Події

«умереть на сцене для такой неблагодарной профессии, как актер, это настоящее счастье»

0:00 — 4 червня 2002 eye 310

В последний весенний день Москва простились с Виталием Соломиным

24 апреля на сцене Малого шел музыкальный спектакль «Свадьба Кречинского», одна из немногих постановок театра, собирающих аншлаги. Над ней Соломин-младший работал как режиссер около двух лет и исполнял главную роль. Его герой -- невостребованный опереточный артист -- в этот вечер танцевал, пел и даже… делал шпагат. И вдруг Виталий присел на стул, хотя должен был на него всего лишь опереться…

Занятые в мюзикле артисты уже тогда почувствовали тревогу, хотя до спектакля Виталий шутил и рассказывал анекдоты. Соломин едва смог довести до конца первый акт, после которого его на руках унесли за кулисы. Зрители не верили, что продолжения не будет, что спектакль оборвется на антракте и унесет жизнь великого артиста.

Умер лучший Доктор Ватсон. Среди десятков дуэтов «Холмсов» и «Ватсонов», родившихся за последний век в кино, скептики-англичане признают только своих и русских..

31 мая. Этот день показал, что народный артист России Виталий Соломин был поистине народным. С раннего утра очередь к дверям московского Академического Малого театра растянулась на сотни метров -- пришли близкие люди Виталия Мефодиевича и просто благодарные зрители. Слез не сдерживали ни те, ни другие.

А в это время на сцене, где в траурной панихиде застыли родственники артиста и любимые, но постаревшие актеры театра и кино, пела Людмила Зыкина. Ее голос без музыкального сопровождения был эмоциональней траурного марша. Вспоминали, каким он был, ведущий актер Малого театра Виталий Соломин.

Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите, в семье музыкантов. Родители мечтали сделать из сына пианиста, однако больше мальчика увлекал спорт. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было одиннадцать лет. После окончания школы в 1959 году он подался туда же, в «Щепку», и был принят. В кино Виталий Соломин начал сниматься с 1963 года. Известность и успех ему принесли роли князя из «Летучей мыши», Бони из «Сильвы», героя-любовника в «Зимней вишне». Одна из последних работ -- многосерийный фильм «Все красное», который пока не вышел на экраны. Как режиссер в Малом театре Соломин поставил «Живой труп» (1984), «Мой любимый клоун» (1979), «Дядя Ваня» (1994). Мечтал поставить «Ромео и Джульетту». Жена Виталия Соломина Мария, по профессии художник-модельер, известна зрителю по фильмам «Городской романс» и «Сильва».

«Каменный цветок» -- так окрестил Соломина за мастерство и сложный характер Андрон Кончаловский, снимавший «Сибириаду». И даже в своем прощальном слове артист Василий Бочкарев назвал Виталия «жестоким». Организаторам выступлений и гастролей Соломин не прощал задержки с оплатой гонораров себе и коллективу, а своей категоричностью режиссера доводил порой до слез. Но коллеги прощали его тяжелый нрав из-за его быстрой отходчивости и справедливости, а еще… Никто так, как Виталий Мефодьевич, не умел превратить театральные будни в праздники: то без особого на то повода устроить салют, то принести на капустник огромного осетра…

Виталию Соломину в декабре прошлого года исполнилось 60 лет, сорок из них он отдал Малому театру. Успех актеру принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп». Своему второму дому Соломин, устав от вечных разногласий с дирекцией театра, «изменил» лишь раз: в 1987 году он ушел на два года в Театр имени Моссовета, где был занят в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив». Когда же в 1990 году в Малом театре произошла смена «декораций» и художественным руководителем стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий поддался на уговоры брата и вернулся на родную сцену. После возвращения в Малый он с успехом поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», где блестяще сыграл Ашметьева.

«Старшему брату не стыдно за работу младшего в искусстве!» -- так поздравил с шестидесятилетием Виталия Юрий Соломин.

В театре поговаривают, что со старшим братом у Виталия были не слишком гладкие отношения. Причины неизвестны: то ли что-то личное, а может, новые режиссерские идеи Соломина-младшего с трудом пробивались сквозь двери руководства. К примеру, самый успешный мюзикл «Свадьба Кречинского», поставленный Виталием, так ни разу не вывезли на гастроли.

Юрий неутешен в своем горе. В гримерной, которую он в прямом смысле слова по-братски делил с Соломиным-младшим, все так, как и прежде: даже возле телефона, на тумбочке стоит баночка с любимым вареньем Виталия. Он как будто здесь, но вместо живого, с хитроватым прищуром Виташи, как ласково называли его в семье, портрет с черной лентой. Проходя мимо дверей, работники театра слышат, как Юрий разговаривает с фотографией.

В жизни ушедшего артиста были разные периоды: перерывы, успехи и неудачи. Играя на полутонах, он блестяще владел искусством перевоплощения. Театралы помнят созданный Виталием образ Астрова в спектакле «Дядя Ваня», -- героя со сложным характером, замыкающегося в себе. Зрители помнят также легкомысленного, казалось, родившегося только для забав и кутежа Бони из «Сильвы». А разочарованный в себе обольститель из «Зимней вишни»?.. Драма и комедия были в равной степени подвластны актеру.

«Умереть на сцене, а не немощным в постели… Для такой неблагодарной профессии, как актер, это настоящее счастье», -- сказал, прощаясь с артистом, Борис Хмельницкий.

Театральная площадь прощальными овациями проводила своего кумира в церковь Кирилла и Мефодия. Оттуда -- в последний путь. На Ваганьковское…