Політика

Анатолий зленко: работа дипломата многим видится как череда приемов, банкетов и интриг, а сам дипломат -- этаким джеймсом бондом

0:00 — 4 червня 2002 eye 497

В действительности это далеко не так, считает министр иностранных дел Украины, который на днях праздновал свой день рождения

В иерархии исполнительной власти Министерство иностранных дел, без сомнения, одно из самых значимых в государстве. А руководитель внешнеполитического ведомства практически всегда находится «под прицелом» телекамер как отечественных, так и зарубежных представителей масс-медиа. Особенно, когда у него день рождения.

Анатолию Зленко, назначенному полтора года назад главой МИДа, выпала уникальная возможность дважды (в 1990--1994 гг. он был первым министром иностранных дел независимой Украины) подтвердить свое реноме суперквалифицированного дипломата, умеющего и обходить острые углы в политике, и отвечать на острые вопросы журналистов.

Во многом благодаря Зленко Украина закрепила за собой право собственности на ядерное оружие, унаследованное от СССР

Напомним, при назначении Анатолия Максимовича на эту должность, Президент Леонид Кучма заметил: «Учитывая ситуацию в Европе, мире и Украине, на должности главы МИД должен быть взвешенный человек, дипломат от корней, который никогда не скажет ни «да», ни «нет». Также одной из причин выбора в пользу этого назначения было то, что Анатолий Зленко прекрасно знаком с работой МИДа и может приступить к выполнению своих обязанностей «без раскачки». Президент также охарактеризовал министра иностранных дел как высокого профессионала, имеющего опыт работы посла, в том числе в ООН. «Отношения между Украиной и Францией, Украиной и Португалией изменились в лучшую сторону в какой-то мере благодаря тому, что послом в этих странах был Анатолий Зленко», -- заметил Леонид Кучма.

Родился будущий дипломат 2 июня 1938 года в селе Ставище Киевской области. Но в детстве вряд ли он представлял, сколько сложных политических ситуаций сможет урегулировать мирным дипломатическим путем. Особой заслугой Анатолия Зленко считается разработка и подписание Лиссабонского протокола 23 мая 1991 года, по которому Украина закрепила за собой право собственности на ядерное оружие, унаследованное от СССР. Позже именно этот факт стал основой для удовлетворения наших требований о компенсации отказа Украины от статуса ядерного государства, предоставления нам помощи в ликвидации стратегических вооружений. И то, что наша страна председательствовала в Совете Безопасности ООН, говорит не только о ее значимости в мире. В этом, по мнению аналитиков, немалая заслуга именно Анатолия Зленко.

«Теннис для меня -- это здоровье, активный отдых, азарт. За игрой стараюсь не думать о каких-то политических дивидендах»

Чуть-чуть за шестьдесят -- это не возраст для дипломата высочайшего класса. Достаточно вспомнить известного наполеоновского министра Шарля Талейрана, чтобы понять: министр иностранных дел Украины едва достиг среднего возраста дипломата! Тем более, что сам г-н Зленко уверен: «Дипломатический талант, чтобы засверкать в полную силу, должен шлифоваться с годами». В одном из эксклюзивных интервью «ФАКТАМ» Анатолий Максимович заметил, что «работа дипломата многим видится как череда приемов, банкетов и интриг, а сам дипломат -- этаким Джеймсом Бондом, жизнь которого состоит из заграничных поездок, тайных переговоров и приключений. В действительности это далеко не так»…

Министр знал, что говорил. Вскоре после назначения А. Зленко здание МИДа, как писала одна из московских газет, «пикетировали местные националисты с требованием прекратить проведение пророссийской политики». Доселе МИД никогда не был объектом пикетирования никаких политических сил… Также мало кому известно, что, спустя несколько дней после трагедии в Америке 11 сентября прошлого года, в письме, адресованному Анатолию Зленко, был обнаружен подозрительный белый порошок… Каких только неожиданностей не преподносит дипломатическая работа. Завсегдатаи мидовских кабинетов в кулуарах рассказывают, как однажды Анатолий Максимович обыграл в теннис в двух сетах со счетом 6:1; 6:1 тогдашнего главу МИДа России Андрея Козырева, что, по некоторым сведениям, сослужило неплохую службу Украине. «Честно говоря, теннис для меня -- это здоровье, активный отдых, азарт. За игрой стараюсь не думать о каких-то политических дивидендах. И даже если бы моего проигрыша требовали интересы политики, не уверен, что так просто уступил бы», -- говорит Анатолий Зленко.

На одной из встреч Ясир Арафат перепутал тогдашнего премьера Евгения Марчука с его охранником

Служба протокола МИДа зорко следит за тем, чтобы не было утечек информации о некоторых «непротокольных» моментах. А ведь именно они порой могут стать лучшим пиаром для наших дипломатов, которые с честью и юмором выходили из затруднительных положений. Так, «акулам пера» стала известна комичная ситуация, произошедшая в Колумбии, где присутствовала и украинская делегация. На одной из встреч Ясир Арафат перепутал тогдашнего премьера Евгения Марчука, которого он не знал в лицо, с его охранником, и принялся обнимать последнего, похлопывать его по плечу и спрашивать, как дела в Украине. Однако врожденная восточная смекалка подсказала Арафату, что он ошибся. Не подавая виду, он также горячо поприветствовал и Марчука, который тоже сделал вид, что не заметил оплошности своего визави. Происходили ли подобные курьезы с самим г-ном Зленко, достоверно не известно. Зато Анатолий Максимович любит рассказывать случай, как из, казалось бы, тупиковой ситуации на пресс-конференции вышел Леонид Кучма во время своего первого визита в Вашингтон в ранге Президента. Леонида Даниловича спросили, насколько комфортно он чувствует себя в США, учитывая, что ранее он работал на «Южмаше», где производились ракеты, нацеленные на США. Президент ответил: «Ваше счастье, что к вам прилетел я, а не мои ракеты». Все рассмеялись…

Сегодня журналистам все труднее «добывать» так называемую непротокольную информацию. Как писала после назначения А. Зленко одна столичная газета, «он уехал из МИДа, который являлся журналистской Меккой, а вернулся в МИД, где менторским тоном на брифингах журналистов знакомят с прописными истинами и пресными документами». А ведь бывали времена, когда Анатолий Максимович с гордостью говорил, что нашим дипломатам удается делать положительный пиар не только своей стране, но и самому МИДу, а работники украинского внешнеполитического ведомства тогда не воспринимались своим народом как недосягаемые небожители…