к обочине. «Может, водителю стало плохо?», -- подумал сотрудник милиции, который вместе с женой и дочкой ехал следом на своем автомобиле. Остановившись, милиционер направился к «Жигулям». Когда до машины оставалось шагов тридцать, из салона один за другим выскочили двое парней и скрылись в лесопосадке. Заглянув в «Жигули», милиционер увидел за рулем… мертвого шофера.

Скрываясь с места преступления, один из убийц оставил в салоне автомобиля свою белую рубашку, на внутренней стороне которой был выведен инвентарный номер.

В свой последний в жизни вечер Олег ехал в Киев в командировку

Прибывшие на место преступления оперативники всю ночь прочесывали окрестности Обухова, но следов убийц не нашли. Правда, в их руках оказалась улика, благодаря которой можно было установить личность одного из подозреваемых: в салоне «Жигулей» в полиэтиленовом пакете лежала белая рубашка, на внутренней стороне которой черной краской был выведен номер «159У». За три месяца сотрудники милиции Киевской области проверили более трех десятков интернатов, профессионально-технических училищ, музыкальных коллективов, различных христианских приютов и даже химчисток. Но поиски не принесли результатов: ни в одном из проверенных учреждений не выдавались пронумерованные белые рубашки, подобные той, что была обнаружена в салоне «Жигулей».

Рассматривались различные версии преступления. Убийство могло быть совершено из мести. Но каких-нибудь недругов у 26-летнего работника Кировоградского областного медицинского объединения Олега Долина не выявили. Он был очень доброжелательным, коммуникабельным человеком. В свой последний в жизни вечер парень ехал в Киев -- в командировку.

Оставалась еще одна версия -- ограбление. Но из машины пропала только джинсовая куртка Олега. Вряд ли убили из-за нее. Следствие заходило в тупик…

А между тем убийцы Олега не особенно скрывались, рассказывая направо и налево друзьям… о совершенном ими преступлении. Правда, те воспринимали рассказ двух приятелей как шутку, как браваду. Ведь Алексею и Антону было всего по шестнадцать лет и учились они в одиннадцатом классе одной из школ Обуховского района! В таком возрасте мальчишки иногда любят похвалиться «подвигами», которых не совершали.

Чтобы прийти в милицию и написать явку с повинной, у ребят… не хватало смелости. «Я знал, что нас рано или поздно поймают, и жил в постоянном страхе», -- признался Алексей сотрудникам милиции во время ареста. Как оказалось, Олега они убили… просто так!

-- Однажды мы сидели с Лешкой и размышляли, где бы денег добыть, -- рассказал на следствии Антон. -- Я предложил в каком-нибудь автомобиле украсть магнитолу и продать ее. Лешке показалось это «не круто». Сказал, что лучше угнать машину и оставить ее себе. Но водителя надо будет убить. Я тогда согласился, решив: поговорим-поговорим, да и забудем. Я не хотел никого убивать, просто боялся потерять авторитет в глазах друга!

«Мы должны сделать, что задумали! Иначе не будем себя уважать»

К мысли о нападении на владельца легкового автомобиля Лешка отнесся серьезно: продумал план действий, запасся ножом и предусмотрел даже сменную одежду -- на случай, если забрызгается кровью. Не ожидавший, что его друг с таким фанатизмом начнет подготовку к преступлению, Антон всячески пытался оттянуть убийство человека, но Лешка набросился на него с претензиями: «Мы должны сделать что задумали! Иначе как будем себя уважать? А убить человека просто, сам в фильмах не раз видел».

Мы простояли на трассе с Лешкой более двух часов. Если кто и тормозил, то водитель был в салоне не один. К концу второго часа меня так трясло от страха, что я уже хотел бросить все и бежать домой. Но тут остановились «Жигули»…

По дороге все трое молчали. По уговору Лешка под каким-нибудь предлогом должен был попросить водителя остановить машину. Но уже впереди показался Обухов, а Алексей продолжал упорно молчать. Позже во время одного из допросов он признается, что убить человека на самом деле оказалось для него не так-то просто.

Уже перед самым въездом в город, когда «Жигули» снизили скорость, Алексей решился и, приставив к горлу водителя нож, приказал ему остановиться. Водителя убивали оба подростка, но смертельным оказался удар ножом в живот, который нанес Антон. На суде он заявил, что сделал это, чтобы Алексей не упрекнул его в трусости.

«Как бы я хотел все изменить и вернуть жизнь тому мужчине… »

Однако воспользоваться машиной Олега Долина убийцам не удалось. Перерезав горло водителю, Лешка сам испугался крови и следом за не менее испуганным Антоном выскочил из салона автомобиля, на бегу накидывая на себя джинсовую курточку Долина, позабыв о своей рубашке, приготовленной на смену (эту рубашку с номером «159У», оставленную Алексеем в салоне «Жигулей», его мать взяла в церкви в качестве гуманитарной помощи, и поэтому вещь не вывела правоохранителей на след убийц).

Алексей рассказал о совершенном ими убийстве своей подружке и ее сестре, но те тоже решили: выдумывает, мол! Их арестовали в Обухове лишь три месяца спустя. Алексей и Антон с первых же дней выглядели подавленными и рассказывали следствию, что все это время жалели о том, что совершили. «Как бы я хотел все изменить и вернуть жизнь тому мужчине», -- плакал Антон.

На днях Апелляционный суд Киевской области приговорил малолетних убийц к девяти годам лишения свободы.

-- Я просил у суда для Алексея и Антона по десять лет лишения свободы, -- сказал межрайонный прокурор Кагарлыка Игорь Сильченко, выступавший на судебном процессе в качестве государственного обвинителя. -- Но главным в этом деле, как я думаю, должно быть не само наказание. Надо устранять причины возможных преступлений. Ведь и Антон и Алексей, по сути, обычные ребята. Но они были предоставлены сами себе и большую часть времени просто изнывали от безделья!

-- Мы учли все обстоятельства по делу, в том числе и возраст преступников, -- сообщил «ФАКТАМ» судья Валентин Зубарь. -- При назначении наказания суд руководствовался старым Уголовным кодексом Украины, поскольку преступление было совершено до введения в действие нового.

… У Олега Долина в Кировограде остались жена и восьмилетний ребенок.

P. S. Имена героев публикации изменены.